Фестиваль «Московское лето. Цветочный джем»: в чем выгода для бизнеса

Фестиваль «Московское лето. Цветочный джем»: в чем выгода для бизнеса
Фото: Антон Белицкий

Одной из главных задач фестиваля «Московское лето. Цветочный джем» (прошел с 20 июля по 6 августа) власти Москвы называют помощь малому бизнесу. Участники фестиваля отбираются по конкурсу, в этом году из подавших заявки выбрали 300 компаний и частных предпринимателей. Но у таких счастливчиков есть претензии к организаторам (мало рекламы, торговые места с низкой проходимостью). Участники фестиваля рассказали Inc., почему готовы торговать себе в убыток и сколько зарабатывают (если зарабатывают) за фестивальный день.


Что такое «Московское лето. Цветочный джем»


Фестиваль «Московское лето» проводится по инициативе мэрии в четвертый раз, в 2014-2016 году — под названием «Московское варенье», в этом — «Цветочный джем».

В 2017 году власти Москвы потратили на фестиваль около 80 млн рублей.

На нем работало 44 торговые площадки в центре (площадь Революции, Камергерский, Тверская площадь) и в округах (на Речном вокзале, в Конькове, Реутове, Зеленограде, Троицке).

По данным организаторов, фестиваль в этом году посетили 7,2 млн человек


Условно бесплатный

— На первой ярмарке 3 года назад мы получали выручку под 100 тысяч за день! Но последние два года серьезный спад —  более 50%.  В прошлом году было очень жарко — не до варенья.

В этом году, по словам Артамоновой, организаторы фестиваля вложили в его  программу и оформление «огромные деньги», но рекламы было «очень мало».

— Поэтому и нет целенаправленных покупателей — только случайные прохожие и иностранцы, — жалуется Артамонова. — На Площади Революции продажи более-менее — 9–20 тысяч рублей в будние дни и 30 тысяч — в пятницу/субботу. Вторая точка у нас в Зеленограде, и там мы точно будем в минусах — там очень мало посетителей, шале поставили где-то под мостом, никакой рекламы.

Но даже низкие продажи и необходимость вкладываться в оформление невыгодных точек для многих не повод отказываться от участия в фестивале. Для новых и небольших компаний это в первую очередь возможность заявить о себе.

Фото: Антон Белицкий

— Для нас это — идеальная площадка, тут мы общаемся с покупателем напрямую, без посредников, — говорит заместитель генерального директора по маркетингу кондитерской компании «Квадрат» Ольга Папянци. — У нас небольшое предприятие, и мы продаем продукцию оптовикам, а они часто задерживают оплату. А здесь мы сразу получаем живые деньги и пускаем их в дело: докупаем оборудование, ингредиенты.

«Квадрат» торгует вареньем и прочими сладостями сразу на трех фестивальных точках, но по-настоящему прибыльная — только одна.

— Выручка на Площади Революции — от 20 до 50 тысяч рублей за день, в Новокосино — максимум 10 тысяч в выходные, а на Аэропорте продажи лучше в будни — 7–15 тысяч. В выходные там совсем плохо, все разъезжаются — говорит Папянци.

Индивидуальный предприниматель Татьяна Погадаева из Сочи продает на фестивале выращенный своими руками чай четырех сортов. Многих отпугивает высокая стоимость.

— Статистика такая: 9 человек испугались, 10-й — купил, — рассказывает Погадаева. — Люди берут понемногу — 5–10 грамм, пробуют дома, возвращаются и покупают больше. Мы участвуем не ради продаж, а ради рекламы товара и просвещения людей. Выручка небольшая — скорее всего, выйдем в ноль, хотя и стоим на самом бойком месте — на Площади Революции.



Борис Акимов

основатель фермерского кооператива LavkaLavka

– Про «Цветочный джем» я даже не слышал, но на «Варенье» в прошлом году ходил. Думаю, инициатива фестивалей от городской администрации – в целом идея неплохая. Правда, они не всегда удачно проходят и не всегда выгодны участникам. Но иногда все получается. Люди видят на улицах малых предпринимателей, представляющих со свой продукт, — это тоже плюс. Мы периодически принимаем участие в «Московских сезонах», иногда очень удачно, иногда не очень — зависит от места, куда тебя поставили. Места примерно известны еще до отправки заявки, так что мы чаще отказываемся, чем участвуем. Узнаваемость бренда для нас не очень актуальна, а каким-то небольшим компаниям это важно, особенно если они торгуют через интернет — на фестивалях можно наработать дополнительных клиентов.


Место контакта

На фестиваль берут не всех: предприниматели заранее отправляют заявки, а организаторы отбирают участников.

— Честно говоря, мы не ожидали, что нас выберут и дадут сразу две точки, — признается индивидуальный предприниматель Мария Кивачицкая (работает под брендом «Кума Тыква»). — Для нас этот фестиваль — самое большое мероприятие, в котором мы когда-либо принимали участие. Бизнесу, особенному новому, это дает ощутимый результат. Нас замечают и начинают приглашать.

Выручкой Кивачицкая довольна: на Площади Революции она продает на 10 тысяч в день, в Зеленограде — меньше. Но для ее семейного бизнеса это — неплохой результат.

Но главным плюсом фестиваля для многих предпринимателей является возможность завязать полезные контакты с потенциальными партнерами.

Фото: Антон Белицкий

— Мы стремимся занять свою нишу на рынке, а тут представители лавок и магазинов эко-товаров своими глазами видят, сколько людей вокруг нас и как им нравится наша продукция, — говорит Кивачицкая. — Нет необходимости стоять у ворот и говорить: «Мы такие хорошие».

Еще один бонус от участия в фестивале — возможность бесплатно тестировать спрос на новые товары. Некоторые предприниматели специально привозят на фестиваль пробные партии.

— Мы продаем на фестивале варенье из сосновых шишек, мяты, арбуза, одуванчиков, липы и другую продукцию, — говорит представитель компании«Дары Домбая» Марат Токов. — За прилавком у нас стоят люди с производства. На фестивале они собирают замечания и предложения покупателей, в том числе во время дегустаций. Потом мы все это внедряем в производство.

Для проекта «Чайная высота. Дом чая и мороженого» фестиваль — возможность пообщаться с аудиторией и отследить изменения в привычках горожан. За первую неделю работы «Московского джема» компания продала 2,5 тысячи шариков мороженого (один шарик стоит 125-200 рублей).

—  У нас в целом дорогой ассортимент для избранной аудитории, — говорит руководитель «Чайной высоты» Виктор Енин. — Нам важно не терять контакт с широкой аудиторией, и фестиваль это позволяет.