Новости

Как два программиста создали международный бизнес по облачному хранению данных

Максим Азаров и Дмитрий Малин — выходцы из холдинга Rambler&Co. Создать успешный бизнес у них получилось не сразу: в сфере, которую они выбрали, пришлось конкурировать с IT-гигантами. О том, как им удалось найти свою нишу, получить финансирование от южнокорейских инвесторов и закончить 2016 год с выручкой в $2 млн, предприниматели рассказали РБК.


Азаров и Малин хотели создать второй Google или, на худой конец, Rambler, но быстро поняли, что не смогут конкурировать с крупными компаниями. В 2010 году они основали компанию ASD Technologies, которая разрабатывала серверное ПО на языке Python на заказ. Программистов они наняли в Нижнем Новгороде: город находится недалеко от Москвы, но зарплаты IT-специалистов там на треть ниже столичных. В итоге бизнес так и не стал успешным. «Мы не очень угадали с выбором направления. Рынок заказной разработки оказался рискованным — заказчики имеют свойство сворачивать проекты или сокращать бюджеты», — говорит Малин. Когда компания потеряла двух бюджетообразующих заказчиков, стало ясно, что нужно искать новое решение или закрывать бизнес.

В 2012 году программисты решили выпустить на рынок конкурента Google Drive и Dropbox. Тогда созданные IT-гигантами облачные хранилища позволяли пользоваться ограниченным объемом места на сервере: за дополнительные объем и функции нужно было платить. Азаров и Малин готовили к запуску сервис Cloudike с более демократичными ценами, который брал бы с пользователя деньги только за те услуги, которыми он воспользовался. Однако Google и, вслед за ним, Microsoft и Apple опередили их.


максим азаров

«Наш сервис был полностью готов к запуску, когда Google в 2013 году вдруг выпустил на рынок новую услугу — 100 гигабайт за $2 в год. После этого вопрос, будут востребованы все наши разработки или нет, отпал сам собой».

После второго по счету неудачного проекта предприниматели решили создать «простой и понятный Dropbox для операторов». Тогда созданием облачных решений увлеклись мобильные операторы, но придуманные ими частные хранилища проигрывали публичным облакам по удобству использования. Азаров и Малин поняли, что нужно действовать, и стали рассказывать о своей разработке менеджерам крупных компаний.  На них обратил внимание «МегаФон», который планировал запустить облачный сервис, который потом получил название «МегаДиск».

В 2013 году Cloudike выиграл тендер по созданию облачного решения для «МегаФона». Компания хотела выкупить не только решение, но и права на все разработки. Партнеры с трудом убедили менеджеров, что хотят сосредоточиться на зарубежных рынках и не собираются продавать софт прямым конкурентам «МегаФона». Денег, которые выплатил им телеком-гигант, хватило на дальнейшую работу над проектом.

В 2014 году к предпринимателям присоединился их бывший коллега по LG Сан Сун Унг Ли. Благодаря ему компания привлекла $1 млн от венчурных фондов Bon Angels и Coolidge Corner.


максим азаров

«Наиболее ответственная часть переговоров проходила в бане на берегу Волги. Мы заказали парение с четырех рук, особый мед, выкладывание стены вениками. В конце встречи нам почему-то принесли счет в три раза больше, чем мы ожидали, но инвесторы были довольны».

Компании удалось выйти на международный рынок. За три года Cloudike реализовала десять крупных проектов в телеком-компаниях, в число которых вошли «Vodafone Турция», индонезийский оператор Indosat Ooredoo и производитель электроники Vestel. Общая выручка компании за 2016 год превысила $2 млн. Судя по итогам первого полугодия, в 2017-м она вырастет на 50%. При этом 80% выручки приходится на зарубежные рынки: это Турция, Индонезия, Мексика и Южная Корея. Использование Cloudike позволяет операторам увеличить показатель среднемесячного платежа в пересчете на абонента (ARPU) на $1,5. Из-за возможности пользоваться бесплатным облачным хранилищем абоненты тратят больше денег на мобильный интернет.


максим азаров

«Цифровые услуги становятся неотъемлемой частью бизнеса телеком-операторов. Мы предвидим, что через 5–10 лет большинство компаний будут продавать мобильный трафик в пакете с операторским сервисом обмена сообщениями, а также в пакете с неограниченным облачным хранилищем для личных данных».

В конце 2015 года бизнес, некоммерческие компании, госорганизации США потратили на облачные технологии $4 205 млн, в то время как тот же рынок в России, по данным Gartner, не превысил $51 млн. О том, какие облачные хранилища использует бизнес и в чем заключаются плюсы и минусы каждого из них, читайте в материале Inc.