Объясняем на пальцах: За месяц в Москве закрылись три концертных клуба. Теперь это невыгодный бизнес?

В январе объявили о закрытии сразу три крупных (вместимостью более 1000 человек) концертных клуба. Stereo Hall и Bud Arena (она же — Arena Moscow и Ray Just Arena) уже перестали работать, а запланированные концерты организаторы переносят на другие площадки. Space Moscow закроется в феврале. Владельцы объясняют решение тем, что правообладатель франшизы прекратил деятельность: старейший испанский клуб Space Ibiza не работает с осени 2016 года. Здание Bud Arena сносят, а Stereo Hall вообще ничего не объясняет.

Представитель Space Moscow Наталья Сараева рассказала Inc., что клубу  некомфортно работать в условиях, когда он связан контрактными обязательствами, но при этом самого владельца франшизы уже не существует. «Если закрывается центральный лицензиар, как лицензиаторы при этом могут существовать? Именно как Space Moscow мы работать не можем. За что нам платить эти франшизные деньги — за то, что бренда уже не существует? Они не такие уж и маленькие», — объяснил Inc. коммерческий директор клуба Кирилл Никольский. Он также не исключил возможность появления через несколько месяцев клуба под другим названием на этом же месте. По его словам, за 10 лет, со дня запуска «Рая», бизнесмен Михаил Данилов открыл 13 заведений разного формата, а команда, которая трудилась над Space Moscow, осталась в холдинге Sagrado Corp.: «Одни будут работать в Stadium, другие — в «Известия Hall» или в другом месте».

Stereo Hall, по данным Inc., закрылся из-за сверхвысокой аренды. «Не могу сказать, что бизнес был неэффективен, это было бы неправдой. Появились проблемы с арендодателем», — рассказал Inc. источник, близкий к владельцам заведения. По его словам, изначальная арендная ставка была высокая, но позже удалось договориться о снижении. За два дня до концерта Вячеслава Бутусова (был назначен на 28 января, шоу перенесли) арендодатель настоял на увеличении стоимости аренды, поэтому клуб и закрылся, говорит собеседник Inc. По его подсчетам, аренда 2 тысяч квадратных метров обходилась в 2 млн рублей в месяц. «Плюс аренда звука и света. В общей сумме отдавали более 2,5 млн рублей в месяц. Это очень много», — резюмирует источник. Представитель Бутусова Николай Свириденко рассказал Inc., что организатор перенёс концерт из-за «организационно-технических проблем с площадкой». По словам продюсера Антона Чернина, Stereo Hall неудобно расположен (между метро «Улица 1905 года и «Баррикадная»), поэтому посетителей было немного, а концертов проходило мало: «Удивляюсь, почему клуб вообще существовал».

Здание, в котором располагался Bud Arena, снесут, а на его месте построят жилой комплекс. То же самое в 2014 году случилось с клубом Arma 17, на его месте начали строить бизнес-центр. В пресс-службе клуба не смогли оперативно ответить Inc., планирует ли Bud Arena переезжать в другое место. К примеру, Brooklyn Hall в декабре 2016 года переместился с «Баррикадной» на «Павелецкую». Концертная площадка расширилась, а аренда помещения стала дешевле, рассказал Inc. представитель клуба. По словам арт-директора Brooklyn Hall Сергея Амбарцумяна, ключевым фактором переезда стали жалобы жителей. «Клуб находился в жилом доме. Приходилось всё время ездить, решать вопросы. К тому же, мы давно хотели расшириться», — рассказал Inc. Амбарцумян.

Доходы участников концертно-клубной индустрии растут последние несколько лет, говорит управляющий партнёр YOTASPACE Михаил Евграфов. По его словам, кризис не отражается на сфере развлечений, так как она нечувствительна к экономическим изменениям. Даже в условиях, когда россияне стали больше экономить, клубы находят способы привлечь клиентов. Так, YOTASPACE предлагал билеты по 100 рублей: за счет переполненных залов доходы не снижались. Участники рынка соглашаются, что самое сложное в их бизнесе — найти подходящую площадку. Важны месторасположение, соответствие нормам безопасности и арендная плата. «В наших условиях именно нарушение санитарных и противопожарных норм (которые далеко не в каждом помещении можно соблюсти) привело к массовым репрессиям и закрытиям московских клубов в 2009 году, после пожара в пермской «Хромой лошади» с многочисленными жертвами», — напоминает Чернин.

Эксперты говорят, что если арендатор и арендодатель хотят делать долгосрочный бизнес, они должны приходить к согласию: «Не договорились — значит нет смысла создавать бизнес». По словам Никольского из Space Moscow, арендная ставка в последние годы значительно растёт — выше инфляции, но это «обычный процесс». На оборудование клуба (ремонт, проведение коммуникаций и пр.) требуются большие инвестиции, а окупиться заведение должно в течение трех лет, говорят участники рынка.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.