Объясняем на пальцах: «Яндекс.Новости» больше не работают с сайтами, у которых нет регистрации СМИ. Что изменилось?

Илья Немченко, автор Inc.

1 января агрегатор перестал публиковать новости изданий, не подписавших соглашение с «Яндексом». Чтобы это сделать, редакции должны предоставить компании копию свидетельства о регистрации СМИ либо подписанный договор об экспорте информации. Это значит, что не зарегистрированные в России медиа, включая иностранные, получать трафик от крупнейшего в стране новостного агрегатора больше не будут. А также от других агрегаторов, в том числе Google News.


«Яндекс» ни при чем, всё дело в законодательстве: чиновники обязали агрегаторы отвечать за все опубликованные новости, кроме тех, которые дословно воспроизводят сообщения официально зарегистрированных СМИ. Нововведения касаются всех агрегаторов с аудиторией от 1 млн посетителей в сутки. По данным TNS, в ноябре 2016 года 25,3 млн россиян (без учёта посещений с мобильных устройств) читали «Яндекс.Новости». Ещё до принятия закона «Яндекс» опасался, что новостной агрегатор придется закрыть. После этого депутаты смягчили требования. Когда законопроект приняли, бывший руководитель «Яндекс.Новостей» Татьяна Исаева покинула компанию.

Авторы законопроекта обосновали его необходимость «политической ролью» новостных агрегаторов. Представители медиаиндустрии полагают, что законопроект нужен только властям. Так, гендиректор Sports.ru Дмитрий Навоша считает, что в сети теперь будут доминировать государственные и прогосударственные ресурсы, чтобы «никакая Meduza или Deutsche Welle, русскоязычное BBC не могли попасть в топ „Яндекса“ и влиять на картину дня, которая доступна жителям России». До принятия закона агрегатор выдавал ссылки прежде всего на российские источники информации, а потом уже зарубежные. Русскоязычную «Медузу» как раз считали иностранной, так как она зарегистрирована в Латвии. Навоша также ссылается на международный опыт: например, у The New York Times и BBC нет регистрации СМИ, и власти их не пытаются ограничить таким образом.

В «Яндекс.Новости» и на главную страницу yandex.ru больше не попадает информация таких изданий, как TJournal, VC.ru, DTF, The Village, Wonderzine, FurFur, «Открытая Россия», Sports.ru, «Такие дела» и Breaking Mad. Многие из них не планируют регистрироваться как СМИ, потому что потеряют незначительное количество трафика. Одна из причин, по которой издания отказываются регистрироваться как СМИ, — усиленное внимание Роскомнадзора (хотя он следит за всеми сайтами).

Так, летом 2015 года ведомство вынесло второе предупреждение бумажной версии Maxim за использование мата и могло потребовать лишить журнал свидетельства о регистрации СМИ. При этом у онлайн-версии Maxim свидетельства нет, и издание пока не намерено получать её — сайт не новостной, поэтому переходов с «Яндекс.Новостей» и раньше было мало. Глава издательского дома «Комитет» (TJournal, VC.ru и Spark) Даниль Хасаншин сказал в разговоре с Inc., что «заметного присутствия агрегатора в структуре трафика проектов ИД нет», поэтому новый закон почти не влияет на их работу. Впрочем, директор по продукту издательского дома Владислав Цыплухин пишет, что спрос на новости падает даже с более высоким темпом, чем ожидалось. У «Комитета» нет необходимости регистрироваться как СМИ, потому что руководство не видит в этом никакой пользы, считает Хасаншин. Законодательные ограничения повлияют на The Village, «но не то чтобы очень сильно», хотя «Яндекс.Новости» приносили «достаточно много» трафика, рассказал Inc. бывший главный редактор издания Юрий Болотов.

Заменой «Яндекс.Новостям» для медийных проектов без лицензий может стать другой продукт компании — «Яндекс.Дзен». Это сервис, составляющий подборку новостей, постов из блогов и других публикаций на основе истории посещенных страниц и предпочтений пользователя. «Очевидно же, что „Яндекс.Дзен“ не прямая, но отчасти замена новостям», — сказал в разговоре с Inc. главный редактор образовательного портала «Мел» Никита Белоголовцев. По его словам, в декабре «Яндекс.Новости» принесли интернет-изданию лишь 0,07% трафика, в то время как «Дзен» — 8% за последние 30 дней. Проекты издательского дома «Комитет» «по ощущениям» получают больше переходов на сайты через «Дзен», чем через «Яндекс.Новости», директор по развитию не смог назвать точные цифры. «Яндекс» не раскрывает популярность нового сервиса, поэтому неизвестно, подходит ли он под действие нового закона. Если Роскомнадзор выяснит аудиторию платформы, он может занести её в реестр новостных агрегаторов.

Медиадиректор сервиса Даниил Трабун сказал в разговоре с Inc., что платформа не раскрывает количество просмотров не из-за опасения стать агрегатором («поиск же не могут к агрегатору приравнять»), а для того, чтобы не фиксироваться на трафике. «Трафик — это не те цифры, на которые должен ориентироваться издатель/блогер, чтобы сделать классный контент для читателя», — считает Трабун. Он также добавил, что «Дзен» не заменяет «Яндекс.Новости», он как раз подходит для медиа, статьи которых остаются актуальными спустя время после публикации. Сервис — не про актуальную картину дня, а про всё интересное.

СМИ, как правило, важно количество посетителей, которое могут им дать новостные агрегаторы, — это влияет на количество и стоимость рекламы. За 6 месяцев ⅓ посетителей сайта РИА Новости пришла с «Яндекс.Новостей». Однако сейчас многие медийные ресурсы меняют бизнес-модель, реклама перестаёт быть главным источником доходов, а некоторые от неё вообще отказываются. Издатель онлайн-журнала Republic Максим Кашулинский не понимает, почему СМИ продолжают гнаться за трафиком и считают, что реклама принесёт достаточное количество денег на содержание редакции. В разговоре с Inc. он сказал, что через некоторое время выживут онлайн-ресурсы, за контент которых платят читатели, хотя, конечно, «всё индивидуально». «В этом смысле платная модель доступа к контенту — игра против тренда», — пишет в фейсбуке Кашулинский.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.