Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Придумать

Patreon: сервис, который помогает зарабатывать на фанатах всем, у кого они есть, — музыкантам, художникам, блогерам

Patreon: сервис, который помогает зарабатывать на фанатах всем, у кого они есть, — музыкантам, художникам, блогерам
Фотографии: gettyimages.ru
Весной прошлого года рэпер Канье Уэст пожаловался в Twitter: «Мне нужно больше денег, чтобы приносить больше прекрасных идей в этот мир. Вы, парни в Сан-Франциско, только и делаете, что слушаете рэп, но никогда не помогаете артистам». На следующий день, 15 февраля, в YouTube появился ролик. «Это видео для Канье Уэста», — начинает мужчина и рассказывает, что он, музыкант из Сан-Франциско, уже три года руководит платформой patreon.com. Она помогает получать «зарплату» от собственных поклонников всем, кто, как Уэст, создает творческие продукты.

Мужчина из ролика — 32-летний Джек Конт из Калифорнии. В 2008 году он на пару со своей девушкой (теперь женой) основал джаз-фьюжн-группу Pomplamoose, которая существует только в интернете, даже живых концертов не организует. Выглядит это так:

Конт придумал Patreon, когда понял: заработать на музыке, оставаясь независимым творцом, невозможно. Отчисления от рекламы на YouTube-канале, по словам Джека, — сущие копейки. Что действительно хорошо можно делать с помощью YouTube, так это увеличивать лояльную аудиторию. У канала PomplamooseMusic 470 000 подписчиков, которым нравится творчество группы. Джек предположил, что многие из них были бы рады поддержать его группу деньгами, но удобного механизма для этого не было.

Конт решил создать его сам. 7 мая 2013 года музыкант вместе с программистом Сэмом Ямом, своим соседом по комнате, создал patreon.com — платформу, на которой любой художник может собрать фанатов с одной целью: обеспечить собственное существование. На разработку первой версии сайта друзья потратили два месяца. Сначала Джек и Сэм поддерживали сайт вдвоем, а позже наняли сотрудников. Сегодня в штате Patreon работает 71 человек.

После запуска стартап принялся привлекать пользователей-творцов и искать инвестиции. Деньги нашлись у девяти венчурных инвесторов — $2,1 млн за три месяца. К октябрю 2013 года на сайте зарегистрировались 4 000 криэйторов. В июне 2014-го артистов на Patreon было уже 25 000, тогда же компания получила $15 млн от 14 инвесторов. А в январе 2016-го — еще $30 млн инвестиций от пяти фондов во главе с Thrive Capital. Согласно данным graphtreon.com (сайт ведет статистику активности Patreon), на момент написания текста в проекте зарегистрированы 52 327 человек, производящих контент. Все вместе они получают от поклонников в среднем $8 869 000 ежемесячно. За почти четыре года существования проекта творцам перечислено более $100 млн.

Как работает сервис

Patreon поддерживает не конкретный продукт, а людей, которые регулярно что-то создают. В этом — основное отличие проекта от краудфандинговых платформ вроде Kikstarter или Indiegogo. Механизм работы Patreon построен на доверии к конкретному человеку, криэйтору: он здесь получает не фиксированную сумму на проект, а постоянную «зарплату». Патроны (поклонники, делающие взносы) обеспечивают жизнь артиста, чтобы он мог вносить арендную плату за жилье, путешествовать, ходить по барам и вообще делать что угодно. Например, комикс-художник Джонатан Розенберг так описывает цели в профиле на Patreon: «Пожалуйста, дайте мне возможность делать больше комиксов! Становясь патроном, вы поможете мне оплатить рабочие и бытовые издержки. Это значит — больше комиксов для вас!»

Патроны могут делать разовые взносы, но большинство оформляют подписку: сервис снимает с их карт определенную сумму каждый месяц (неделю, квартал) и переводит выбранному автору. Также можно автоматически вознаграждать кумира за каждую новую работу. Patreon оставляет себе 5% с каждого пожертвования.

Подавляющее большинство криэйторов, зарегистрированных на сайте, — блогеры из YouTube. Там у них куча подписчиков и минимальные возможности заработать. На втором месте — художники, в основном рисующие комиксы. Успешны на Patreon и музыканты с подкастерами. Так, певица и музыкант Аманда Палмер (Конт 18 месяцев уговаривал ее участвовать в Patreon) занимает второе место по количеству патронов: у нее их 9 000. Зато по заработку Аманда — абсолютный лидер: фанаты перечисляют ей $35 000 за каждую новую песню или клип.

Как преуспеть в Patreon

Патроны не приходят на Patreon для того, чтобы найти хороших авторов. Основная часть пользователей, осуществляющих ежемесячные выплаты, появляется на платформе, чтобы поддержать конкретного человека, который занимается творческой деятельностью и уже собрал вокруг себя поклонников. Иными словами, «база фанатов» — главное условие успеха на Patreon. Сервис не раскручивает звезд, поэтому получить горы денег через несколько дней после регистрации, как это бывает на Kickstarter, невозможно. На patreon.com созданы для этого все условия: поиск работает из рук вон плохо, а в разделе с криэйторами показывают только самых успешных. Именно поэтому важные условия заработка на Patreon — во-первых, активное присутствие на других социальных платформах, а во-вторых, масштабное распространение своего контента бесплатно. Пока вы не покажете, что у вас есть, чем вы можете удивить и порадовать публику, никто не станет вашим фанатом.

Чтобы помочь новичкам обрасти поклонниками, Patreon делает обучающие рассылки.  Главная рекомендация — строить прочное сообщество вокруг самого себя. Самый правильный путь — радовать патронов эксклюзивным контентом, который не доступен никому за пределами сервиса. Как правило, художники убирают под замок (и открывают фанатам) собственные работы: комиксы, тексты, песни. Однако хорошим тоном считается дополнительно ублажать подписчиков: записывать короткие видеообращения и постить селфи. Некоторые (и основатель Patreon Джек Конт в их числе) — даже устраивают видеоконференции с патронами на любые темы.

Впрочем, важно и правильное направление творчества. Так, команда разработчиков мобильных игр из России создала страницу на Patreon весной 2016 года и не смогла набрать ни одного патрона. Их ничтожно мало у всех разработчиков игр, которые работают на платформе.

Еще один пример — попытка американского редактора Ноя Берлатски запустить спонсируемую патронами еженедельную колонку культурной критики на непроходные в популярных медиа темы. В журнале Kernel журналист подробно рассказал о своем неуспехе: надеясь собирать по $200 в неделю или хотя бы половину, в итоге он с трудом наскреб $25. При этом Берлатски известен как автор крупных изданий и ведет Twitter для 4 000 подписчиков. Ной предполагает, что на Patreon не так просто преуспеть, если тебя уже знают по работе в коммерческих изданиях или других проектах, где ты и так получаешь деньги.

Опыт российских криэйторов на Patreon почти неизвестен. Судя по всему, наши авторы там регистрируются, но успехов пока не добились. Так, художница российского происхождения Майя, проживающая в Праге, за полгода собрала 19 патронов, обеспечивших ей $37 дохода в месяц. А российский подкаст про сети и связь linkmeup набрал 27 патронов, выплачивающих $112 ежемесячно.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.