Журнал
О проекте
О проекте
Inc. — журнал-икона американских предпринимателей.
Уже 37 лет он рассказывает, как запускать бизнес с нуля.
С 2016 года мы делаем это в России.
Связаться с нами лучше всего по электронной почте
Редакция
editorial@incrussia.ru
Рекламный отдел
ad@incrussia.ru
Адрес редакции
109263, город Москва, улица Шкулева, дом 9, корпус 1, офис II Вакансии
Новости

Ответственность за подделку продуктов и их продажу предлагают усилить


Роспотребнадзор подготовил поправки в Уголовный кодекс, усиливающие ответственность за производство и продажу фальсифицированных продуктов, пишут «Известия».

В своем законопроекте ведомство предлагает дополнить УК новой статьей 238.2 — «Производство в целях сбыта, ввоз на территорию РФ в целях сбыта либо реализация фальсифицированной пищевой продукции». Наказание за такое деяние разнится в зависимости от масштабов: от штрафа на 300 тысяч рублей до двух лет исправительных работ и штрафных санкций в размере 3 млн рублей. 

Сегодня за обман потребителей Кодекс об административных правонарушениях предусматривает лишь штраф — для юрлиц до 1 млн рублей (ст. 14.7). Согласно закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов», фальсифицированными считаются «продукты, материалы и изделия, умышленно измененные или имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной».  

В пресс-службе Роспотребнадзора уточнили, что ответственность за фальсификацию наступит только при наличии умысла в действиях производителей, импортеров или продавцов. По данным ведомства, около 80% фальсификата приходится на молочную продукцию (чаще всего молочный жир заменяют более дешевыми растительными или тропическими маслами). 

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ поддержал инициативу Роспотребнадзора. Фальсификация продуктов, по его мнению, приводит к недобросовестной конкуренции. «Это деформирует рынок, вытесняет добросовестных изготовителей. Хочется, чтобы появились инструменты, которые напугают фальсификаторов», — отметил он. 

«Опора России» тоже одобряет законопроект, но с оговорками. В частности, вице-президент этой организации Владлен Максимов сомневается в необходимости введения уголовной ответственности за фальсификацию для продавцов. «Торговля не может проверять товар и определять, фальсификат это или нет», — пояснил он. Например, по словам Максимова, красная икра «подделывается тотально». «Экспертиза здесь очень дорогая и требует времени. И это только по одному типу продукции. Никто из продавцов с этим связываться не будет», — убежден вице-президент «Опоры России». По его мнению, Роспотребнадзору следует четко прописать в своем законопроекте, что уголовная ответственность наступит только при наличии умысла. 

Напомним, исследование, проведенное Высшей школой экономики, показало, что незаконный оборот на рынках одежды, продовольствия, алкоголя, табака, косметики, предметов личной гигиены и чистящих средств в 2015 году составил 2,5 трлн рублей — 15% от всего оборота рынков. Самая большая доля контрафакта — на рынках алкоголя (40%) и одежды (35%), парфюмерии и косметики (20%) и продовольствия (10%). На рынках табака, товаров личной гигиены и чистящих средств доля контрафакта составила 4–5%.

Основными факторами для исправления ситуации авторы исследования назвали повышение легальности и предсказуемости условий для ведения бизнеса в стране, точечные меры по борьбе с нарушителями и повышение эффективности уже существующих норм. Также в документе отмечена «особая роль» кампании по маркировке товаров — но отдельно указано, что она не может стать «панацеей» для отрасли.

Поделиться
Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России