23 декабря 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал
Малому и среднему бизнесу в России ещё никогда не было так дёшево выходить на биржу. Как и зачем это делать?
Текст: Виктория Скребцова
В 2019 году благодаря национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство» была запущена инициатива для малых и средних предприятий: государство готово почти полностью компенсировать их затраты по выпуску облигаций на фондовой бирже. С учётом того, что за последние годы банки так и не стали охотнее выдавать кредиты МСП (из-за этого каждый пятый бизнес вынужден занимать «у друзей»), биржевые инструменты становятся для них всё более реальным способом пополнить бюджет и получить шанс на развитие.
Inc. вместе с нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство» рассказывает, как компании понять, готова ли она к выходу на биржу и какие преимущества может от этого получить.
Что такое корпоративные облигации
Если не брать в расчёт инвестиционные фонды и поиск бизнес-ангелов, основных способов привлечь деньги от внешних кредиторов на рынке два. Первый — банковский кредит. Процент МСП, имеющих хотя бы один действующий кредит, в России составляет всего 22 против 42% в среднем по развитым странам. Чаще всего банки отказывают компаниям из-за того, что тем нечем обеспечить кредит. Большинство стартапов, например, в инновационной сфере, просто не располагают недвижимостью, которую могут гарантировать в качестве залога.
Второй способ привлечь крупную сумму — выпустить облигации, то есть ценные долговые бумаги. Тот, кто покупает облигации (это может быть как физическое, так и юридическое лицо), как бы даёт свои деньги взаймы компании с целью в будущем получить доход. Отличие облигаций от других ценных бумаг в том, что покупатель всегда знает, когда и какую выплату по процентам он получит от компании за то, что когда-то помог ей своим займом.
Облигационный заём используют с той же целью, что и банковский кредит: например, когда компания хочет запустить новый проект, закупить оборудование, рефинансироваться или просто пополнить оборот средств. При этом для привлечения средств таким способом бизнесу не нужны залоги и поручители.
Корпоративные облигации бывают купонными и дисконтными. По купонным инвестор получит проценты от номинальной стоимости бумаги, выплату процентов называют погашением купона. Обычно процентная ставка по купонным облигациям фиксированная, то есть эмитент всегда знает, сколько ему нужно вернуть, а инвестор — какой доход в итоге получит. Дисконтные облигации при покупке стоят ниже номинальной стоимости, но погашаются по номинальной. Разница между ценой размещения и номинальной стоимостью и называется дисконтом.
Сроки погашения облигаций всегда тоже четко обозначены, по ним облигации делятся на краткосрочные (компания обязуется вернуть проценты в течение года), среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (на то, чтобы выплатить инвестору полную сумму по обязательствам, компании нужно от пяти лет).
Зачем малому бизнесу выходить на биржу
Выходя на биржу, компания привлекает средства у широкого круга инвесторов, поэтому не концентрирует все риски на одном кредиторе, который в любой момент может поменять правила сотрудничества. Например, когда меняется ставка Центрального банка, кредитные организации со временем меняют и собственную ставку. За примерами не нужно долго ходить: 17 декабря Центральный банк поднял ключевую ставку до 8,5% — до максимума с 2017 года.
В случае с облигациями компания может распоряжаться своим долгом более свободно и решать вопросы по выплатам с инвесторами в более гибком формате. Например, выкупать долг, гасить облигации частично и поэтапно.
Но главное, что компании стоит понимать об облигациях, — привлечение инвестиций с их помощью способно значительно ускорить рост компании.
Обычно процесс выхода на биржу — с момента принятия решения до непосредственной эмиссии — занимает четыре–шесть месяцев. Малый и средний бизнес вполне может выйти на биржу самостоятельно, но будет дорого. Ведь нужно провести аудит, заплатить за листинг и рейтингование — это несколько миллионов рублей. Если для крупной компании это может быть рядовой суммой, то для малого и среднего бизнеса — критической.
Чтобы помочь компаниям сэкономить, в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» и появились субсидии для выхода на биржу.
Затраты возмещают компаниям, которые подпадают под статус МСП: имеют в штате не более 250 работников, а их годовой оборот не превышает 2 млрд рублей. Другое важное условие — компания не должна иметь просроченной задолженности перед бюджетом: неисполненных обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. А доля средств иностранных владельцев в уставном капитале компании не должна превышать 50%.
Как принять решение и сэкономить на размещении
Первый шаг — определиться, готовы ли вы стать полностью «прозрачными». Для компании выход на биржу означает полную открытость. Инвесторы должны понимать, с кем они имеют дело, кому отдают свои деньги — уровень доверия компания-эмитент должна чем-то подтвердить. Если компания берёт кредит, банк проводит скоринг — проверяет кредитную историю организации, смотрит отчётность, устанавливает рейтинг. А при выходе на биржу поверка проходит через аудит.
Второй шаг — определиться с объёмом выпуска и выбрать организатора размещения. Объём выпуска компания может определить самостоятельно: чем больше облигаций, тем дороже обойдётся выпуск. Так, участники программы субсидирования от нацпроекта выпускали облигаций от 40 млн до 2 млрд рублей. Помочь определиться с объёмом может организатор размещения. Он же андеррайтер — это «дирижёр» выхода компании на биржу: он консультирует эмитента, организует встречи с инвесторами и помогает компании получить кредитный рейтинг, проводит клиринг (рассчитывает нетто-позицию по заключённым сделкам). Для понимания: мировые лидеры андеррайтинга — это, к примеру, Morgan Stanley, Goldman Sachs & Co., J. P. Morgan. В России тоже есть рейтинг андеррайтеров, в числе лидеров ВТБ, «Тройка Диалог», Сбер, Райффайзенбанк.
Третий шаг — выбрать ПВО, то есть представителя владельцев облигаций. Это компания, которая выступает на стороне владельца облигаций, единый представитель облигационеров. Без такого представителя выход на биржу невозможен. Главная задача трасти (лицо, уполномоченное представлять интересы инвесторов) — контролировать, чтобы эмитент выполнял обязательства по облигациям. Список конкретных обязанностей ПВО довольно объёмный, при этом главный принцип, которым он должен руководствоваться, — интересы инвесторов.
Четвёртый шаг — получить рейтинг. Это необязательная, но желательная для субъектов МСП процедура. Выпустить облигации можно и без рейтинга, но в таком случае компания не попадёт в сектор роста и будет считаться более рискованной. В качестве субсидий МСП могут полностью возместить до 2,5 млн рублей на получении рейтинга и листинга. По данным нацпроекта, подавляющее большинство компаний получают возмещение в полном объёме. С 2021 года у эмитентов появилась возможность включать расходы на получение рейтинга в сумму расходов при размещении облигаций.
Затем происходит эмиссия облигаций, инвесторы их покупают. По национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство» компания может вернуть себе до 70% купонного дохода, который должна выплатить инвесторам после эмиссии. При этом объём субсидий привязан к ключевой ставке: даже если она поднимется, компания-эмитент не должна будет платить инвесторам больше. Рыночная ставка сейчас составляет 12,5% — это то, сколько компания должна выплатить сверх вложенной инвестором суммы. Но благодаря национальному проекту компания-эмитент платит намного меньше, в среднем около 5%.
Зачем это государству
Сегодня в России около 4 млн самозанятых и больше 3 млн ИП. И для государства субсидирование выхода на биржу — одно из направлений поддержки субъектов МСП на всех этапах их жизненного цикла: от статуса самозанятого и ИП до ООО. Привлечение биржевых инструментов — один из видов помощи. Субсидию возмещают не через биржу, а напрямую субъекту МСП, это прямая финансовая поддержка.
Логика государства в том, чтобы представители малого и среднего бизнеса — разного размера, с разной спецификой и географией — имели возможность расти. Так, для субъектов МСП с оборотом от 1 млрд до 2 млрд программа — толчок для того, чтобы рвануть в категорию крупного бизнеса.
Субсидирование по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство» действует уже несколько лет. В 2019 году государство помогло эмитентам на общую сумму 3 млрд рублей, в 2020-м — на 6,4 млрд. А за первые десять месяцев 2021 года — на 7,8 млрд. При этом некоторые компании размещаются повторно: с помощью облигаций они полностью отказались от других видов займа и полностью независимы от банков.
Субсидиями на облигации сегодня чаще всего интересуются высокотехнологичные, инновационные компании в области биотехнологий (генетика и в целом медицина), способов передачи данных, финансов, технологичных пищевых производств. У них почти никогда нет недвижимости и других ресурсов, которые можно было бы передать в залог банку. Инновационные компании живут за счёт интеллектуальной собственности, поэтому для них выпуск облигаций — более привлекательный инструмент, чем кредит.
Наиболее активно облигациями пользуются компании из Новосибирской, Омской, Свердловской областей и Татарстана, а также из Пемзы, Санкт-Петербурга и Москвы (так, например, в программе участвуют компании из «Сколково»).
Узнайте о всех мерах поддержки бизнеса и национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство» на сайте.
Узнайте о всех мерах поддержки бизнеса и национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство» на сайте.