Хакатоны: как стартапу за выходные построить команду, завоевать клиентов и инвестиции

Хакатоны: как стартапу за выходные построить команду, завоевать клиентов и инвестиции
Фото: Luke MacGregor/Bloomberg

Хакатон — отличный инструмент нетворкинга, набора людей в команду или поиска инвестора для своего стартапа. Оказывается, соревнование для гиков может помочь вам в развитии бизнеса. По приглашению онлайн-школы стартапов Russol Любовь Крупенникова из Научного сообщества Science guide — самого быстрорастущего оператора хакатонов в России — выступила в коворкинге «Атмосфера» и рассказала, как соревнования решают задачи стартапов, как выглядит идеальная команда молодого бизнеса и почему сдуваются научные стартапы.


Как правило, задачу на хакатон ставят компании: предприниматель хочет реализовать ту или иную идею, а стартапы-участники ищут решение. Участие для стартапов в таком случае бесплатное. У команд есть 48 часов на реализацию идеи компании и подготовку презентации. Сейчас один из трендов — большие объемы данных, накопленные у компаний, которые не понимают, что с ними делать. Расписания хакатонов можно искать на сайтах компаний, которые их проводят, на специальных сайтах с подборками или в отраслевых изданиях. Science guide выкладывает информацию для стартапов, ориентированных на научные проекты, на своих страничках в Facebook и Вконтакте.


Зачем вам на хакатон


Поиск людей. Мы приглашаем лучших экспертов: профессоров, представителей из компаний, которые ставят задачу. Им нужно привлечь людей в компанию, в команду. На нашем недавнем хакатоне захантили семь человек. Они будут работать в центре вещевых технологий, один стартап будет работать в Штатах. Хакатон — способ показать себя, проявить себя или показать свою идею. Если вам нужны люди в команду, на хакатоне вы можете представить свою вдохновляющую идею. Естественно, это должна быть идеальная презентация, вы должны показать результат своей работы, знание рынка и решенную проблему.

Нетворкинг. Собирайте визитки у экспертов и жюри, общайтесь, интересуйтесь, добавляйте в друзья – максимально используйте навыки нетворкинга. Для этого, конечно, в команде, должен быть не разработчик, а бизнесмен, который ходит и общается, тот, кто отвечает скорее за бизнес и продажи.

Собрать обратную связь. Экспертов, которые говорят о вашем продукте, нельзя игнорировать. Это люди с опытом, которые уже набили очень много шишек, имеют реальный опыт.

Поиск инвесторов.  Бывают идеальные истории, когда ребята создают на хакатоне крутую технологию, и на них обращают внимание инвестфонды. Но для инвесторов часто важен не только продукт, но и ваша команда. Хакатон — способ произвести на них впечатление.


Как ведет себя идеальная команда



1

Изучает различные технологии и способы. Они знают, какие технологии можно применить, и выбирают, естественно, лучшую. Возможно, какая-то технология может не подойти, поэтому они должны быть гибкими.


2

Понимает, какую проблему решает их продукт. Они должны смотреть иностранные статьи, ориентироваться на иностранный рынок и иностранные компании. Facebook, Google, и Microsoft выпускают отличные статьи о новых технологиях.


3

Рынок продукта этой команды должен быстро расти. Если они не думают о рынке и у них нет конкурентов, то, скорее всего, этот продукт просто никому не нужен.

Если прислушиваться ко всем этим правилам, то можно идеально схакатонить, получить приз и создать крутую команду.


Как сдувается научный стартап


Фаундер не понимает ответственности. Стартап — не стабильная работа со стабильной зарплатой в корпорации. Непонятный на первом этапе пул задач, непонятный рынок. Возможно, вы сейчас находитесь на стадии формирования продукта и идеи. Если вы не готовы к ответственности, вы должны в себе это проработать, понимая, что чаще всего стартапы сдуваются из-за непонимания важности этого пункта.

Команда не управляется. Не нужно раздувать команду на начальном этапе. Вы создали прототип, дальше вы должны вместе с командой его опробовать: если идет, то просчитывайте бизнес-модель. Поймите, нужны ли вам еще люди.

Людей можно нанимать. А можно искать единомышленников, которые будут работать за идею и верить в нее. Я считаю, что нет ничего лучше – верить в идею, так можно добиться очень многого. Человек, который верит в идею вместе с вами, всегда сможет с вами договориться обо всем, о долях в компании например. Оплата труда – это огромные расходы на начальном этапе, таких денег у стартапа чаще всего нет.

Стартап не знает мнение рынка. И не делает кастдев (Customer development (custdev) — методология разработки продукта на основе изучения потребностей клиентов с помощью проблемных интервью,— Inc.), то есть не спрашивает у аудитории ее мнение о продукте, придумывает себе в голове фантастическую картинку. А когда реально сталкивается с продажами, с выходом продукта на рынок, то у него возникают проблемы. Нужно вкладываться в маркетинг, изучать потребителя, спрашивать у людей, что действительно им нужно/не нужно.


Идеальная команда стартапа


Идеальная команда — это не только разработчики.  Это:

исследователь, который строит модель прототипа, эксперт в предметной области, который знает рынок;

инженер, который пишет код;

предприниматель, который будет презентовать, заниматься нетворкингом, отвечать за продукт.


Онлайн-школе стартапов RuSSOL нужна помощь волонтеров для фото, видеосъемки, монтажа и координации работы. Полный список на russol.info/careers.