Журнал
О проекте
О проекте
Inc. — журнал-икона американских предпринимателей.
Уже 37 лет он рассказывает, как запускать бизнес с нуля.
С 2016 года мы делаем это в России.
Связаться с нами лучше всего по электронной почте
Редакция
editorial@incrussia.ru
Рекламный отдел
ad@incrussia.ru
Адрес редакции
109263, город Москва, улица Шкулева, дом 9, корпус 1, офис II Вакансии
Разобраться

Пять странных методов управления Google (и почему они работают)

Пять странных методов управления Google (и почему они работают)
Фото: Brooks Kraft / Contributor

Google, со своей грамотной кадровой политикой, основанной на реальных данных,  занимает первую строчку в рейтинге лучших мест работы уже в восьмой раз за 11 лет. Бывший HR-менеджер компании Ласло Бок в книгах и интервью раскрыл секреты управления Google: сколько свободы давать сотрудникам, стоят ли внимания дипломы и как сформулировать миссию компании.


1

Последовательность лучше тотального контроля


Руководители, которые выбирают любимчиков, меняют стратегическое направление и плохо представляют цели, — это проблема для компании. Google обнаружил, что справедливость и последовательность лидеров повышает лояльность сотрудников. Они чувствуют себя увереннее и свободнее.

Если менеджер вмешивается в любой процесс, подчиненные не понимают, что им можно, а что нельзя; это ограничивает творчество и приводит к фрустрации.


2

Этическая миссия лучше деловой


Миссия Google — основа его корпоративной культуры: «Организовать всю информацию мира и сделать ее общедоступной и полезной». Обратите внимание: ни слова о прибыли, рынке, акционерах или пользователях.

По словам Бока, «такая миссия придает работе смысл, потому что в ней речь скорее об этических, чем о деловых целях».

Это привлекает одаренных молодых сотрудников, желающих не только удовлетворить амбиции, но и черпать в работе вдохновение и менять мир к лучшему.


Миссии компаний

Google — не единственная компания с этической миссией. Вот ещё несколько примеров:


Facebook: Дать людям возможность строить сообщество и вместе делать мир ближе.


Microsoft: Дать каждому человеку и каждой организации на планете возможность добиться большего.


Nike: Дарить вдохновение и инновации каждому атлету* в мире.

*Если у вас есть тело — вы атлет.


Coca-Cola: Освежать мир… Дарить моменты оптимизма и счастья… Создавать ценности и видеть различия.


IKEA: Создать лучшую повседневность для множества людей.


Ford: Делать наши машины лучше, наших сотрудников счастливее, а нашу планету — лучшим местом для жизни.


Toyota: Проложить путь к мобильности будущего, по всему миру расширяя возможности безопасного и надежного передвижения.


AlibabaGroup: Сделать ведение бизнеса проще — где бы то ни было.


Twitter: Дать каждому возможность создавать и делиться идеями и информацией мгновенно и безгранично.


3

Все должно быть открыто


Прозрачность — второй важный элемент корпоративной культуры Google. Инженер-программист получает доступ ко всему коду Google в первый же день работы. У сотрудников есть доступ к прототипам продуктов, планам запуска, еженедельным отчетам о статусе проектов, квартальным целевым показателям коллег и команды.  Каждый может видеть, над чем работают остальные.

Такое всеобщее доверие помогает создавать здоровую атмосферу в команде и сводит к минимуму конкуренцию и интриги.

Традиционные компании с иерархической структурой привыкли скрывать информацию. Бок приводит такой довод в пользу открытой культуры: «Если вы говорите: «Люди — наша самая большая ценность» (как это делает большинство), — вы должны им доверять. Иначе вы лжете и им, и себе».


4

Сотрудникам нужна возможность влиять на работу компании


Еще одна важная концепция в Google — «голос». Так в компании называют возможность каждого повлиять на важные решения — каждый голос имеет значение. В большинстве компаний такая перспектива вызовет ужас. Однако многое из того, что сейчас лежит в основе кадровой политики Google, предложили именно его сотрудники.

В 2009 году некоторые «гуглеры» жаловались, что из-за взрывного роста компании все труднее доводить работу до конца. Руководство признало их правоту. По словам Бока, финансовый директор Google решил передать власть сотрудникам, запустив программу «Борцы с бюрократией». Работники сами должны были найти и устранить помехи работе. Это вызвало подъем и мотивировало сотрудников на самоорганизацию.

5. Оценки в дипломе и результаты тестов не имеют значения при приеме на работу

Несколько лет назад Бок сказал в интервью The New York Times, что, согласно данным,  оценки в дипломе и результаты тестов бесполезны в качестве критерия при трудоустройстве, если только вы не имеете дело с совсем неопытным кандидатом: «Через два-три года работы в Google оказывается, что ваш уровень никак не связан с оценками, потому что навыки, необходимые при учебе в колледже, сильно отличаются от тех, которые нужны в работе. В сущности, вы становитесь другим человеком. Вы учитесь и развиваетесь, вы иначе смотрите на вещи». Не удивительно, что в некоторых подразделениях Google до 14% сотрудников вообще не учились в колледже.


Книга жалоб

Не все в Google считают компанию работодателем мечты. На сайте Quora бывшие и нынешние «гуглеры» жалуются на недооценённость, нехватку человеческих отношений в компании и невозможность влиять на процессы в ней. Вот некоторые из их претензий:


Непоследовательность и слабый менеджмент

Иногда на руководящих должностях оказываются люди неподходящие — для них просто не нашлось других вариантов роста.


Люди не чувствуют себя ценными

Любой проект может быть закрыт внезапно и без объяснений. Сотрудникам закрытого проекта Google отказывает в рекомендациях, ссылаясь на то, что их работа не внесла ощутимый вклад в развитие компании.


Сотрудники не могут влиять на процессы

Компанию интересуют только измеряемые показатели. К  предложениям рядовых работников прислушиваются, только если они подтверждены проверяемыми данными. Сотрудники жалуются: «Либо вы гений, способный предложить что-то радикально новое, либо — просто машинное масло для шестерёнок».


Уровень работы не соответствует уровню образования

Google может нанимать лучших — а в результате квалифицированные специалисты занимаются неквалифицированным трудом. Студенты из лучших колледжей работают в техподдержке, вручную удаляют нарушающий правила контент из YouTube или пишут примитивный код для A/B-тестов.

Поделиться
Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России