Взлететь • 7 сентября 2022

SUP-помешательство. Как заработать несколько миллионов рублей за одно лето, сдавая в аренду надувные доски

SUP-помешательство. Как заработать несколько миллионов рублей за одно лето, сдавая в аренду надувные доски

Текст: Екатерина Кораблева

Фото: Dmitri Lovetsky, AP/TASS


Россияне сходят с ума по SUP-бордам: летом 2022 года в крупных российских городах практически не осталось водоемов, не захваченных этими надувными досками, а объем мирового рынка сапов, по оценкам экспертов, уже достиг $1,5 млрд. Inc. поговорил с предпринимателями, развивающими это направление в России, и узнал, сколько вложений требуется, чтобы стать SUP-рантье, и как заработать несколько миллионов рублей за сезон, провожая закаты с веслом в руках.

Выручка SUP-клубов за сезон

Источник — данные компаний


GoSUP

12 млн руб.


«Мосвейк»

2 млн руб.


SUP56

5 млн руб.

Дешево, массово, безопасно

6 августа 2022 года более 6 тыс. сап-серферов в костюмах царей, амазонок, ведьм, супергероев и других вымышленных и исторических персонажей спустились на воду реки Мойки у Марсова поля. Это были участники одного из крупнейших в мире фестивалей для любителей сап-серфинга «Фонтанка SUP», который прошел в Санкт-Петербурге в седьмой раз подряд. Некоторые участники преодолевали дистанцию в 9 км со своими питомцами, которые также были в маскарадных костюмах. Об этом событии написали, в том числе, СМИ из Мексики, Гонконга, Бразилии, Индии и других стран. Это неудивительно: популярность SUP-серфинга растет во всех странах. По данным международной компании Fact.MR, специализирующейся на маркетинговых исследованиях, рынок SUP-досок составит $1,5 млрд по итогам 2022 года, а в 2032 году превысит $3,8 млрд при среднегодовом темпе 9,7%.

Россия не отстает от общемировых трендов: летом 2022 года практически каждые выходные в российских городах проходили соревнования и мероприятия по этому виду спорта. Сейчас на Avito можно найти более 13 тыс. объявлений о продаже сапов.

Что такое SUP-серфинг и почему он становится всё более популярным?

Это водный вид спорта, в котором участники стоят на досках и используют весло, чтобы двигаться по воде. Особенность SUP-серфинга, которая делает этот спорт таким массовым, заключается в том, что им могут заниматься люди всех возрастов без специальной физической подготовки. «У нас были гребцы в возрасте от пяти до 82 лет», — рассказывал в июле 2022 года изданию The New York Times директор профессиональной ассоциации SUP Курт Девуар. Популярности SUP-серфингу, как ни странно, добавила пандемия: в отличие от многих других активностей, при плавании на SUP-борде легко соблюдать социальную дистанцию.

SUP-серфинг позволяет исследовать окрестности местных водоемов, поддерживать физическую форму и быть активным. Кроме того, он доступен по цене: в Москве аренда доски и сопутствующего оборудования стоит около 1 тыс. руб. в час, в регионах — еще дешевле.

Доска судьбы

Для Евгения Малахова и Ивана Бута клуб сапсерфинга GoSUP не первый бизнес. С 2016 года они развивали компанию «Про ту про» по производству временных конструкций и декораций для бутиков Gucci и Bvlgari, Питерского экономического форума и других крупных мероприятий. К 2019 году в бизнесе были уже выстроены все процессы, и партнеры задумались о новом деле, размышляя о разных вариантах — салоне красоты, кофейне, и т. д.

В августе 2019 года Бут на свой день рождения собрал друзей, чтобы покататься на сапах вокруг Серебряного Бора. Прогулка так поразила его, что через две недели он купил собственный сап. «Я постоянно слышал от него про сапы, меня это как-то не впечатляло. Но в октябре он меня все-таки вытащил, я походил по воде и подумал, что это прикольная штука», — вспоминает Малахов. Он начал изучать рынок сап-серфинга. «Оказалось, что это популярное развлечение и вид активного отдыха. Рост спроса на сап-серфинг был связан с тем, что технологии позволили создать надувную доску, которую можно удобно и компактно хранить», — объясняет Малахов.

Малахов сначала рассматривал новый проект исключительно как возможность заработать (наложила отпечаток учеба в бизнес-школе «Сколково»), Бут же горел новым увлечением и хотел создать клуб с инфраструктурой — оборудованным местом, где можно было бы хранить сапы, переодеваться и тренироваться. Роли в новом бизнесе распределили по интересам: Бут отвечал за общение с учениками, атмосферу и позиционирование, Малахов — за финансы.

Евгений Малахов и Иван Бут

В декабре 2019 года партнеры вложили в GoSUP около 5 млн руб., которые заработали благодаря «Про ту про». Деньги потратили на покупку 60 комплектов сапов с веслами и спасательными жилетами, маркетинговое продвижение и оборудование двух сап-станций — на пляже Рублево и в Серебряном Бору. За краткосрочную аренду земли в Серебряном Бору на сезон платили около 100 тыс. руб. в месяц.

Вопрос конкуренции на рынке сапов привязан не к тому, сколько на одном водоеме прокатов, а к тому, насколько о компании легко узнать, говорит Малахов.

«Когда мы встали на пляже в Серебряном Бору, я подумал, что благодаря трафику этого места к нам будут ходить много людей. Оказалось, всё не так — тех, кто идет мимо и решает покататься на сапе, не больше 10% от общего потока. Остальные приходят по предварительной записи, поэтому главный бой происходит в интернете», — отмечает он.

В первый год GoSUP стартовал 5 июня, когда в Москве сняли ковидные ограничения. По итогам дебютного сезона компания получила 7 млн руб. выручки и небольшой операционный убыток. «Но если бы мы продали все сапы, то оказались бы в плюсе», — добавляет Малахов.

В 2021 году компания перешла из Серебряного бора в более подходящую локацию — Строгинскую пойму. Выручка почти удвоилась и достигла 12 млн руб., а бизнес стал прибыльным (конкретные цифры по прибыли предприниматели не раскрывают). Если в первый год 70% клиентов предпочитали прогулку в группе с инструктором, то в 2022 году 70% стали выбирать самостоятельную аренду, говорит Малахов. В 2022 году выручка увеличилась примерно на 20% год к году. «После того как люди три раза покатаются на сапе, им становится уже неинтересно плыть в группе и изучать акваторию водоема, но продолжать хочется, — им мы предлагаем тренировки по SUP-гребле», — добавляет предприниматель. В 2021 году 20 человек из клуба Бута и Малахова ездили на чемпионат мира по SUP-серфингу в Венгрии. Тогда же партнеры закрыли первый бизнес — из-за последствий пандемии COVID-19 он стал менее выгодным. И сосредоточились на GoSUP: например, запустили обучающий курс для тех, кто хочет развивать бизнес в индустрии сап-серфинга. Он стоит 60 тыс. руб., обучение прошли около 10 человек. «Мы сами растим конкурентов, чтобы выводить индустрию на новый качественный уровень, в том числе в других городах», — объясняет он.

Новый бизнес постепенно захватил и Малахова — несмотря на то что свои обязанности он мог выполнять удаленно, предприниматель приезжал три раза в неделю кататься в Строгино.

На сапах он сделал предложение своей девушке: заранее подготовил большую надпись «Marry me» и установил ее на воде. А на рассвете пригласил избранницу покататься — в нужный момент конструкция, которую в темноте не было видно, вспыхнула огнями, Евгений опустился на одно колено на сап и подарил кольцо.

Маржинальность из воздуха

В 2010 году юрист международной компании Юрий Бережной впервые попробовал прокатиться на вейксерфе за катером в компании друзей. «Мне понравилось, но это было очень дорого. Поэтому я решил купить катер, который бы зарабатывал деньги, а я бы продолжал кататься бесплатно», — смеется Бережной. В 2011 году они с другом открыли Клуб водного экстрима «Мосвейк» на Клязьминском водохранилище (сумму вложений не раскрывает), где можно покататься на вейксерфе, вейкборде, флайборде, электрофойле и в вейк-парке. Начиная с 2015 года в Москве стали входить в моду сапы, вспоминает Бережной: спрос на них с того момента рос в геометрической прогрессии. Для «Мосвейка» он в 2017 году закупил пять сапов, и они сразу стали пользоваться спросом, хотя компания не рекламировала их специально.

Юрий Бережной

«Байдарки или каяки, которые были всегда, не стали так популярны. Сапы привлекали своей доступностью, дешевизной и легкостью в освоении», — отмечает предприниматель. Каждый год Бережной закупал еще несколько досок для SUP-серфинга, и к 2022 году их число выросло до 25 штук. Прокат сапов и SUP-туры — самое маржинальное направление бизнеса, признается он. За один сезон они приносят «Москвейку» примерно 2,5 млн руб. выручки при маржинальности 60–70%. «В клубе сапы занимают небольшой уголок, при этом затраты на их обслуживание несравнимы с затратами на обслуживание моторной и электротехники», — говорит он.

По словам Бережного, его любовь к сапам как к бизнес-направлению связана еще и с тем, что это самый безопасный вид активности в клубе.

«На вейкборде можно сломать ногу, упав с флайтборда, можно удариться об воду, у катеров есть риск ДТП на воде, еще он может просто утонуть. А с сапами не может случиться ничего глобального, хотя клиенты стабильно каждую неделю рвут доски, ломают или топят весла», — говорит он.

Бережной полагает, что в ближайшие два-три года спрос на SUP-серфинг будет только расти, а потом может выйти на плато, но массовым видом спорта быть не перестанет. «Сапы цепляют очень много людей — в этом виде спорта много и спортсменов-любителей, и профессионалов, и бюджетов на мероприятия: я убежден, что это надолго», — резюмирует он.

Серфинг по-уральски

В 2018 году оренбуржец Дмитрий Иконников решил потратить тринадцатую зарплату на покупку трех сапов для себя, жены и дочери. Когда он делал заказ, продавец предложил скидку за покупку пяти досок. «Я тогда не знал, что помимо сапов нужно покупать дополнительно весла и спасательные жилеты», — вспоминает Иконников, который согласился на предложение. Зимой он в свободное время работал инструктором по сноуборду, а летом ему не хватало активности — профессия инженера-технолога на буровой станции предполагала наличие двух свободных недель в месяц.

Дмитрий Иконников

Ниша сап-туров в Оренбурге была свободна, поэтому Иконников придумал название компании SUP56 (код Оренбургской области, указан, в том числе, на автомобильных номерах), заказал дизайнеру логотип, завел страничку в Instagram* и провел первую группу по реке Урал в июле 2019 года. Сначала клиентами были друзья и знакомые, потом Иконников купил рекламу за 14 тыс. руб. у местной блогерши, которая принесла ему 400 новых клиентов. В первый сезон Дмитрий вложил в проект 240 тыс. руб., а выручка составила 270 тыс. руб. за два месяца работы.

«Я сразу влюбился в сапы: их можно легко транспортировать, поэтому любой водоем превращается в новое приключение», — говорит Дмитрий.

По его словам, в этом виде бизнеса очень важна безопасность. Однажды во время сплава по реке Сакмара одна из участниц тура упала в воду: несмотря на то что девушка была в спасательном жилете, она попала под корягу и оказалось под доской. «К счастью, она оказалась бывшей пловчихой, смогла перевернуться в воде и оттолкнуть доску ногами. Но в тот момент я понял, что надо вкладывать деньги в обучение инструкторов навыкам матросов-спасателей, чтобы они могли оказать первую помощь», — говорит Иконников. Сейчас все его инструкторы умеют проводить сердечно-легочную реанимацию. «Иначе я бы не смог спать спокойно», — добавляет предприниматель.

SUP-индустрия в цифрах

*по оценкам международной компании Fact.MR


$3,8 млрд

составит объем мирового рынка SUP-серфинга в 2023 году*.


9,7%

— среднегодовой темп роста мирового рынка*.


13 тыс.

объявлений  о продаже SUP-досок в России размещено на «Авито».

Сап-серфинг с каждым годом становился популярнее в Оренбурге — Иконников ездил на разведку к новым водоемам, размещал рекламу в общественном транспорте, купил прицеп для сапов, нанимал и обучал новых инструкторов. «У меня все инструкторы такие же болтливые, как и я, с харизмой, потому что люди идут на SUP-прогулку за эмоциями. И мы им устраиваем праздник», — говорит он. К 2021 году у Иконникова уже было более 20 досок, выручка по итогам сезона составила 5 млн руб., прибыль — более 2 млн руб. Однако успешный с точки зрения бизнеса год закончился личной драмой — Иконников развелся с женой, отдал ей 50% стоимости сапов и начал новый сезон в 2022 году практически с нуля. Вдобавок бывшая жена стала одной из конкуренток и открыла собственный прокат сапов.

Чтобы удерживать учеников, Дмитрий оборудовал одну из локаций для туров на реке Урал пристанью, беседкой и раздевалками — затраты составили около 200 тыс. руб. В следующем году Иконников планирует установить там контейнер для хранения сапов, который позволит сэкономить на их транспортировке. А количество сапов должно превысить 50 штук: с апреля предприниматель планирует уволиться с буровой и полностью сосредоточиться на бизнесе. «Если заниматься любимым делом, то никогда не придется работать», — уверен он.


*принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской в России