Как устроен бизнес сети «Красное&Белое»

исследование Inc.

26 марта Арбитражный суд Москвы отказался удовлетворить требование Росалкогольрегулирования и лишить лицензии одного из юрлиц, управляющих активами сети «Красное&Белое». За последние месяцы это уже не первый раз, когда второй из самых быстрорастущих российских ретейлеров оказался героем криминальной хроники. На прошлой неделе в Воронеже после жалобы местного жителя суд на 60 дней закрыл один из магазинов сети. Поводом стали якобы выявленные «многочисленные нарушения санитарных норм». В декабре силовики провели масштабные обыски в офисах компании. А в январе стало известно, что «Красное&Белое» объединяется с двумя другими крупными сетями — «Дикси» и «Бристолем». Inc. попытался разобраться, как избегающий публичности уроженец Ставропольского края Сергей Студенников построил сеть, сделавшую его долларовым миллиардером, и почему в итоге ему пришлось стать младшим партнером бизнесменов, которых связывают с высокопоставленными сотрудниками ФСБ.


Осенью 2018 года агентство Bloomberg включило основателя сети алкомаркетов «Красное&Белое» Сергея Студенникова в список долларовых миллиардеров. На тот момент сеть открывала по 6 новых магазинов в день. Казалось, что этот закрытый бизнес, выросший на суровом Урале, процветает и для его хозяина всё развивается как нельзя лучше. Однако в конце декабря 2018 года, перед самым Новым годом, в пиковый для алкомаркетов сезон, с обысками и проверками в офисы сети нагрянули сотрудники ФСБ, ОМОН, МВД и Росалкогольрегулирования.

А спустя месяц стало известно о слиянии сетей «Дикси», «Бристоль» и «Красное&Белое». По условиям сделки, 51% объединенной структуры принадлежит владельцам «Дикси» и «Бристоля» Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву, 49% — Студенникову. В группе компаний «Меркурий», объединяющей активы Кесаева и Кациева, в числе прочих работают бывшие высокопоставленные сотрудники силовых структур. Это дало повод для предположений о том, что акции силовиков могли быть связаны с последующим слиянием компаний. Теперь участники алкогольного рынка уверены, что объединенную сеть должен развивать Студенников, а «Красное&Белое» — её наиболее перспективный актив.

Знаток хтонической Руси

Первый магазин «Красное&Белое» открылся в 2006 году в городе Копейск Челябинской области. Момент был подходящим: в России тогда вводили систему ЕГАИС (автоматизированную систему для контроля за оборотом алкогольной продукции) и запрещали импорт из Грузии и Молдавии, что привело к дефициту предложения алкоголя. Студенников рассказывал, что «с первого дня пошла выручка раз в 5 выше ожидаемого уровня».  И это стало «подтверждением, что надо срочно заниматься тиражированием этих магазинов».

Владельца сети ресторанов «Хлеб и вино» Сергея Минаева, встречавшегося со Студенниковым в середине 2010-х, тот поразил «как русский старатель»: «Вот, наверно, такие ребята Сибирь завоевывали при Петре и Екатерине». Образ Студенникова так впечатлил Минаева, что в интервью Ксении Собчак для издания Snob в 2015 году он назвал Студенникова одним из 3-х бизнесменов, которые его вдохновляют, наряду с ресторатором Аркадием Новиковым и олигархом Алишером Усмановым. Глава информационного проекта Wine Retail Александр Ставцев называет Студенникова «самым сильным предпринимателем на рынке» и подчёркивает авторитарный характер управления сетью: «”Красное&Белое” — вертикально интегрированная компания, где все решения согласовываются лично со Студенниковым».

Студенников строил «Красное&Белое» по примеру немецкой розничной сети Aldi. «Самый эффективный ретейлер — тот, который предлагает ограниченный ассортимент, как Aldi в Европе. Когда позиций слишком много — растут издержки и в конечном счете ложатся на потребителей», — рассказывал он в 2018 году.


До запуска сети «Красное & Белое» компания Студенникова SPS-Холдинг (SPS — инициалы предпринимателя: Сергей Петрович Студенников) занималась дистрибуцией пива, табака и алкоголя. Помимо этого, холдинг управлял сетью магазинов стройматериалов «Евроград». В 90-х годах Студенников развивал торговую компанию «Р-Модуль», а в 2000-х участвовал в становлении розничной сети «Монетка».

Такой формат предполагает, что в магазине представлено мало скоропортящихся продуктов, объясняет предприниматель Денис Душнов, владевший небольшой сетью московских алкомаркетов «Винная бочка» с 2008 по 2016 годы: «Следить за «просроками» — это рутина, которая достает. А когда у тебя только алкоголь, конфеты, вода и прочая фигня с большими сроками — это дает возможность вдохнуть и начать работать». Душнов согласен, что именно ограниченность ассортимента — серьезное конкурентное преимущество «Красное&Белое»: «Этот формат был идеальным для России — поэтому они так хорошо взорвались. Я называл его загульным. Взял банку икры, конфет, виски — и поехал к жене, любовнице или друзьям. Всё быстро, на бегу, [площадь магазинов] 100 метров — не заблудишься в километровых рядах памперсов и шампуней».

Ассортимент «Красного&Белого» пополнялся постепенно: если в структуре продаж первых магазинов алкоголь составлял 85%, то уже в 2012 году — около 40%, говорил Студенников в интервью челябинскому изданию «Миссия». Параллельно сеть пыталась сменить позиционирование. В том же интервью предприниматель рассказывал о мотивах, побудивших «Красное&Белое» отказаться от слова «алкомаркет» для обозначения своих точек продаж и заменить его выражением «магазин у дома». По его словам, несмотря на большое число торгующих алкоголем магазинов в Челябинской области, которые принадлежат другим компаниям, точки «Красного&Белого» «всегда под пристальным вниманием», в то время как «остальных особо не затрагивают».

Сначала в магазинах расширилась продовольственная линейка, за счет чего сеть привлекла пожилых покупателей, от которых в адрес «Красного&Белого» «исходил мощный негатив». А затем на полках появились и непродовольственные товары: «Привезли экспериментально одежду и обувь, товары детской тематики». Сергей Минаев отдаёт должное креативу сети и вспоминает о специфических товарах, «которые показывали, что он [Студенников] понимает Россию за пределами Садового кольца и такие хтонические вещи знает про Русь, которых мы все, в общем, не знаем». К примеру, ранее в магазинах «Красное&Белое» торговали наборами из 30 пар носков под брендом Chelyabinskie, а на сайте сети в разделе «Идеи для подарков» можно было зарезервировать букет цветов из трёх роз. Сейчас в нём доступны подарочное махровое полотенце (100 руб.), наборы женских и мужских средств для ухода (до 300 руб.), а также плакат-раскраска (50 руб.), несколько кукол по различным ценам и другие игрушки.


В 1990-х магазины сети Aldi торговали «пугающе бедным» ассортиментом (выражение The Guardian). Впоследствии ассортимент заметно увеличился, и большинство товаров, представленных теперь, создаются специально для ретейлера. В 2017 году выручка Aldi составляла €52 млрд. К 2022 году сеть планирует стать третьей по количеству магазинов в США после Walmart и Kroger.

В первую очередь покупатели оценили именно товары для детей, «проголосовав за них рублём», рассказывал Студенников в 2012 году. «Тут всё дело в психологии, я, как родитель, может быть, заглаживаю вину перед своим ребенком — иду в магазин за бутылкой пива, а детям при этом покупаю игрушку, которая стоит в 2 раза дороже, чем пиво. Покупатели эту ситуацию оценили очень положительно», — разъяснял стратегию сети Студенников. Впоследствии эту реплику, как и многие другие, вырезали из публикации «Миссии», но их можно прочитать в архиве сайта vip74.ru, перепечатавшего изначальную версию интервью.

Вместе с товарами покупатели получают чеки с забавными напутствиями, а продавцы заучивают слоганы с плакатов. Зачастую на новые задумки сотрудников обращают внимание серьезные СМИ и социальные медиа — причём не только региональные. К тому же благодаря масштабам развития бизнеса и агрессивной маркетинговой политике у «Красного&Белого» есть собственные сильные медиа в соцсетях. В официальной группе сети ВК «Красное и Белое 18+ Красное&Белое» состоит 902 тыс. подписчиков. В другом сообществе ВК «Подслушано в Красное и Белое (КБ) 18+ #ПКБ» — более 90 тыс. подписчиков. Её бесплатно ведет бывший сотрудник магазина в Еманжелинске (Челябинская область) Сергей Веденов (правда, администрирует сообщество аккаунт под именем «Андрей Калимов», но Веденов признаётся, что это его псевдоним).


Хотя сейчас компания умеет создавать вирусный контент и прекрасно этим пользуется, ещё несколько лет назад её владелец уверял, что не понимает, что такое маркетинг.


«Может быть, в Америке или на более развитых рынках Европы и существует маркетинговая культура. Но в России это не работает, здесь решения принимаются не по совету маркетолога — все идеи генерирует топ-команда. Я не знаю ни одну успешную торговую сеть, которая бы реально использовала эту научную фантастику под названием “маркетинг”», — говорил Студенников в 2012 году.

Сам он старается оставаться максимально непубличным человеком: «Лично я никогда не стремился стать медиа-персоной, у меня нет тщеславного желания связать свое имя с успехом компании. Просто, как правило, СМИ придают негативную окраску любому сообщению, связанному с компанией». Он также признавался, что запрещает своим детям, которые учились в школе на тот момент, рассказывать, кем работает их папа (этой реплики также нет в версии интервью, опубликованной на сайте «Миссии» сегодня).

Сергей Студенников не ответил на вопросы Inc. И СМИ, и потребители в основном по-прежнему называют магазины «Красное & Белое» алкомаркетами.

Иллюстрация: Александр Черепанов 

Дешёвые принципы бизнеса

Несмотря на преимущества формата, своей популярностью в провинции «Красное&Белое», скорее всего, обязана не формату, а низким ценам. В 2015 году Студенников рассказывал, по какому принципу устанавливаются цены в магазинах: «Если сегодня акция в “Ашане”, за рубль продают эту позицию, мы у себя поставили за рубль. В “Ашане” закончилась акция, но есть в “Ленте” теперь за рубль, у нас будет рубль. Завтра нигде акции нет, и эта позиция продается по рубль двадцать, значит, у нас будет за рубль двадцать продаваться. Задача — чтобы покупатель не делал круги по магазинам и не искал, где дешевле».

По словам Александра Ставцева, «Красное&Белое» принципиально поменяла подход к ценообразованию на российском рынке: «Алкоголь, в частности вино, всегда был тем, что в ретейле называется profit builder. То есть маржинальный товар, за счёт которого сеть формирует свою доходность. И наценки на вино в 100-150% были абсолютно нормальными в рознице. А господин Студенников сделал среднюю наценку в районе 23-28% и серьезно повлиял на весь винный рынок: там, где открывался «КиБ», соседний магазин терял до половины выручки по вину».

О методах, с помощью которых сеть добивается таких низких цен, в индустрии разные мнения. Источник Inc., знакомый с положением дел на алкогольном рынке, предполагает, что сеть может продавать часть алкоголя, минуя ЕГАИС и не уплачивая, таким образом, акциз. Впрочем, вряд ли сеть торгует контрафактной продукцией, отмечает он. В том же уверен Ставцев: «Про контрафакт — это всё ерунда, разговоры. После введения помарочного учета в системе ЕГАИС в легальной розничной торговле нет контрафактного алкоголя».

В любом случае «Красное&Белое» успешно эксплуатирует и легальные методы оптимизации издержек. «Всё, что мы так или иначе продавливаем, прогибаем, мы транслируем на полку», — говорил Студенников.

Во-первых, благодаря серьезной коммерческой силе и работе с поставщиками по предоплате сеть закупает алкоголь по сравнительно низким ценам, — Студенников называл этот эффект «премией за лидерство от производителя». Во-вторых, у компании есть собственный парк автомобилей; водители тоже оформлены в штат и несут ответственность за товар. В-третьих, сеть берет в аренду «достаточно своеобразно расположенные» (выражение Ставцева) помещения для магазинов. Ранее предприниматель лично открывал все точки — сейчас он вряд ли в состоянии это делать, учитывая масштабы его бизнеса.

Помимо этого, резать косты «Красному&Белому» позволяют жесткие методы работы с персоналом. 


Сотрудники жалуются на длинный рабочий день (с 7:30 до 22:30), отсутствие нормального обеденного перерыва, дополнительные обязанности, запреты пользоваться телефоном и даже сидеть (!) в течение рабочего дня.


Продавцы вынуждены покупать товары с кончающимся сроком годности, если не успевают продать их вовремя, разносить по подъездам фирменные газеты с каталогами и оплачивать разбитые по их вине бутылки.

Автор блога в Youtube «Все работы хороши» Олег AsSa раз в месяц устраивается на низовые должности в крупные сети и по итогам своего опыта делает обзор по условиям работы. В конце сентября прошлого года он опубликовал видео о «Красном&Белом». «Самое стрёмное, что у компании есть все возможности для организации более или менее человеческих условий для работников, но она предпочитает выжимать из продавцов по максималке, а после — слать их куда подальше. “Макдак” и “Евросеть” — это рай для сотрудников после “Красного&Белого”», — резюмировал обзор блогер.

Сотрудники вынуждены терпеть такие условия из-за постоянной угрозы штрафов за неудачи или отказы подчиняться требованиям руководства. Руководство штрафует сотрудников под предлогом того, что их зарплата делится на оклад и премии, причём размер премии — по крайней мере, иногда — превышает оклад. Впрочем, подход «Красного&Белого» не уникален — «эта порочная практика поразила всю российскую экономику», рассказывает старший партнёр адвокатской коллегии «Железников и партнёры» Роман Щербинин. При этом чаще всего компании формально соблюдают закон: «Я сталкивался с тем, что работодатели достаточно досконально подходят к этому вопросу и наработки у кадровой службы, корпоративных юристов в этом направлении достаточно серьезные. Такие ситуации редко доходят до суда».

Признаки, общие для компаний, которые оптимизируют издержки за счёт своих сотрудников таким образом, — большой штат низкоквалифицированного персонала, низкая зарплата и высокая текучка кадров, перечисляет Щербинин. Все эти признаки характерны для «Красного&Белого».

Иллюстрация: Александр Черепанов

Десятки юрлиц для снижения рисков

Выручка и число магазинов «Красное&Белое» растут стремительными темпами. Если в 2015 году в сети было всего 1,8 тыс. магазинов в 30 регионах, то по итогам 2017 года аналитики агентства Infoline насчитали 5,3 тыс. магазинов, а осенью 2018 года агентство Bloomberg сообщало о 6,7 тыс. магазинов в 57 регионах. Что касается выручки, то в 2014 году, по словам Студенникова, она составляла 55 млрд руб., а в 2017 году — уже 215 млрд руб. (это 8 результат среди российских розничных сетей). По итогам 1 полугодия 2018 года она выросла ещё более чем на 40%. Аналитики Infoline прогнозировали рост выручки до 300 млрд руб. без НДС к концу года и до 500 млрд руб. в 2021 году, что позволило бы сети войти в тройку лидеров рынка.

Такое бурное развитие, в том числе географическое, естественно, тревожит локальных ретейлеров в тех регионах, куда заходит «Красное&Белое». 


В 2017 году против появления магазинов на рынке Татарстана выступала местная алкогольная ассоциация: «Там, где открывается “Красное&Белое”, вся неорганизованная розница в пределах квартала закрывается».


Но как показывает кейс с Татарстаном, руководство сети активно готовит плацдарм перед выходом в новый регион: в декабре 2016 года Студенников встретился с главой региона Рустамом Миннихановым, подписал стратегическое соглашение с «Татспиртпромом» (крупнейшим производителем водки в России) и начал строить под Казанью распределительный центр.

А осенью 2018 года, по данным «Коммерсанта», «Красное&Белое» арендовала 38 тыс. кв. м в логопарке под Санкт-Петербургом — также для своего распределительного центра. Эта сделка стала крупнейшей за 3 последних года на петербургском рынке аренды складов; эксперты сочли её признаком планирующейся агрессивной экспансии сети на Северо-Запад России. Агентство «Infoline-аналитика» сообщало о 8-ми распределительных центрах «Красного&Белого» по состоянию на лето 2018 года: 2-х в Челябинске и по одному в Московской области, Уфе, Екатеринбурге, Казани, Самаре и Воронеже.

В 2015 году Студенников заявлял: чтобы «стопроцентно накрыть любой регион», его бизнесу нужно 3 года, — но на захват Санкт-Петербурга отводил на 2 года больше. По его мнению, такую схему можно провернуть не только в России, но и в Нью-Йорке, и в Гуанчжоу, где «можно в одном доме 4 магазина открывать». Причём заходить в регион «никогда не поздно», бравировал предприниматель.

В активно растущем бизнесе ретейлера задействованы десятки юрлиц. По данным The Bell, более 50 юрлиц, участвующих в деятельности сети, учредил сам Студенников, ещё 10 находятся в собственности Елены Соболевой, которую в СМИ называют супругой Студенникова. «Сложная структура компаний — это достаточно типичная практика в России. Это определенное хеджирование рисков, попытка закрыться, спрятаться от недружественных поглощений», — объясняет логику такого подхода заместитель гендиректора «Transparency International — Россия» Илья Шуманов. Однако подобные действия вряд ли позволяют предпринимателю полностью защитить свой бизнес от недружественного поглощения, считает он, — скорее они «просто добавляют труда желающему поглотить эти юрлица и дают запас времени, чтобы сгруппироваться, выстроить какие-то коалиции, обратиться за помощью».



Надежда не умереть

Однако запутанная структура бизнеса «Красного&Белого» не уберегла компанию от масштабных обысков. Они начались одновременно, утром 26 декабря, на всех складах и в офисах «Красного&Белого». Обыски проводили сотрудники ФСБ, ОМОНа, ФНС и Росалкогольрегулирования, мотивируя свои действия подозрениями в обороте контрафакта и неуплате налогов. По словам представителя «Красного&Белого», работа сети была полностью парализована.

Уже утром следующего дня сеть отчиталась об окончании обысков: контрафакт не нашли. Сммщики сети весь день троллили ФСБ — но на следующий день большинство шуток удалили.

А менее, чем через месяц, 21 января ведущие деловые СМИ страны распространили совместное заявление владельцев ретейлеров «Красное&Белое», «Дикси» и «Бристоль» о слиянии в одну компанию, которое подразумевает объединение активов в единый розничный бизнес. По условиям сделки, собственникам группы компаний «Дикси» и компании «Альбион-2002» (ей принадлежит «Бристоль»), миллиардерам Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву, сколотившим состояния в табачном бизнесе, отошёл 51% новой компании, Студенникову — 49%. В результате слияния объединенная компания стала третьим по выручке ретейлером на российском рынке (после X5 Retail Group и «Магнита»).

Директор инвестфонда Prosperity Capital Алексей Кривошапко тогда говорил, что новость о сделке — неожиданная для рынка, и назвал решение о слиянии «достаточно умным». Гендиректор агентства Infoline Михаил Бурмистров оценил нижнюю границу стоимости объединенной компании (то есть не учитывая эффекта масштаба объединенного бизнеса) в 100 млрд руб.

В 2015 году Студенников встречался с Сергеем Кациевым и президентом «Дикси» Ильей Якубсоном; помимо этого, руководители конкурента «посмотрели магазины» «Красного&Белого». По словам Студенникова, причины их интереса к сети остались ему непонятны: «Наверное, не чтобы «Красное&Белое» убить. Я надеюсь. Хотя нам и справа, и слева об этом говорят. Не знаю». По данным источника «Коммерсанта», близкого к одной из сторон сделки, переговоры о слиянии шли больше года.

Иллюстрация: Александр Черепанов

Домыслы о «спецмероприятии» ФСБ

В стандартных «предпринимательских» историях совместные мероприятия столь разных ведомств случаются не так часто, утверждает глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи: «В нашей практике есть ряд кейсов, в которых подобного плана активность происходила при заказном характере “спецмероприятий”: когда речь шла о рейдерском захвате интересного бизнеса либо необходимо было убедить собственника быть сговорчивее при продаже бизнеса».  Единодушие ведомств во время обысков, а также появившаяся вскоре после них информация о слиянии компании с другими крупными игроками могут говорить о заказе, но нужны факты, объясняет Хуруджи: «Если искать заговор, то теоретически можно заявить, что бенефициар “КиБа” оказался понятливым. Но не имея на руках обращения, документов, делая выводы только из публикаций [СМИ], это всё только домыслы».

О том, что в группе «Меркурий», которая объединяет активы Кесаева и Кациева, работает много бывших сотрудников спецслужб, открыто рассказывал «Новой газете» еще в 2011 году советник Кесаева по взаимодействию со СМИ Анатолий Ширяев. «Мы и дальше будем придерживаться этой практики, которая, кстати, широко распространена в цивилизованных, как мы говорим, странах», — говорил он. Forbes называл среди покровителей бизнесменов бывшего заместителя начальника ФСБ Владимира Анисимова, после ухода со службы ставшего сначала советником Кесаева, а затем первым вице-президентом «Меркурия» по безопасности.

«Я не берусь судить, с точки зрения экономических аспектов, насколько это выгодно одним, вторым и третьим, но сама фигура господина Кесаева неоднократно связывалась экспертами на рынке с силовиками — в частности, с отставными генералами ФСБ. Группа компаний “Меркурий” стала посадочным полем для большого количества офицеров ФСБ, которые там работали или работают. Может быть, это случайность, а может, и не случайность», — говорит Илья Шуманов.


Громкие истории — корпоративные конфликты и попытки рейдерских захватов фирм при участии силовиков — не редкость для российской розничной торговли.


 «Ретейл — это один из секторов экономики, который пока еще не монополизирован со стороны государства, где роль частного бизнеса значительна. Это ещё рыночное поле, где существует большое количество независимых игроков, где поддерживается конкуренция, — говорит Шуманов. — В других направлениях (например связанных с недрами) уже все поделено, установлены правила игры, где государство доминирует. Но это было до последнего времени, потому что, как мы видим, туда [в ретейл] зашёл ВТБ, то есть государство всё-таки каким-то образом в этот сектор вливается (в феврале 2018 года госбанк ВТБ купил 29,1% акций ретейлера «Магнит» у его основателя Сергея Галицкого за 138 млрд руб.; уже в мае банк продал 11,8% акций компании Marathon Group Александра Винокурова. — Inc.)».

Представители компании «Меркурий» отвергли обвинения в применении незаконных методов при подготовке к слиянию с «Красным&Белым». Представитель Кесаева заявил The Bell, что сделка с «Красным&Белым» — рыночная, абсолютно добровольная и никак не связана с обысками силовиков в сети в конце декабря 2018 года. Переговоры о ней шли давно, а инициатива слияния исходила от акционеров «Дикси» и «Бристоля» Кесаева и Кациева, добавил он.


Корпоративный контент от энтузиаста


По словам экс-сотрудника «Красного&Белого» Сергея Веденова, уже после своего ухода из магазина он наткнулся на группу «Подслушано», где публикуются анонимные посты на животрепещущие темы, и подумал, почему бы не создать аналогичное сообщество о «Красном & Белом». Администратор утверждает, что в группе состоят и руководители, и рядовые сотрудники магазинов, — судя по постам и комментариям под ними, представители сети действительно являются ядром аудитории сообщества. Подписчики активно критикуют новые распоряжения начальства, подсказывают друг другу, как написать то или иное заявление, и делятся веселыми иллюстрациями корпоративной кухни. Несмотря на попытки маркетингового отдела компании сети модерировать публикации, сообщество остаётся относительно независимым.

У Веденова есть еще два сообщества ВК — «Подслушано в Бристоль(18+)#ПБ» (18 тыс. подписчиков) и «Подслушано в Дикси #ПД» (менее 600 подписчиков). Первое появилось еще до слияния ретейлеров, когда Веденов задумался: «А что, разве только одна алкогольная сеть есть такая известная вообще в России?» Стал гуглить и обнаружил, что главный соперник «Красного & Белого» — «Бристоль». А в январе, когда Веденов узнал, что «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» сливаются, он создал аналогичное сообщество, посвященное «Дикси». Теперь администратор думает о создании группы для сотрудников и покупателей объединенной сети, но не торопится: «Всё равно пока магазины отдельно друг от друга работают».

Веденов тратит на администрирование сообществ в среднем по 6 часов в день и ежемесячно вкладывает 6 тыс. рублей в их продвижение. По его словам, единственный источник заработка сообществ ВК — вакансии, которые могут публиковать магазины за 30 руб. в неделю. Также он надеется, что сможет зарабатывать на рекламных поступлениях с канала «Красное Белое» в Youtube, но пока не хватает подписчиков. Веденов хотел продать свои ресурсы, но передумал, потому что «стало жалко». Несмотря на то что сообщества даже не окупают собственные вложения администратора, у Веденова есть стратегия, как монетизировать свое увлечение. Он рассчитывает, что руководители ретейлеров заметят его старания и возьмут работать в штат. Он уже предлагал всем трём сетям сотрудничать: в «Красном & Белом» ему отказали, от «Дикси» и «Бристоля» Веденов ждёт ответа.


Более профессиональные ребята

Новость о сделке взбудоражила сотрудников сети. Администратор «Подслушано в Красное и Белое (КБ) 18+ #ПКБ» Сергей Веденов вспоминает, что был на работе (в январе 2019 года он работал грузчиком в компании «Ромкор»), когда знакомый, который администрировал другие сообщества в соцсетях, сообщил ему о слиянии и предположил, что в группе Веденова подписчики «завалили предложку». Это оказалось правдой: сотрудники делились информацией и задавались вопросами, что будет дальше и как слияние отразится на их зарплате. Впрочем, что именно означает сделка для бизнеса «Красного&Белого», непонятно до сих пор.

Через несколько дней среди предложенных постов Веденов обнаружил видео, которое предлагали опубликовать на условиях анонимности. На этом видео Сергей Студенников, сидя во главе стола в конференц-зале, рассказывал собравшимся людям, что их ждёт в ближайшем будущем. «У нас все без изменений: мы как работали, так и работаем, — говорил предприниматель, с трудом подбирая слова. — Скажем так, у второй стороны, которая стала партнером, [есть] желание отдать более профессиональным ребятам, то бишь нам, работу с магазинами. Надо понять, как нам это сделать».

Правда, из того же видео выяснилось, что предприниматель и сам не до конца осознаёт, что ждёт его стремительно выросшую сеть:  


«По “Бристолю” худо-бедно понятно, как сделать, — там ничего такого сложного нет. Но ещё же есть “Дикси” — и это совсем другой формат, другие компетенции, команда, и так далее, — здесь не совсем понятно…».


На этом моменте запись обрывается.

Со страницы Дарьи Удянской, которую ретейлер использует в маркетинговых целях (в статусе страницы написано «Маркетолог сети магазинов “Красное&Белое”»), администратора группы Веденова убеждали удалить запись: «Очень просим удалить видео. Оно снято исподтишка, и Сергей Петрович на это согласие не давал, что, собственно, нарушает закон». Веденов не стал удалять запись. В «Красном&Белом» отказались комментировать Inc. обстоятельства, в которых проходила записанная на видео беседа.


Новые партнеры Студенникова — не единственные, кто считает, что уральский предприниматель лучше других сможет справиться с руководством объединенной сетью.


«Будущее объединенной сети будет зависеть от стратегии акционеров: сохранят ли «Бристоль» и «КиБ» свои вывески, или одна из сетей будет переформатирована, как будут организованы закупки. Региональный охват, логистические мощности, система покупательской лояльности объективно больше у «КиБ». Использовать компетенции Студенникова и известный бренд после объединения бизнесов было бы логично», — говорит руководитель проекта Wine Retail Александр Ставцев. Магазины «Бристоля» было бы целесообразно перевести под более успешный бренд «Красного&Белого», считает гендиректор агентства Infoline Михаил Бурмистров.

Впрочем, есть и те, кто считает, что пресловутая эффективность не так важна в российских реалиях. Здесь актуальнее неформальные связи и договоренности, уверен владелец закрывшейся в 2016 году сети алкомаркетов «Винная бочка» Денис Душнов: «В принципе, любой предприниматель может заняться торговлей алкоголем, но есть двойные стандарты, когда у конкурента все вопросы решены, а ты просто полное ….., и этим всё сказано. Соответственно, любые взрывы и подъемы наблюдаются только за счет этого — и быстрого экономического роста у тебя не получится, потому что есть чистая математика. Когда ты начинаешь чуть-чуть чудить — у тебя начинаются проблемы. Работать по-честному в этой стране вряд ли получится, если ты хочешь достичь больших высот».

В 2015 году Сергей Студенников говорил, что не собирается продавать бизнес, и планировал деятельность своей сети на десятилетия вперёд: «Продать что-то и куда-то уехать — нет такой задачи. Задача стоит такая — мы навсегда». Он обещал, что через 5 лет магазины «Красное&Белое» станут доступными практически для всех жителей страны, а через 3 поколения, «когда у нас на 10 тыс. населения будет один такой магазин, профессиональный, как “Красное&Белое”… тогда наши внуки будут жить в трезвом обществе. Через 60 лет, я вам гарантирую, мы вытащим наших внуков и правнуков из этой синей ямы, из этого дерьма алкогольного. Люди будут жить в нормальной стране, в нормальном обществе».