Журнал
О проекте
О проекте
Inc. — журнал-икона американских предпринимателей.
Уже 37 лет он рассказывает, как запускать бизнес с нуля.
С 2016 года мы делаем это в России.
Связаться с нами лучше всего по электронной почте
Редакция
editorial@incrussia.ru
Рекламный отдел
ad@incrussia.ru
Адрес редакции
109263, город Москва, улица Шкулева, дом 9, корпус 1, офис II Вакансии
Разобраться

Кризис в Uber и Трэвис Каланик: 5 уроков из этой истории

Кризис в Uber и Трэвис Каланик: 5 уроков из этой истории
Фотография: Bloomberg / Contributor

Uber никогда не уклонялся от конфликтов — ни с государством, ни с недовольными водителями — и стал «единорогом» стоимостью $70 млрд. Но агрессивная корпоративная культура стала бременем для Uber. Раскрыто программное обеспечение для обхода закона в странах, где действовал Uber, водители подают иски, разработка беспилотных автомобилей увязла в юридических проблемах — и это далеко не все трудности.

Самый сильный удар нанесла бывший инженер компании. Сьюзан Фаулер в своем блоге опубликовала пост о «внутренней кухне» Uber: защите менеджеров, сексуально домогавшихся женщин-подчиненных, и наказании женщин, поднявших шум. Самой Фаулер в качестве наказания регулярно снижали оценку эффективности, чтобы помешать карьере.

Руководители Uber игнорировали эти проблемы, но после публикации Фаулер они предложили высказаться всем испытавшим дискриминацию — и для компании и ее основателя все изменилось. Сейчас Каланик — самый одиозный топ-менеджер в мире, а Uber — самая критикуемая компания. Но в последнее время совет директоров Uber и сам Каланик действуют правильно. Из кризиса компания извлекла уроки, важные для всех.

Если вы поступили неправильно, признайте это
и извинитесь — сразу.

На пост Фаулер Каланик быстро отреагировал в Twitter. Он не обещал выяснить правду, не обвинял Фаулер в искажении фактов. Он просто признал ошибку: «Описанное здесь отвратительно и противоречит всему, во что мы верим. Любой, кто ведет себя так или думает, что это нормально, будет уволен».

Заручитесь поддержкой независимой третьей стороны.

Для независимого расследования и рекомендаций Uber нанял Covington & Burling, юридическую компанию бывшего генерального прокурора США Эрика Холдера. А Каланик попросил члена совета директоров Арианну Хаффингтон совместно обсудить на собрании проблемы корпоративной культуры. Хаффингтон заявила, что компания не будет терпеть «гениальных засранцев».

Признайте, что вы часть проблемы, и отступите на шаг.

Каланика требовали уволить, и он принял оптимальное решение: в день публикации результатов расследования ушел в бессрочный отпуск. Для этого нужно мужество — ведь Каланик с самого начала был синонимом Uber. Но к такому решению могли привести и семейные события: в результате несчастного случая его мать погибла, а отец получил травму. Каланик имеет практически полный контроль над компанией, так что он сам принял решение и едва ли мог показать яснее, что Uber готов измениться.

Если друзья — часть проблемы, увольте друзей.

Близкие друзья Каланика в менеджменте компании могли вытворять что угодно. Один незаконно завладел медицинскими документами женщины, предположительно изнасилованной водителем Uber. Другой — заместитель Каланика Эмиль Майкл — предложил распространять с помощью детективов компромат о журналистах, критикующих компанию. Им пришлось уйти.

Если корпоративные ценности устарели, измените их.

Корпоративные ценности определяют дух компании. 14 корпоративных ценностей Uber, в том числе «Вступайте в конфронтацию» и «Поступайте дерзко», совпадают с их жесткой корпоративной культурой.

Изменив официальные ценности, руководство может изменить атмосферу в компании.

Поделиться
Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России