Журнал
О проекте
О проекте
Inc. — журнал-икона американских предпринимателей.
Уже 37 лет он рассказывает, как запускать бизнес с нуля.
С 2016 года мы делаем это в России.
Связаться с нами лучше всего по электронной почте
Редакция
editorial@incrussia.ru
Рекламный отдел
ad@incrussia.ru
Адрес редакции
109263, город Москва, улица Шкулева, дом 9, корпус 1, офис II Вакансии
Разобраться

Как отучить сотрудников брать откаты (и не нажить врагов)

Как отучить сотрудников брать откаты (и не нажить врагов)

Еще Бердяев писал, что взятка — самая действенная русская конституция на все времена. В прошлогоднем рейтинге восприятия коррупции Transparency International Россия оказалась ниже Лаоса и Парагвая. Согласно исследованию, проведенному сервисом HeadHunter, 26% сотрудников признают, что в их компаниях существует практика откатов. Беда в том, что поймать за руку нечистоплотного работника чаще всего удается по чистой случайности. Но победить это почти неизбежное зло все-таки можно и нужно. Вот как это сделать.


1

Начните с себя


Как ни парадоксально, чаще всего жалуются на откаты владельцы компаний, которые сами так или иначе подают не самый хороший пример своим сотрудникам. Соблазн заключить удачную сделку с близким другом или родственником бывает велик. Но со временем этот факт непременно вылезет наружу. Сиюминутная выгода обернется тем, что окружающие решат: откаты в компании — это норма. Ваши сотрудники просто скопируют ваши паттерны поведения, и предъявлять им претензии будет бессмысленно — вы сами виноваты.


2

Не платите мало


Минимизация расходов — естественное желание любого бизнесмена, но экономия экономии — рознь. Довести заработную плату сотрудника до критического минимума и при этом позволить ему распоряжаться бюджетом компании — все равно что ходить по лезвию ножа, который вы сами же заточили.

Владелец одной из крупнейших в США автодилерских компаний Sewell Automotive Карл Сьюэлл в своей книге «Клиенты на всю жизнь» советует платить работникам как можно больше — это выгодная инвестиция в компанию. В нынешних условиях это что-то из области фантастики, но доля правды в этом есть.

В городах-миллионниках, где спрос на рынке труда превышает предложение, зарплата может быть и среднерыночной. Москвичи или питерцы не боятся потерять работу, потому что знают — всегда найдут другую. Плати — не плати, а через какое-то время сотрудник свою приверженность к компании все равно потеряет. А вот в небольших городах, где с работой сложнее и люди получают по 15–20 тысяч, на зарплатах лучше не экономить. Тогда процент желающих поставить все на кон значительно уменьшится.


Минусы системы доносов

В некоторых компаниях поощряют  доносительство — в каждом отделе заводят «любимчика», который дает знать начальству о подозрительных действиях его коллег. Практикуют и периодические проверки — чтобы застать сотрудников врасплох и «поймать с поличным».

По нашим данным, около 20% уволившихся сотрудников называют главной причиной ухода нездоровую атмосферу, которая процветала в коллективе. С помощью доносительства и внезапных проверок действительно можно избежать откатов, но производительность труда при этом ощутимо снижается — часть своего рабочего времени сотрудники тратят на слежку друг за другом.


3

Используйте технологии


Существует специализированное программное обеспечение для мониторинга работы подчиненных. В прошлом году подобная система помогла нам предупредить слив данных. Программа мгновенно оповестила о том, что один из сотрудников скопировал строго конфиденциальные документы на флеш-карту, и мы моментально среагировали.

Чем больше процессов автоматизировано — тем прозрачнее все процессы в вашей компании. Например, владельца одной из фирм смутили цены, озвученные его снабженцами, — они были выше среднерыночных. После этого он решил перевести самые сложные категории закупок на электронную платформу, которая автоматически рассылает заказ по всей базе поставщиков и производителей, после чего выдает готовый список с анализом лучших предложений. Вскоре затраты на тот же объем закупок сократились, а еще через два месяца — несколько человек из отдела написали заявление об уходе. Компания не только сэкономила деньги, но и избавилась от недобросовестных работников.


4

Увольняйте коррупционеров без раздумий


Как и саперы, любители откатов ошибаются только один раз. Расстаться со старым сотрудником не просто, но другого варианта решения проблемы просто нет.

В этом случае стоит собрать всю команду и рассказать, почему человек покидает компанию. Не запугивания ради, а в качестве превентивной меры — коллеги уволенного могут порекомендовать его своим друзьям и таким образом оказать им медвежью услугу.


5

Выстраивайте корпоративную культуру


Одни компании обзаводятся специалистами по внутренним коммуникациям, а их HR-отделы вовсю трудятся над поддержанием корпоративного духа. Другие — еще даже не задумывались об этом, как в той поговорке — «Пока жареный петух не клюнет».

Корпоративная культура включает в себя все, что мотивирует команду экономить ваши деньги: налаженную коммуникацию, систему бонусов за особый вклад в компанию (например, увеличение товарооборота или закрытие удачной сделки), совместный отдых сотрудников на корпоративах и т. д. В компании обязательно должны быть выстроены системы материальной и нематериальной мотивации.

Разумеется, ваше участие в общем корпоративе не гарантирует чистоту помыслов всей команды и напрямую не страхует от откатов. Но чем довольнее работой будет сотрудник, тем меньше вероятность, что он пустится в рискованную авантюру.

Поделиться
Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России