Журнал
О проекте
О проекте
Inc. — журнал-икона американских предпринимателей.
Уже 37 лет он рассказывает, как запускать бизнес с нуля.
С 2016 года мы делаем это в России.
Связаться с нами лучше всего по электронной почте
Редакция
editorial@incrussia.ru
Рекламный отдел
ad@incrussia.ru
Адрес редакции
109263, город Москва, улица Шкулева, дом 9, корпус 1, офис II Вакансии
Придумать

Объясняем на пальцах: На рынке косметики боятся проблем из-за запрета «Боярышника». Стоит ли ждать кризиса в новом году?

После того, как в Иркутске от отравления косметическим средством «Боярышник» погибли 76 человек (число жертв растет), в России на 30 дней запретили продавать непищевую продукцию с содержанием спирта свыше 25%. Для парфюмерных и стеклоомывающих жидкостей сделали исключение, однако сети магазинов бытовой химии и парфюмерии опасаются коллапса. Есть средства для волос и другие товары по уходу за собой, где больше 25% спирта, но они не относятся к парфюмерии. Например, в лосьоне после бритья Gillette 69% спирта — многие продавцы его изъяли из продажи.

Первое время законопослушные продавцы убирали с прилавков любые непищевые товары с содержанием спирта больше 25%. Объединение сетей парфюмерно-косметической розницы «Дрогери союз» попросило Роспотребнадзор и Минпромторг смягчить ограничения, потому что запрет на продажу спиртосодержащей косметики может остановить производство товаров и спровоцировать на рынке кризис. Эксперты отметили, что под запрет попадает до 15% объёма продаж косметики и посчитали, что если все магазины будут соблюдать постановление правительства, за месяц ритейл потеряет до 10 млрд рублей. Продавцы также удивились, что одеколон «Тройной», который покупают «с совершенно очевидными» целями по цене от 15 рублей, не запрещают — этилового спирта там меньше 25%.

Через несколько дней, 29 декабря, Роспотребнадзор выпустил разъяснение: средства в аэрозольной упаковке, густой консистенции или с шариковым дозатором продавать можно. Поэтому в магазинах остаются средства для ногтей, по уходу за волосами и обувью, дезодоранты, освежители воздуха, антистатики, влажные салфетки и другие. Ведомство ответило также насчёт одеколона «Тройной»: продукцию дешевле алкогольных напитков призвали считать рисковой.

Предписание Роспотребнадзора снизило остроту проблемы, считает исполнительный директор «Дрогери союз» Константин Пьянков. Однако некоторые косметические средства по-прежнему под запретом, хотя их и не используют для приема внутрь (дорого). Например, лосьоны Gillette (от 350 рублей за 50 мл) не оснащены дозатором и попадают под запрет. Представители косметического рынка предлагают чиновникам разрешить продажу непищевой продукции с содержанием спирта, розничная цена которой выше 100 рублей. Не исключено, что такой компромисс устроит правительство. «Мы со своей стороны предложили Роспотребнадзору выступить экспертом при возникновении подобных ситуаций и помочь при нормативном регулировании рынка с целью повысить качество и эффективность нормативных документов», — отметил в разговоре с Inc. представитель «Дрогери союз».

Временный запрет действует до 25 января, а пока Правительство размышляет над постоянными ограничениями — конкретных решений пока нет. Чиновники предлагают повысить налоги на медицинский и технический спирт — тогда стоимость продукции на их основе резко вырастет. Производителей могут перевести на систему ЕГАИС, которая поможет государству контролировать объёмы производства. 27 декабря вице-премьер Александр Хлопонин и вовсе заявил, что «Валокордин» скоро будут продавать по рецептам, однако потом опроверг свои же слова. Если идея всё-таки приживется, это не повлияет на фармацевтические компании: рынок спиртосодержащих лекарств небольшой, утверждает заместитель гендиректора STADA CIS Иван Глушков. Спрос на эти средства падает, аптеки не заинтересованы в продажах — их доля менее 1%, говорит исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.

Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России