Девять символов 1990-х, на которых можно заработать

Андрей Велесюк, автор Inc.Russia
Фотографии: gettyimages.ru

Полароиды, 8-битные игровые приставки, жвачки “Love is” и другие культовые товары 20-летней давности снова в моде. Их продают и онлайн-магазины для «детей 1990-х», и хипстерские офлайн-точки, аудитория которых выросла уже в 2000-х. Эпоха лихой свободы актуальна, как никогда. Так давайте же вспомним вещи и явления перестроечного периода, которые еще не возродили, а надо бы.

Бренд «Лихие 90-е»

Последнее десятилетие ХХ века в воспоминаниях россиян — сплошная романтика. Бандитские стрелки во дворах жилых домов средь бела дня. Молодежь в футболках со знаком «Анархия» и изрисованные этим же символом подъезды. Пейджеры, первые мобильные телефоны, 600-й «мерс» и массивные золотые цепи поверх водолазки. Свобода, которая свалилась так неожиданно, что ее границы понимали, только переступив их.

В опросе ФОМ респонденты утверждают, что 20 лет назад оптимизма у людей было больше, а коррупции в стране — меньше. И на этой ностальгии уже зарабатывают. В Саратове проводят квесты в духе девяностых, есть интернет-магазины с товарами «из прошлого». Пора делать брендом само словосочетание «лихие 90-е».

Как заработать: Выпускать футболки, настольные игры, открывать тематический бар или коллекторское агентство.

Малиновый пиджак

Яркий (во всех смыслах) образ эпохи представил бренд Versace в 1992 году. В России малиновые пиджаки вошли в моду практически сразу, а вышли — в конце десятилетия. И тоже мгновенно: позже их носил, кажется, только Стас Барецкий. Но мода циклична, и вот в июне 2016 года модельер Демна Гвасалия показала пиджаки малинового цвета. А за пару месяцев до этого отечественный дизайнер Белла Потемкина выпустила на подиум мужчину в бархатном бордовом костюме, а сама Белла призналась, что это современное прочтение «того самого» малинового пиджака из девяностых.

Как заработать: Шить и продавать малиновые пиджаки.

«Брендовые» подделки

В девяностых Китай показал миру, что такое аутсорсинг в глобальном масштабе: крупные компании начали массово переносить производство в Поднебесную. Местные производители тут же наладили свободный обмен наработками: что-то вроде философии open source, только касалась она вещей. В итоге рынки, в том числе российский, заполонили поддельные аксессуары и одежда из дешевых материалов: Abibas, Pima, Nake — несуществующие марки мелькали повсюду и по бросовым ценам. Сейчас ситуация изменилась, но подделки всё также производят: автор этих строк лично видел в Китае штаны Apple со знаменитым логотипом.

Нет, мы ни в коем случае не рекомендуем копировать модели других брендов — это противозаконно и аморально. Придумывайте одежду сами, но назовите бренд фейковым именем. Что-то похожее в 2014 году сделала M.I.A. для младшей линии Versace. Хип-хоп-дива разработала линию одежды, вдохновляясь китайскими подделками под Versace, которые видела в детстве на лондонских рынках. Критики писали, что M.I.A. «вернула Versace стиль», и хвалили модный дом за самоиронию. Make 90s great again.

Как заработать: Выпускать «поддельную» одежду, сумки и аксессуары.

Диафильмы

Современные диапроекторы — пикопроекторы — продает предприниматель Михаил Буховцев. За год с небольшим, в течение которых существует проект, он заработал на гаджете $400 000. Михаил не копирует диафильмы, которые многие из нас помнят, а совмещает культуру того времени (читайте — ностальгию) с современными технологиями. Пикопроектор «избавляет родителей от головной боли подборки мультиков, видео, сказок для детей». Он показывает оцифрованные диафильмы, которых только на сайте Национальной электронной детской библиотеки почти 1200. Причем на этом рынке детских развлечений всего один игрок. Вдохновитесь опытом Михаила — и вперед.

Как заработать: Продавать пикопроекторы, создать приложение для стриминга диафильмов из облака.

Аудиокассеты

Крупнейший в США производитель кассет National Audio Company продал в 2015 году 120 млн копий аудиокассет и утверждает, что спрос в Северной Америке растет на 20% в год уже несколько лет подряд. Именитые музыканты — от Fall Out Boy до Metallica — по поводам и без выпускают релизы на устаревших носителях: виниле, CD и кассетах. Раскупают. Вы можете поучаствовать в воскрешении формата в нашей стране. В Питере уже работает — возможно, единственное в России — производство аудиокассет GoTape. Остается решить, на чем слушать. Подержанные аудиоплееры на Avito стоят от 500 рублей, бумбоксы — от 2 000. Новые можно купить на AliExpress — там цена плееров стартует от 2 000 рублей.

Как заработать: Продавать и/или выпускать кассеты и плееры.

Детские телепередачи

Если ты смелый, ловкий, умелый — значит, ты помнишь, что вечером в среду после обеда сон для уставших взрослых людей. Многие из тех, кому сейчас за 30, будними вечерами смотрели шоу Сергея Супонева. Заработать на передачах «Звездный час», «До 16 и старше» и «Зов джунглей» непросто, но вы вполне можете использовать их концепцию для ностальгических вечеринок. У львиной доли event-агентств есть услуга корпоратива «из девяностых», да и сами люди регулярно устраивают подобные тусовки. Яркое доказательство интереса к теме — вот это обсуждение во ВКонтакте: первое сообщение там появилось 9 августа 2012 года, а последнее (на момент написания текста) — в октябре 2016-го. Так что смело включайте на вечеринках телепрограммы из прошлого и устраивайте конкурсы в их стиле.

Как заработать: Проводить вечеринки и корпоративы в стиле телеигр из детства.

Мемы из девяностых

100. Миллионов. Долларов. Именно столько заработала владелица кота-мема Grumpy Cat (Сердитого котика) за два года — с 2012-го по 2014-й. Уже через несколько дней после того, как фотографии кота породы сноу-шу появились на развлекательном портале Reddit, телефон его хозяйки Табаты Бундесен разрывался от предложений рекламодателей. Она бросила работу официантки и занялась продвижением бренда Grumpy Cat, а сам зверь снялся в голливудском фильме «Худшее Рождество Сердитого кота», рекламе корма и стал героем двух книг. В США выпускают сувенирную продукцию с изображением Grumpy, печенье его имени и кофейный напиток. А недавно легендарный кот обзавелся собственной копией в музее восковых фигур мадам Тюссо.

Кот Тардар Соус доказал, что на мемах можно зарабатывать, и зарабатывать много. Так почему бы не срубить капусты на мемах из лихих девяностых? «Дима, помаши рукой маме». «До первой звезды — нельзя». «Просто добавь воды». Если вы старше 20 лет, то все эти фразы вам известны.

Как зарабатывать: Выпускать футболки, сувенирную продукцию и наклейки. Завести паблик в соцсетях, сайт, канал на YouTube.

Поясная сумка

«Челночные» сумки на пояс (в 1990-е их носили преимущественно рыночные торговцы) продает чуть ли не каждый магазин одежды, так что на этих штуках вряд ли получится заработать — ниша забита. Но есть хорошая новость: фотохостинг Pinterest проанализировал свежие тренды и утверждает: люди хотят носить не только поясные сумки, а вообще любые аксессуары, в которые можно что-то положить и которые при этом не надо держать в руках.

Вспоминаются футляры на ремень, в которых в девяностые носили пейджеры и телефоны. Потом телефоны уменьшились и перекочевали в карманы, а GQ и остальные модники внушили, что крепить аксессуары к ремню — признак дурного вкуса. Чушь. Те футляры надо вернуть: телефоны стали такими большими, что выросли в фаблеты и в карманах не умещаются. А вот чехол на пояс вполне может спасти ситуацию.

Как заработать: Выпускать поясные чехлы для гаджетов и сумки на пояс.

Фишки, они же — сотки и кэпсы

В 1990-х в каждом дворе обитали дети, которые сражались за редкие фишки, например, с покемонами. Механизм игры мог быть разный. Одни разбивали стопку кэпсов битой — большой тяжелой фишкой. Другие обходились без нее, бросая пачку соток на столешницу или другую ровную поверхность. В любом случае побеждал тот, кто перевернул решкой больше всего фишек.

Если вам кажется, что такие игрушки давно вышли из моды, вспомните настольные игры: их продают в сетях специализированных магазинов, а на производство скидываются всем миром на Kickstarter и других краудфандинговых платформах. А ведь казалось бы, кому сейчас нужны настолки?

Если одного аргумента мало, изучите опыт Rainbow Loom. Разноцветные резинки для создания украшений не самая инновационная игрушка, но некоторое время по ней сходили с ума все дети и взрослые.

Как заработать: Выпускать фишки и биты поштучно, наборами и коллекциями. Предлагать их торговым сетям и брендам: ДИКСИ — вместо прилипал, «Магниту» — вместо косможетонов, Coca-Cola — вместо стаканов.