Ад непродуктивности. Почему опенспейс — издевательство над собой и подчиненными

Ад непродуктивности. Почему опенспейс — издевательство над собой и подчиненными
Фото: gettyimages.ru
Рассуждения о преимуществах командной работы плечом к плечу с коллегами — от лукавого. Давайте начистоту: общее рабочее пространство придумано исключительно ради экономии на аренде. Пространство без стен в офисных центрах и коворкингах стоит не в пример дешевле полноценного офиса.

Да, в опенспейсе вы можете постоянно общаться с коллегами, обмениваться идеями и просить помощи. Однако у работы в помещении с открытой планировкой есть побочные эффекты, которые сводят все плюсы на нет. Эти недостатки описал обозреватель BBC Capital Брайан Борзиковски, и главный из них звучит так:

Опенспейс ухудшает память и мешает сконцентрироваться

Мы лучше усваиваем и запоминаем информацию, когда сидим на одном месте и не отвлекаемся, утверждает Салли Августин, специалист по психологическому дизайну La Grange Park. Люди невольно проецируют на окружающие вещи свои воспоминания и идеи, вкладывают в предметы мысли, которые пронеслись в голове и которыми хочется поделиться.

Радикальная форма опенспейсов — hotdesking, то есть работающие по принципу «свободного стола». Рабочие места там не закреплены за отдельными сотрудниками, люди перемещаются по офису вместе со своими вещами, в разное время на одном и том же месте сидят различные работники. Из-за смены обстановки память работает хуже, полагают исследователи. Возможно, этот феномен объясняет, почему я постоянно забываю, зачем поднялась на второй этаж — не помню, что хотела принести или сделать. Наши воспоминания не просто хранятся на «жестком диске» и ждут момента, когда мы вытащим их оттуда. Чтобы вспомнить что-то, нам нужны стимулы, и постоянная обстановка — один из них.

Мы понимаем всё это интуитивно. Вспомните школу: когда учитель не рассаживал учеников, каждый мог менять место хоть каждый урок, однако многие выбирали парту и негласно закрепляли ее за собой. Еще пример: попробуйте занять место человека, который вышел в туалет посреди киносеанса. Несмотря на то, что зал почти пустой и свободных мест море, по возвращении незнакомец попросит освободить его кресло (а то и распустит руки). Даже когда нас не обязывают к постоянству, мы инстинктивно остаемся верны одному месту.

Исследования подтвердили, что проблема с концентрацией внимания типична для большинства сотрудников, которые регулярно проводят время в опенспейсе. Лучше с этим справляются те, кому нравится работать в наушниках  под музыку. Однако если вы любите тишину, а рядом сидит коллега, из гарнитуры которого слышны басы, — вы обречены. И даже если все вокруг трудятся молча (ага, как же), кликанье мышки, клацанье клавиатуры, вибрации мобильных телефонов и сигналы уведомлений электронной почты создают раздражающий шум.

Обозреватель BBC Capital Брайан Борзиковски:
 — Кроме привлекательной цены на опенспейсы, главный аргумент в их пользу — возможность взаимодействия с коллегами. Однако хорошо известно, что мозговые штурмы редко рождают гениальные идеи и скорее напоминают коллективное чесание языками.

Опенспейс сохраняет бизнесу кучу денег: не нужен дорогостоящий ремонт, возведение стен и отдельные столы. Но стоит ли низкая продуктивность такой экономии? Если да, то лучшей альтернативой, на мой взгляд, будет удаленная работа: благодаря мессенджерам, приложениям для совместной работы и телефонам легко всегда оставаться на связи и чувствовать себя командой. А встречаться всем в офисе можно лишь время от времени в коворкинге.

Ведь постоянно сидеть бок о бок не значит обсуждать текущие проекты. Мы часто выслушиваем исповеди о проблемах в личной жизни коллег или рассказы о семейной вылазке в IKEA на выходных.

Безусловно, личное общение не по работе сближает команду лучше, чем любые тимбилдинговые мероприятия. Зная соседа по столу как человека, а не только как профессионала, вы становитесь с ним одной командой. Менеджеры тратят на мероприятия по сплочению большие деньги, в то время как лучше всего коллектив сближает неформальное общение. Только разглядев в коллеге человека, который время от времени нуждается в помощи, переживая вместе с ним несчастливый брак или болезнь матери, вы будете охотно помогать ему — и за пределами офиса, и на работе.

С этой точки зрения офис, возможно, лучший способ повысить производительность команды. Но любое общение надо дозировать, оно не должно отвлекать от работы. Поэтому если ваша команда каждый день работает в офисе, пожалуйста, откажитесь от опенспейса или разрешите сотрудникам работать из дома. Вот увидите — будет лучше.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.