Поправки подготовили представители Минэкономразвития. Издание отмечает, что в 2016 году госкомпании потратили на закупки 25 трлн рублей. Ранее руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев назвал конкурсы непрозрачными и отметил, что 95% контрактов заключают с единственным поставщиком.
Проект поправок в первом чтении приняли еще в сентябре 2015 года, однако позже представители госкомпаний выступили против сокращения способов закупок с 3800 до пяти. Замглавы ФАС Рачик Петросян напомнил, что служба выступала за закрытый перечень процедур для закупок у малого и среднего бизнеса (до 400 млн рублей), для них же и закрытый перечень площадок – шесть, определенных для госзаказа. Петросян надеется, что «практика будет успешной и ее можно будет распространить на все закупки госкомпаний».
Кроме того, изменения в системе госзакупок призваны снизить издержки компаний на участие в тендере, которые могут составлять до 5% от цены договора, — все тендеры предлагают перевести в электронный вид с 1 июля 2018 года. Закупки у единственного поставщика можно будет не размещать в Единой информационной системе, что, по данным издания, снизит издержки заказчиков примерно на 30%.
В Минэкономразвития учли также предложение участников рынка о выводе из-под закона внутригрупповых закупок сырья у собственных «дочек». Из-под регулирования выведены взаимозависимые лица, а также сделки с недвижимостью, если продавцом выступает государство. При этом компании будут сами определять, конкурентен ли способ конкретного предложения, указывая это в положении о закупке.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты и владелец малого бизнеса Елена Дыбова отметила, что после принятия поправок для малого и среднего бизнеса доступ к заказу госкомпаний улучшится кардинально. Дыбова пожаловалась, что бизнесмены не могут освоить все разнообразие способов закупок и множество электронных площадок. «Я одолела десять», — сказала она.
Первый проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин скептически отнесся к предлагаемым поправкам и отметил, что они вряд ли улучшать ситуацию с конкурсами госкомпаний и государства. По мнению эксперта, изменения касаются регулирования процесса отбора поставщиков, тогда как надо смотреть на эффективность результата, говорит он.