Журнал
О проекте
О проекте
Inc. — журнал-икона американских предпринимателей.
Уже 37 лет он рассказывает, как запускать бизнес с нуля.
С 2016 года мы делаем это в России.
Связаться с нами лучше всего по электронной почте
Редакция
editorial@incrussia.ru
Рекламный отдел
ad@incrussia.ru
Адрес редакции
109263, город Москва, улица Шкулева, дом 9, корпус 1, офис II Вакансии
Разобраться

Объясняем на пальцах: Персонал компаний «сгорает» на работе. Как спасаться и спасать?

Синдром эмоционального выгорания сотрудников станет главным вызовом для компаний в 2017 году, показало совместное исследование компании Kronos и консалтингового агентства Future Workplace (США). Статистика Минздрава РФ показывает, что проблема актуальна и в нашей стране. Каждый год работающим россиянам из-за психологических расстройств выдают 131 000 больничных листов, и еще 391 000 — по причине нервных расстройств. Но реальных случаев синдрома профессионального выгорания в разы больше: ему подвержены 50% работающих россиян, показал опрос аналитического центра «АльфаСтрахования» среди сотрудников 90 российских компаний с оборотом от 100 млн рублей в год.

Чаще всего причинами профессионального выгорания становятся несправедливая зарплата, слишком высокая нагрузка и сверхурочная работа. Плохо отражаются на психическом состоянии сотрудников также слабые управленческие навыки руководства и работа в плохих условиях, например, неблагополучная атмосфера в коллективе. Кроме того, синдром выгорания часто возникает из-за того, что работник не видит, как его вклад отражается на конечном результате деятельности компании. Участники опроса, проведенного по заказу «АльфаСтрахования» среди причин также назвали усталость от однообразия задач, регулярные командировки, нереализованные амбиции, отсутствие карьерных перспектив, боязнь ответственности и зависимость от мнения начальства.

Эксперты компании «Экопси консалтинг» назвали основные симптомы профессионального выгорания. Главный — работа давно не приносит удовольствия и воодушевления, вы избегаете общения с коллегами и клиентами. Если за выходные не удается восстановить силы и уже в воскресенье у вас портится настроение от мысли о том, что завтра на работу, то вас точно коснулась эта проблема. Среди других симптомов: ощущение, что в жизни уже не случится чего-то нового и интересного, а большинство дел кажутся рутиной и вызывают скуку; рабочие дни тянутся бесконечно долго, а каждый день похож на предыдущий. Энтузиазм коллег кажется вам неестественным и раздражает, а сами вы чувствуете, что не делаете ничего полезного и действительно важного.

Компании, сотрудники которых страдают от профессионального выгорания, несут потери из-за снижения эффективности персонала, поэтому лучше выявлять проблему на ранней стадии. По словам партнера рекрутингового агентства «Контакт» Ольги Сабининой, выгоревших сотрудников отличает усталый взгляд, отсутствие интереса к работе и новым проектам. Больше всего этой напасти подвержены менеджеры по продажам и все руководители, особенно среднего звена. Пик профессионального выгорания приходится на четвертый год работы в одной и той же организации, показал опрос «АльфаСтрахования». Меньше всего усталость и раздражение от работы свойственны людям, которые трудятся в компании первый и десятый год.

Российский бизнес внедряет корпоративную профилактику синдрома выгорания. В некоторых IT- и телекоммуникационных компаниях действует правило «расти или уходи», которое заставляет сотрудников выходить из зоны комфорта, осваивать новое и не скучать из-за однообразных задач. Руководство юридической компании «Яковлев и партнеры» запрещает работникам находиться в офисе в неурочные часы, а в «ВымпелКоме» с выгоранием борются с помощью удаленной работы: сотрудник может работать из дома полностью или частично в зависимости от обязанностей и текущей загрузки. Многие предприятия поощряют занятия сотрудников спортом и оплачивают их участие в тренингах на выносливость. Практикующий психотерапевт Марк Сандомирский советует компаниям внедрить систему нематериального поощрения добросовестных сотрудников, энтузиастов и инноваторов, а также создать комфортную рабочую среду и предоставить персоналу возможность выполнять разноплановую работу, требующую постоянного освоения новых навыков. Директор департамента маркетинга «Медицина» группы «АльфаСтрахование» Егор Сафрыгин считает, что руководству компаний нужно вести диалог с сотрудниками и не ограничивать общение с ними раздачей заданий и анализом допущенных ошибок. «Когда отделы работают в духе единого организма, негатив получает максимально безболезненный выход, а решение трудностей становится более легким и быстрым», — говорит эксперт.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.

Поделиться
Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России