Журнал
О проекте
О проекте
Inc. — журнал-икона американских предпринимателей.
Уже 37 лет он рассказывает, как запускать бизнес с нуля.
С 2016 года мы делаем это в России.
Связаться с нами лучше всего по электронной почте
Редакция
editorial@incrussia.ru
Рекламный отдел
ad@incrussia.ru
Адрес редакции
109263, город Москва, улица Шкулева, дом 9, корпус 1, офис II Вакансии

Во сколько вам обойдутся сотрудники и что делать, чтобы платить меньше

Во сколько вам обойдутся сотрудники и что делать, чтобы платить меньше
Иллюстрация: Илья Кутобой
Штатные сотрудники стоят дороже оклада и премий. Прибавьте к этому 50% на налоги и страховые взносы. Плюс расходы на содержание рабочих мест, отпускные и больничные. В итоге один человек обходится почти вдвое дороже, чем получает на руки. Разбираемся, почему так выходит и как сэкономить.
(Просто, легально и без серых схем)

Вам предстоит:

  • прикинуть прямые и косвенные затраты на сотрудников
  • изучить способы оптимизации этих расходов
  • выбрать подходящий вариант и наслаждаться
  1. Прямые расходы на сотрудника

    Кроме зарплаты, премий, больничных и отпускных, это также ежемесячные отчисления государству:

    13% — подоходный налог (НДФЛ). Формально эту сумму платит сотрудник, а работодатель лишь выступает налоговым агентом — вычитает деньги из зарплаты и переводит куда надо. На самом деле сотрудник не воспринимает себя плательщиком НДФЛ, ведь эти 13% проходят мимо него, он их не видит. Поэтому на собеседованиях часто обговаривают только ту сумму, которую работник будет получать на руки, а НДФЛ работодатель прибавляет сверху.

    Так, если человек получает на руки 43 500 рублей в месяц, то еще 6 500 рублей уходит в налоговую в качестве НДФЛ. Итого официальная зарплата — 50 000 рублей. С этой суммы считают страховые платежи, которые должен платить работодатель. Их еще называют социальными налогами:  

    22% — отчисления в Пенсионный фонд. Если сумма зарплаты превышает 796 000 рублей в текущем году, выплаты в ПФР снижаются до 10%.

    2,9% — отчисления в Фонд социального страхования. После того, как зарплата переваливает за 718 000 рублей в текущем году, взносы в ФСС делать не надо.

    0,2–8,5% — взносы по травматизму, их платят всё в тот же ФСС. Размер взносов зависит от класса профессионального риска основного вида деятельности компании. Чем класс риска выше — тем больше ставка. Юридическая контора или сеть продуктовых магазинов платят по минимуму, а бригада высотных монтажников или лесозаготовительная компания работают по самой высокой ставке.

    5,1% — отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования.

    Промежуточный итог: от +49,65% до +57,95% к зарплате сотрудника, которую он получает на руки.

    Бухгалтер ООО «Стартап» Сидорова получила на руки за октябрь 43 500 рублей.
    Официальным заработком Сидоровой считается сумма 50 000 рублей, в нее включены 13% НДФЛ (это 6 500 рублей). Также организация заплатит:
    11 000 рублей в Пенсионный фонд
    1450 рублей в Фонд социального страхования
    2 550 рублей в Фонд обязательного медицинского страхования
    100 рублей — в ФСС по травматизму.
    С учетом «чистой» зарплаты, НДФЛ и страховых взносов бухгалтер Сидорова «стоила» в октябре 65 100 рублей. При этом на руки она получила только 43 500 рублей.

    Сюда же запишем отпускные: сотрудник отдыхает каждый год 28 календарных дней, почти месяц. Их них рабочих дней — 20.

    Еще есть государственные праздники, которые выпадают на будни: работать не надо, но зарплату придется платить. В 2017 году таких дней 13.   

    Итого в 2017 году работодатель оплачивает 33 «холостых» рабочих дня, полтора календарных месяца или, грубо говоря, 14,33% от зарплаты сотрудника.

    Всего прямых расходов: +63,98% к «чистой» зарплате сотрудника. Это минимум. Максимум, если взносы по травматизму самые высокие, — 72,28%.

    Предположим, что бухгалтер Сидорова получает каждый месяц одинаковую зарплату — 43 500 рублей. По итогам года ООО «Стартап» заплатит ей 74 802 рубля «вхолостую». Сидорова отдыхает, но деньги капают.

    Это если сотрудник не болеет. Первые три дня больничного оплачивает работодатель (потом бремя выплат ложится на ФСС).

    Косвенные расходы на сотрудника

    Каждая компания вкладывается по-своему, и даже грубо посчитать эти расходы у нас не получится. Но напомним, что минимальный набор косвенных трат выглядит так:

    • Обустройство и содержание рабочих мест. От аренды офиса и покупки компьютеров до обеспечения доступа к электроэнергии и интернету. А еще канцтовары, заправка картриджей МФУ и ремонт кондиционеров.
    • Содержание непрофильного персонала. Это те, кто не участвует в производстве продукции и не оказывает услуги, на которых специализируется компания. Такие сотрудники не приносят прямую прибыль. В редакции нашего журнала это уборщик, системный администратор и бухгалтер. Еще есть пиарщик, но он стажер и работает бесплатно. В клининговой компании, наоборот, уборщики — центры Вселенной, пупы Земли и становые жилы. Пиарщик по-прежнему не к месту.
    • Плюшки: ДМС, бесплатные обеды или фитнес. Да даже кулер с водой, ваза с печеньками и кофе-машина с зернами. Подарки сотрудникам на НГ, ДР и пр.

    Чтобы создать и содержать рабочее место для бухгалтера Сидоровой, ООО «Стартап» купило компьютер, стол, кресло и пакет программ. Это разовые затраты.
    Но есть и ежемесячные:
    5 000 рублей — обслуживание программного обеспечения
    1000 рублей — канцелярские расходы
    1500 рублей — аренда офиса, коммунальные и транспортные расходы (их делят поровну на всех сотрудников). 
    Ежемесячные косвенные расходы на бухгалтера — 7 500 рублей, или +17,24% к месячной зарплате на руки. Вместе с прямыми расходами ООО «Стартап» каждый месяц тратит на бухгалтера 78 833 рубля 50 копеек в месяц. На руки Сидорова получает всё те же 43 500 рублей. 

    Как снизить траты на сотрудников

    Не нанимайте сотрудников до тех пор, пока есть такая возможность. Это главный совет и самый эффективный способ оптимизировать траты. Работайте с подрядчиками хотя бы в непрофильных для вашего бизнеса областях. SMM можно доверить индивидуальному предпринимателю, даже если он работает один. Сайт — агентству. Бухучет легко отдать на аутсорсинг. Вам не придется платить за них налоги и страховые взносы, а также оплачивать отпускные, больничные и праздники. Им не нужно устраивать корпоративы, обновлять программное обеспечение и вообще селить в офисе.

    С нового квартала ООО «Стартап» передаст бухучет специализированной компании и будет платить 25 000 рублей в месяц. Экономия — 646 002 рубля в год. Даже если бы услуги бухгалтерской компании стоили 43 500 рублей в месяц (столько получает на руки штатный бухгалтер ООО «Стартап»), выгода всё равно очевидна: 304 002 рубля за год.

    Используйте упрощенную систему налогообложения «Доходы». На ней предприниматели и организации имеют право уменьшать свой налог на сумму выплат в фонды. Самозанятый предприниматель при удачном стечении обстоятельств может не платить налог вообще, а ИП-работодатель и ООО — списать до 50% налога.

    ООО «Стартап» применяет упрощенную систему налогообложения. По итогам квартала компания должна налоговой 160 000 рублей. В этот же период организация выплатила 90 000 рублей страховых взносов с зарплат сотрудников. Эту сумму можно использовать для уменьшения основного налога. Иными словами, вместо 160 000 рублей налоговикам надо перевести лишь половину — 80 000.

    Выберите «льготный» вид деятельности с пониженными ставками страховых взносов. Например, IT-компании по итогам 2016 года платят в ПФР 8% вместо 22%, в ФСС — 2% вместо 2,9%, а в ФФОМС — 4% вместо 5,1%. Аптеки на упрощенной системе налогообложения переводят 20% в ПФР и не платят в ФМС и ФФОМС. Так же поступают организаторы курсов, частные поликлиники и производители одежды.

    В документах для налоговой указывайте вид деятельности, которым действительно занимаетесь. Если во время проверки инспекторы узнают, что компания ведет не тот вид деятельности, который декларирует, то могут начислить взносы, взыскать пени и штраф. То же самое происходит, когда указываешь в качестве основного вида деятельности второстепенный — тот, который в действительности приносит меньший доход, чем другие. 

    Применяйте патентную систему налогообложения. Опция доступна ИП с социально важным видом деятельности вроде ремонта обуви, торговли продуктами или услуг спортивных тренировок. Такие предприниматели платят за сотрудников 20% в ПФР и освобождены от взносов в другие фонды. Приобрести патент может ИП, на которого работает не более 15 сотрудников и чей годовой оборот не превышает 60 млн рублей. Узнать стоимость патента поможет калькулятор.

    Станьте резидентом «Сколково». Резидент этого фонда вносит 14% в ПФР и освобождается от взносов в другие фонды на 10 лет. Основным видом деятельности должны выступать научные исследования и разработки, а также их коммерциализация. Важно, чтобы компания фактически работала на территории технопарка «Сколково». 

    Станьте резидентом территории опережающего развития. Он платит 6% в ПФР, 1,5% — в ФСС и 0,1% в ФФОМС в течение 10 лет. В России несколько десятков городов имеют или вот-вот получат статус ТОР. Они расположены на Дальнем Востоке, в Калининградской, Свердловской и Кемеровской областях, а также в Алтайском крае. Чтобы получить льготы, надо фактически работать на территории опережающего развития, а также соответствовать требованиям, которые устанавливает правительство. Если вы задумались над тем, чтобы стать резидентом территории опережающего развития, выясните у юриста, получится ли это у вашей компании.      

Подготовлено при поддержке юридической компании «Шеховцов и партнеры»

Поделиться
Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России