Не себе, а людям: почему отдавать задачи разработки фрилансерам и агентствам выгоднее, чем нанимать сотрудников в штат

Не себе, а людям: почему отдавать задачи разработки фрилансерам и агентствам выгоднее, чем нанимать сотрудников в штат
Иллюстрация: Stuart Kinlough/gettyimages.com
Если вы начинаете или расширяете бизнес, вам наверняка нужно сделать сайт или разработать мобильное приложение, настроить посадочные страницы или внедрить CRM-систему. У вас есть два пути: либо сформировать отдел разработки в офисе, либо отдать все эти задачи на аутсорсинг. Последний вариант в начале пути — лучший. Задумываться о найме штатных сотрудников я рекомендую позже (и то необязательно), когда бизнес-модель будет окончательно найдена, а каналы продаж — налажены и развиты.

Мы легко отдаем на аутсорсинг бухгалтерию, колл-центр, юридическую поддержку и клининг, так зачем же контролировать разработку, если она не ваш основной бизнес?

Да, услуги группы фрилансеров или специализированного агентства нередко стоят дороже, чем штатные сотрудники, и прайс сбивает с толку многих стартаперов и даже более опытных предпринимателей. Зато отдавая задачи разработки на аутсорсинг, вы получаете результат с гарантированным качеством и в срок, а главное, согласно договору.

Опытная проектная команда знает свою работу и наверняка не первый год работает бок о бок: вам не придется «склеивать» коллектив с нуля и вы не нарветесь на десятки грабель. Я — нарывался.

Стоит ли делать свой движок

Если вам повезет и у кого-то уже есть готовое решение, можно использовать его и вообще ничего не разрабатывать. Два года я делал афиши для городских порталов, а затем понял, что в сфере создания событийного контента можно организовать небольшой бизнес. Первым делом я подумал: надо разработать свой движок и продавать агрегированные данные о событиях по подписке сетям порталов и владельцам пабликов. На первый взгляд, светлая мысль — взять и разработать. Я разложил затраты времени и вложений в финансово-экономическую модель, и всё вышло уже не так радужно. Рассчитал три варианта: собрать команду разработки, нанять веб-студию и найти партнера, у которого уже есть движок. Как сторонник низкорискованных стратегий, я выбрал третий вариант — и ни разу не пожалел в последующие три года. Сейчас контент afisher.info используют Яндекс, городские порталы Hearst Shkulev, екатеринбургский «66» и другие — в более чем 50 городах. Мои изначальные затраты — ноль рублей, потому что с владельцем движка мы договорились о партнерстве: он получает часть прибыли.

Не делайте разработку In-House

Еще раз: не нанимайте сотрудников в офис — так вы сэкономите месяцы.

Чтобы в вашей компании зародилась хоть какая-то технологичная жизнь, вам потребуется команда из менеджера проекта, разработчика, системного архитектора, специалиста по контролю качества (QA), UI/UX дизайнера, обычного дизайнера. Окей, последние четверо не всегда нужны на фултайм, но все шесть членов команды должны работать вместе и сообща. Разработчиков может понадобиться два: бэкенд и фронтенд. А еще — верстальщик.

Собственная разработка на старте бизнеса необоснованно затратна, и вот почему:

1. Чтобы собрать достойных людей и координировать их работу, нужны рекрутеры, менеджер проекта или вы — руководитель с кучей свободного времени и опыта по подбору персонала и координации работы команды. А ведь вы заняты развитием основного направления бизнеса.

2. Допустим, вам удалось всех собрать и разработать схемы взаимодействия. Важно, чтобы все эти люди сработались и стали командой. Можно их изолировать друг от друга и вести переговоры через менеджера проекта. И в том и в другом случае велик шанс, что ничего не выйдет.

3. Почти никогда команда не собирается сразу. Всегда кто-то сидит месяц на зарплате просто так, получая деньги за работу, которую даже не начал делать, потому что еще не нанят другой ключевой сотрудник, без которого никак.

4. Разработка для вас не профильный бизнес (ведь так?), поэтому неясно, зачем вам понадобился собственный отдел разработки. Лучше займитесь тем, что действительно важно для компании. Например, изучите потребности потенциального клиента, проведите customer development, простройте юнит-экономику, отладьте бизнес-процессы и каналы продаж. В общем, головной боли много и без штатных разработчиков.

После привлечения раунда инвестиций в проект Pomnim.pro мы хотели разработать платформу. Плановый срок — более полугода, даже с делением на этапы. Бюджет — несколько миллионов рублей. В итоге мы до сих пор ничего этого не сделали: работаем на текущей версии сайта и сети партнерских и посадочных страниц. Деньги, которые хотели потратить на разработку, переместили на маркетинг. Потому что клиенту нужен был не сайт, не личный кабинет, а сервис, для оказания которого всё это не требуется. Ну и да, посадочные страницы делает подрядчик.

И имейте в виду, что аутсорсинг-схема всё равно потребует усилий не только подрядчика, но и ваших. Вам точно придется ставить задачи, принимать работу и терпеливо объяснять, что не так, если подрядчики поняли вас неправильно. Вы будете задавать ритм работы, формулировать цели и задачи продукта, определять клиентские сценарии использования и устанавливать критерии оценки результата. Идеальному партнеру по разработке вы скажете, куда и когда вы хотите прийти, а он предложит вам способы, из которых вы выберете нужный вам. На протяжении всего проекта от вас потребуется оперативная обратная связь. Техническое задание — тоже с вас. Часто любят формировать длинное ТЗ, составленное всеми самыми важными сотрудниками. Длинные документы путают. Достаточно MVP и правильной «дорожной карты» развития продукта. Кстати, в этом вам тоже поможет внешний подрядчик.

Зато отдав разработку подрядчику, вы получаете полностью укомплектованную команду с обширным стеком технологий и возможностью своевременно подключать к проекту новых разработчиков и других специалистов. За проектом будет закреплен руководитель группы со стороны подрядчика, с четким пониманием планирования и организации процесса.

Итог: в начале отдавайте разработку на аутсорсинг — это правильно (и выгодно для бизнеса).

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.