Журнал
О проекте
О проекте
Inc. — журнал-икона американских предпринимателей.
Уже 37 лет он рассказывает, как запускать бизнес с нуля.
С 2016 года мы делаем это в России.
Связаться с нами лучше всего по электронной почте
Редакция
editorial@incrussia.ru
Рекламный отдел
ad@incrussia.ru
Адрес редакции
109263, город Москва, улица Шкулева, дом 9, корпус 1, офис II Вакансии
Новости

Россиянам могут дать возможность запретить сбор данных о себе

У россиян может появиться законодательная возможность запрещать компаниям собирать о них «большие данные». Об этом в интервью РБК рассказал помощник президента Игорь Щеголев.

Соответствующую норму могут включить в готовящийся законопроект о регулировании больших пользовательских данных. По словам Щеголева, с развитием промышленного интернета и интернета вещей объем данных, «по которым можно будет однозначно вычислить человека, с которым эти данные связаны, будет увеличиваться». «И не всегда эти данные могут быть квалифицированы напрямую как персональные», — отметил помощник президента. 

Уже сейчас, по словам Щеголева, есть «явления, которые находятся на грани, в серой зоне, просто пока эта зона не отрегулирована». «Когда, например, операторы связи передают данные об абонентах банкам и другим компаниям. Строго говоря, они собирают данные о пользователях, которые прямо не прописаны в законе о персональных данных. Но они явно были собраны не в тех целях, на которые давал согласие абонент», — пояснил Щеголев. 

Поэтому, по словам помощника президента, рассматривается идея о том, чтобы у пользователя появилось больше возможностей влиять на судьбу тех данных, которые о нем получены. «Раз уж такие данные могут начать влиять на судьбу хозяина», — добавил Щеголев. 

Помощник президента подчеркнул, что пользователи, подписываясь под пользовательскими соглашениями, понимают, что их данные нужны для вполне определенных целей. «Но с течением времени их стали использовать по-другому. У людей должно быть понимание, что о них собирается и для каких целей это используется. Должна быть возможность сказать: «Для этого я готов такие-то данные предоставлять и готов, чтобы они таким образом использовались, а для этого не готов. Поэтому, будьте любезны, эти данные обо мне больше не используйте», — пояснил Щеголев.   

По словам помощника президента, подобное регулирование сейчас вводится и в Европейском союзе. «Там не только обсуждаются подобного рода меры, но некоторые уже принимаются в рамках реформы телекоммуникационного рынка и защиты персональных данных», — подытожил Щеголев.

В начале ноября 2016 года глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что рабочая группа по вопросам развития интернета при администрации президента начала разработку законопроекта, регулирующего работу с большими пользовательскими данными. Четкого определения этого понятия пока не существует. Как объяснял представитель рабочей группы, это все данные о пользователе, которые собирают информационные системы и устройства, в том числе профили пользователей на интернет-ресурсах. По мнению главы Роскомнадзора, к этой категории данных можно отнести практически всю информацию о геолокации, биометрии, а также о пользовательском поведении на различных сайтах. 

Напомним, российский интернет-холдинг Mail.Ru Group намерен
продавать данные о пользователях всех своих проектов. Информация будет обрабатываться и передаваться заказчикам только в обезличенном виде. 

Продавать данные о своих клиентах собирается
и Сбербанк. Речь идет о прогнозных и статистических моделях, в основу которых лягут обезличенные данные о банковских клиентах.

Поделиться
Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России