Объясняем на пальцах: Как стать участником крупнейшего акселератора России — GenerationS (и зачем это вашему стартапу)

Российская венчурная компания (РВК) проводит с 2013 года бизнес-акселератор GenerationS для технологических и промышленных стартапов со всего мира. Отбор жёсткий: обычно поступают минимум 4 000 заявок, а на следующий этап проходят только 350 команд. Призовой фонд, который поделят победители (их будет трое), — 15 млн рублей. А еще предусмотрены призы от компаний-партнеров на общую сумму 100 млн рублей. Впрочем, деньги не главное (хоть и важны) — прежде всего стартапы борются за внимание экспертов и партнёров, способных помочь в развитии бизнеса. Чтобы выйти в финал GenerationS, нужно пройти один из отраслевых (корпоративных) треков — в зависимости от направления проекта. В 2016 году их восемь: AgroBioTech&Food, Creative Industries, Finance&Banking Technologies, LifeScience, Mining&Metals, Power&Energy, SmartCity, TechNet. В акселераторе могут участвовать уже работающие проекты.

Для стартапов на этапе идеи (ранней стадии) есть предакселератор, который длится 7 месяцев. После окончания приема заявок эксперты оценивают проекты на инновационность, а компании-партнёры GenS отбирают участников предакселератора, обычно не меньше 550 проектов. Всё начинается с удаленного онлайн-обучения продолжительностью полтора месяца. Там стартаперы проходят теоретический курс по технологическому предпринимательству, дорабатывают проекты и получают комментарии менторов. В трёхдневном очном интенсиве участвуют уже около 100 лучших команд. Они знакомятся с инвесторами, экспертами и опытными предпринимателями, которые учат их основам тайм-менеджмента, финансовой грамотности, а также тому, как управлять командой, создавать прототип и т.д. Лучшие проекты переходят на следующий этап, где менторы индивидуально работают с 50 самыми перспективными командами.

А зрелые проекты, подавшие заявки в основной бизнес-акселератор GenerationS, после отбора попадают в BootCamp. На протяжении трёх дней около 50 команд на каждом из восьми направлений проводят для экспертов презентации проектов. Из них в корпоративный трек проходят от 10 до 20 команд — все они могут претендовать на участие в финале GenS. Сам акселератор обычно длится с ноября по февраль. Команды работают на площадках индустриальных партнёров направлений от одного до двух месяцев — у каждой своё расписание. За это время стартаперы посещают производственные объекты корпораций, встречаются с успешными отраслевыми предпринимателями и инвесторами, работают с менторами. Для них проводят семинары, мастер-классы, индивидуальные консультации и практические задания. «Приходило много экспертов, которые делились опытом. Партнёры старались вникнуть в каждый проект и дать совет», — рассказывает Тос Мовсисян, сооснователь сервиса печати фотографий из соцсетей Boft, который выиграл в этом году корпоративный трек акселератора Creative Industries. Мовсисян также плотно общался с партнером трека Publics, и сейчас они вместе работают «над крупной рекламной кампанией для известного бренда». Работу в корпоративных треках завершает ДемоДень, в течение которого проекты презентуют инвестиционному комитету и научно-техническому совету корпорации-партнера. Там и решается судьба стартапов: три команды становятся победителями, а в финал GenS проходит только один проект. Всем призёрам гарантированы денежные призы от партнёров (500, 350 и 150 тысяч рублей соответственно). Гранты могут получить и другие участники ДемоДня от Фонда содействия инновациям, который сам выбирает стартапы для награждения. Кстати, некоторым участникам акселератора (даже на стадии отраслевого трека) предлагают немалые инвестиции как международные, так и российские венчуры. Поэтому GenerationS — тот редкий случай, когда действительно важна не победа, а участие.

Призовой фонд в размере 15 млн рублей делят между собой три победителя финала — по одной команде из каждого трека. В прошлом году фонд был на 5 млн меньше: проект, который занял первое место, получил 8,25 млн рублей, а тем, кто оказался на втором и третьем местах, достались соответственно суммы 1,2 млн рублей и 536 тысяч рублей. «Главное в GenerationS не призовой фонд, а возможность для научных проектов найти поддержку со стороны бизнеса, что многие участники акселератора успешно сделали», — рассказывает Ирина Алексеенко, лидер проекта «Генно-терапевтический противоопухолевый препарат АнтионкоРАН-М», выигравшего GenerationS в 2015 году. Победители следующего акселератора смогут продолжить работать с корпоративными партнерами, среди которых QIWI, Visa, «АЛРОСА», Московская биржа, ГК «Мортон» и «Русское техническое общество», Биофармацевтический кластер «Северный» и другие. Помимо получения помощи от партнёров и менторов, представители бизнеса общаются («кто и как начинал, какие цели ставил, как привлекал инвесторов»), делятся опытом и помогают таким образом друг другу, рассказывает Мовсисян из Boft.

Если проект не захотел или не успел подать заявку на участие в акселераторе, но очень нужны инвестиции — на сайте GenerationS регулярно проводятся «специальные номинации». Так, до 7 апреля заявки принимают Gars Telecom Award и торговый центр «Серебряный город» в Иванове, который ищет новые технологические решения для моды, лёгкой промышленности и ретейла. А до 9 апреля заявку можно подать на получение инвестиций от венчура Александра Румянцева. Он выберет 5 технологичных IT-проектов на ранней стадии, в которые впоследствии инвестирует. По его словам, чтобы оценить стартап и подготовить инвестиционное предложение, нужно около недели. Когда откроется новый набор GenS, пока неизвестно. Скорее всего, это произойдет летом, а пока вы можете отправить предварительную заявку

Фото на главной странице: РИА Новости

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.