Журнал
О проекте
О проекте
Inc. — журнал-икона американских предпринимателей.
Уже 37 лет он рассказывает, как запускать бизнес с нуля.
С 2016 года мы делаем это в России.
Связаться с нами лучше всего по электронной почте
Редакция
editorial@incrussia.ru
Рекламный отдел
ad@incrussia.ru
Адрес редакции
109263, город Москва, улица Шкулева, дом 9, корпус 1, офис II Вакансии
Разобраться Партнерский материал

11 советов инвесторам, думающим об ICO

11 советов инвесторам, думающим об ICO

Initial Coin Offering (ICO) — первичная продажа цифровых монет (токенов) для привлечения инвестиций — сейчас в моде. По данным исследования Autonomy, только за первую половину 2017 года с помощью ICO компании привлекли $1,2 млрд и в некоторых проектах инвесторы рассчитывают на космические десятки тысяч процентов. В России ICO — это серая, не запрещенная, но и не регулируемая зона венчурного рынка. Столкнувшись с мошенниками, начинающий инвестор может потерять деньги. Вот основные правила грамотных инвестиций в ICO.


1

Реальный сектор или IT-стартап


Инвестор должен понимать, стартап какого сектора его интересует. Не хотите рисковать — выбирайте реальный бизнес, но здесь не будет особой прибыли. Российские предприниматели, которые хотят строить циркониевый завод на деньги от ICO, еще в White Paper (документация к проекту) сообщали, что месячная доходность токенов около 5,5%, а проект окупится через год с даты начала строительства.

Среди IT-стартапов доходность — но и риски — выше. Токены Ethereum со времени своего ICO в июле 2014 года выросли уже на 82 801%. Из недавних примеров — июльское ICO сингапурского блокчейн-стартапа Status (разработка мессенджера с открытым исходным кодом). Команда собрала  $112 млн за несколько часов, в моменте токены уже стоили вдвое дороже цены размещения.


2

Насколько хороша идея


Оцените идею, рынок и потенциал проекта. У чистых блокчейн-платформ типа Ethereum или EOS огромный рынок и, потенциально, огромная же капитализация. Стартап Civic, работающий в области цифровой идентификации личности, решает насущную проблему и в него, скорее всего, есть смысл вкладываться в расчете на высокий потенциал роста курса токенов.


3

Команда, команда, команда


Обязательно нужно посмотреть на команду — есть ли у них успешные кейсы, существуют ли эти люди в реальности. Уже были эпизоды, когда для ICO рисовали выдуманных персонажей, собирали большую сумму и сбегали. Чтобы такого не повторялось, нужно проверить команду разработчиков, поискать их профили в социальных сетях BitcoinTalk, LinkedIn или Facebook. Смотрите на прежние проекты организаторов ICO, на их успешность. И обязательно читайте White Paper проекта: есть ли там четкие разделы, насколько полное описание, написано ли оно понятным языком. Если суть проекта изложена невнятно, стоит поостеречься.


4

MVP и план развития


MVP расшифровывается как minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт. Если у команды есть первичная сборка продукта — значит, выше шанс, что над ним будут работать в дальнейшем. Одновременно с MVP изучаем план развития (road map): качество проработки и горизонт планирования. Насколько цифры соотносятся с реальностью, куда стартаперы собираются развивать продукт. Всё тот же циркониевый завод выложил всю математику: сколько стоит завод, когда они станут рентабельными, как и какими способами будут выкупать токены у владельцев. Наличие MVP и качественного роуд-мапа — однозначно плюс, в такие проекты есть смысл инвестировать.


5

Кто в эдвайзерах


Эдвайзер — это что-то вроде стороннего аудитора проекта. Если ICO проводит новый мессенджер и Павел Дуров одобряет проект, можно  задуматься об инвестициях. Для многостороннего проекта необходимо несколько эдвайзеров из разных областей. Имя эдвайзера проверяем через соцсети и публикации в СМИ по степени связи с тематикой проекта: если это не эксперт, вероятно, перед вами мошенники.


6

Что дает токен


Цена токенов напрямую зависит от популярности самой платформы. Токены Ethereum дают возможность сделать транзакцию и оплатить смарт-контракт. Платформа масштабна, и на них есть спрос, поэтому в начале этого года токен стоил $9, а на пике — около $400. Есть и аналоги IPO — покупаешь цифровые монеты и получаешь часть будущей компании в собственность, но здесь не будет больших процентов. Третий способ — продажа токенов с обещанием выкупить их в дальнейшем. Четвертый — токен гарантирует владельцу стабильные  дивиденды в дальнейшем. Выше всего доверие ко второму способу, когда за деньги вы получаете часть компании, особенно если проект базируется в Сингапуре или Японии. В других странах даже токен в обмен на долю в компании не дает стопроцентной гарантии, поэтому решение принимается по совокупности показателей.


7

Сколько планируют собрать


Важно, насколько желаемая сумма сбора соотносится с задачами бизнеса. На отечественный продукт SONM (Supercomputer Organized by Network Mining) собрали $42 млн. Но зачем им столько, если они не вкладываются в маркетинг и у них только разработка? В итоге токен торгуется ниже цены на ICO, инвесторы в убытке. Не стоит вкладываться в проект, собирающий сумму, значительно превышающую его инвестиционные потребности.

Желательно, чтобы токенов было меньше, чем количество потенциальных участников в ICO, потому что потом их можно будет продавать на бирже и цена вырастет. Посмотрите, когда планируют выкладывать токены на биржу. Есть пример стартапа Tezos, который собрал $200 млн и не стал выводить токены в открытую торговлю. Но поскольку они решают конкретную задачу — масштабирование сети Ethereum (во время ICO проекта Status она упала из-за высокого ажиотажа пользователей), — есть вероятность, что в дальнейшем их капитализация будет исчисляться миллиардами долларов и инвесторы выиграют.


8

Сколько токенов команда оставляет себе


Если стартаперы оставляют себе больше 40% токенов, то, скорее всего, они хотят полностью контролировать ситуацию, а это противоречит самой идее блокчейна и децентрализации. А если команда оставляет немного токенов, то верят ли они в этот проект? Но рынок молодой и пока неясно, какую пропорцию считать убедительной. Для удобства можете ориентироваться на показатель 10-20%.


9

Наличие escrow


Escrow — это люди или сервисы, которые выступают доверенной стороной в сделке между продавцом и покупателем. Они контролируют снятие денег после завершения ICO. Если стартаперы их не убедили, деньги будут временно заморожены. Таким образом escrow страхует участников от недобросовестного выполнения условий. Однако в некоторых случаях escrow будет всё только тормозить. Для нашей платформы KICKICO это была бы беда — нам нужно было срочно пустить деньги в оборот и совершенно не хотелось зависеть от других людей. Escrow  — это плюс, но такой сервис не всегда необходим.


10

Наличие GitHub для IT-проектов


Проект из области open source в обязательном порядке должен выложить открытый исходный код  — на блокчейне иначе нельзя. Должен быть GitHub (это сервис для хостинга и совместной работы над IT-проектами), должен быть смарт-контракт, код должен регулярно обновляться. Когда заявлен ICO открытого IT-проекта, а код нерегулярно обновляется или там вообще выложена чушь, рисковать деньгами не стоит. Вам не нужно быть экспертом: если открытый код неудачный, проект автоматически получит плохую обратную связь от гиков. К тому же, большинство проектов всегда обсуждают в интернете. У нас для этого есть чат в телеграме — зайдите туда и посмотрите, что пишут другие участники.


11

Управление через The DAO


Decentralized Autonomous Organization — организация на облачном коде, которой коллективно управляют все ее инвесторы. The DAO позволяет желающим со всего мира управлять общим фондом средств. Уже есть проекты, которые в дальнейшем должны управляться с помощью The DAO, и это хороший сигнал для инвестиций. Но есть и оговорки — такой формат подходит не всем проектам, в некоторых случаях он может мешать менеджменту.

Поделиться
Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России