ВКонтакте хочет запретить банкам собирать большие данные (Big Data) о пользователях соцсети. В чем суть?

ВКонтакте хочет запретить банкам собирать большие данные (Big Data) о пользователях соцсети. В чем суть?
Фото: gettyimages.ru
Информация о пользователях и их поведении в интернете — ценный актив для бизнеса. Анализируя открытые данные, компании изучают потребителей и прогнозируют их поведение. Законодательство почти не регулирует эту сферу, поэтому судебная тяжба между соцсетью ВКонтакте и компаниями, собирающими данные ее пользователей, может стать первым серьезным прецедентом. Возможно, конфликт повлияет на развитие всей индустрии Big Data в России. Что произошло?

ВКонтакте подала в суд на ООО «Дабл» (работает под брендом Double Data) и Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Ответчики, по данным соцсети, оценивают кредитоспособность ее пользователей на основе информации из открытых профилей и продают эти данные банкам. Согласно иску, НБКИ предлагает кредитным организациям сервисы на основе технологий, разработанных Double Data. Из базы данных ВКонтакте, насчитывающей 407 млн профилей, извлекают фамилии и имена пользователей, сведения об их месте работы и учебы, анкеты друзей, информацию о месте рождения и регионе проживания, фотографии, а также сведения о частоте посещений страницы и типе устройств. При этом ни сама соцсеть, ни ее пользователи не давали разрешения на извлечение и коммерческое использование этих данных. В связи с этим ВКонтакте просит Арбитражный суд Москвы обязать ответчиков прекратить использование открытых данных пользователей для продажи своих услуг. За нарушение прав соцсеть требует взыскать с Double Data и НБКИ символическую компенсацию — по рублю с каждой компании.

В Mail.Ru Group (владеет соцсетью ВКонтакте) утверждают, что иск подан с единственной целью — защитить конфиденциальность пользователей. «Мы указали, что сумма наших требований к этим компаниям составляет 1 рубль, чтобы дать понять: это для нас не бизнес-вопрос, это для нас именно защита наших пользователей, которые доверяют нашим социальным сетям», — заявил вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян. Он заверил, что сама сеть ВКонтакте не передает кому-либо информацию о своих пользователях. «Мы в принципе никогда не отдаем те данные, которые пользователи доверили нам и нашим социальным сетям», — подчеркнул Габриелян.

Представители Double Data, напротив, убеждены, что иск ВКонтакте — проявление конкурентной борьбы. Гендиректор компании Максим Гинжук предполагает, что соцсеть сама рассчитывает монетизировать данные о пользователях. Он напомнил, что в 2016 году Mail.ru Group начала инвестировать в Big Data и продукты для оценки кредитных рисков для российских банков. Гинжук считает, что «никто не должен монополизировать» использование данных пользователей, если они сами сделали их открытыми. «Много игроков на рынке использует социальные сети, и нужно строить экосистему использования данных, а не разрушать ее», — добавил он.

Сайт компании Double Data (doubledata.ru) сейчас недоступен, посетители автоматически перенаправляются в блог компании на сервисе Medium. «Мы пьем шампанское, потому что среди всех Big Data-компаний российского рынка Mail.ru Group выбрала именно Double Data», — говорится в последнем сообщении блога от 1 февраля. В кэше Google сохранилась информация о технологиях и услугах компании. «Double Data дает возможность банкам использовать потенциал информации в интернете. Мы разрабатываем программные решения, в основе которых лежат собственные методы и алгоритмы для поиска, хранения и интеллектуального анализа больших объемов данных (Big Data)», — гласила информация на сайте. — Всего в рамках коммерческого и некоммерческого использования клиенты произвели десятки миллионов результативных запросов».

Результат судебного разбирательства ВКонтакте может поставить под угрозу существование многих сервисов, использующих Big Data. «Правовые последствия непродуманного решения для индустрии куда серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Дело может создать юридический прецедент, который способен «похоронить» в стране множество перспективных решений Big Data», — заявил заместитель директора по правовым вопросам и инициативам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Искандер Нубреков. По его мнению, может возникнуть вопрос и о легальности работы государственных информационных систем и систем закупок, а также стартапов с базами данных и другими ресурсами через открытые API.

В других странах уже возникали претензии к сервисам, использующим данные интернет-пользователей. Так, летом 2016 года профессиональная социальная сеть LinkedIn подала иск против неназванных ответчиков, которые с помощью ботов собирали данные из профилей ее пользователей. В ноябре 2016 года Facebook запретила британской страховой компании Admiral Insurance использовать алгоритм анализа личностных качеств владельцев автомобилей на основе их поведения в соцсети. Свои действия Facebook объяснил заботой о конфиденциальности информации пользователей. «Защита частной жизни людей в Facebook имеет огромное значение для нас», — сказано в заявлении соцсети. Сервис микроблогов Twitter также требовал прекратить собирать и обрабатывать открытые данные его пользователей.

Тем не менее сбор и использование открытых данных из соцсетей становится всё более распространенным явлением. Так, онлайн-проект Lenddo, работающий в 20 странах, называет себя мировым лидером в области кредитного скоринга (система оценки кредитоспособности) и технологии верификации личности с использованием «нетрадиционных данных». Он анализирует данные из Facebook, LinkedIn, Google, Yahoo и Twitter. Особенно активно используют эту технологию в странах третьего мира, в частности в Индии. Схожие технологии использует немецкая компания Kreditech, специализирующаяся на выдаче микрозаймов онлайн. Банки — туда же: глава подразделения по работе с большими данными Barclays Africa Ясаман Хаджибаши призналась, что команда под ее руководством использует социальные медиа для получения «более точного представления о чьем-либо финансовом статусе». По ее словам, «многие другие банки» делают то же самое.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.