13,3% прибыли в среднем теряет малый бизнес из-за каждой проверки

Между проведением проверок и уменьшением прибыльности предприятий существует устойчивая взаимосвязь. Об этом говорится в аналитической записке, которую подготовил Институт проблем правоприменения (ИПП) при Европейском университете, передает РБК.

В результате проверки доходность фирмы средних размеров снижается на 6,2%. Малый бизнес теряет 13,3%. «Крупному бизнесу, по-видимому за счет размера и, как следствие, большего количества ресурсов, удается поглотить негативные эффекты проверок и избежать ухудшения экономических показателей», — утверждается в документе. 

«Антилидерами» проверок эксперты ИПП назвали Роспотребнадзор и Россельхознадзор: между визитами проверяющих из этих ведомств и падением прибыли существует «сильная взаимосвязь». 

В год в России проводится свыше 2 млн проверок, говорится в исследовании. Средняя проверка занимает 13 суток, в ней задействовано как минимум по одному сотруднику как со стороны проверяющих, так и со стороны проверяемой организации. По консервативным оценкам, 0,2% всего рабочего времени в России уходит на проверки. Но если учесть, что в проверки зачастую вовлечено больше двух человек, то это отнимает не менее 1% рабочего времени. «Нельзя забывать о том, что потенциально проверка может выключать из экономической деятельности неограниченное количество работников», — подчеркивается в аналитической записке.

При проведении анализа эксперты опирались на информацию из базы данных Orbis, где содержатся сведения о 150 млн компаний более чем из 90 стран мира, в том числе о 8 млн российских юрлиц. Кроме того, были использованы данные об 1 млн юридических лиц в шести регионах России (Брянская, Ивановская и Свердловская области, Мордовия и Удмуртия, Приморский край) за 2006–2014 годы, а также сведения о 252,5 тыс. проверок, размещенных на сайтах прокуратур за 2011–2014 годы.