Новости

Российские онлайн-площадки раскрыли, как они собирают, обрабатывают и хранят информацию

VK, «Яндекс», Ozon, Wildberries, «Сбермаркет» и другие компании опубликовали правила использования рекомендательных алгоритмов. С 1 октября онлайн-площадки должны раскрывать информацию о том, как они собирают сведения о пользователях и выстраивают таргетированную рекламу.

С 1 октября вступил в силу закон о ре­комен­да­тель­ных ал­го­рит­мах, который распространяется на соцсети, маркетплейсы и онлайн-кинотеатры. VK, «Яндекс», Ozon, Wildberries, «Сбермаркет», «М.видео-Эльдорадо», ivi и Start опубликовали правила применения своих рекомендательных алгоритмов, сообщают «Ведомости».

Рекомендательными алгоритмами называют набор алгоритмов, которые помогают определить предпочтения пользователей. Новый закон предусматривает прозрачность использования сбора данных и публикацию сервисами правил использования алгоритмизированных сведений. С 1 октября бизнес также должен раскрыть источники получения сведений для таргетирования.

Представитель Роскомнадзора подтвердил, что онлайн-сервисы приступили к выполнению требований. Представители компаний сообщили о публикации правил применения рекомендательных технологий.

В случае нарушения закона Роскомнадзор имеет право запросить у сервисов информацию о применении рекомендательных алгоритмов и доступ к программно-техническим средствам для их оценки, отметила юрист практики технологии, медиа и телекоммуникации «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Валерия Эйстрах.

У каждой оналайн-площадки есть особенности работы алгоритмов. Например, «Яндекс» собирает данные об истории поиска пользователей, клики по ссылкам, информацию об устройстве и информацию о геолокации, следует из раздела «Правила рекомендаций».

Рекомендательная система VK учитывает лайки, репосты, комментарии, подписки и просмотры. «Пользователи могут влиять на факт и очередность показа контента, повышая или понижая их рейтинг», — говорится в правилах VK.

Зарубежные сервисы, которые работают в России, обязаны подчиняться новым законодательным правилам, сообщил один из авторов закона, зампред комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин. YouTube не опубликовал правила применения рекомендательных алгоритмов, добавил он.

Юрист, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков отметил, что новый закон не разделяет сайты на российские и зарубежные, соответственно, требования ко всем одинаковые. YouTube могут заблокировать, если платформа откажется соблюдать правила закона о рекомендательных алгоритмах.

В марте Mediascope сообщил, что за год блокировки аудитория Instagram упала в пять раз, а Facebook — в 3,5 раза (соцсети принадлежат признанной в РФ экстремистской Meta). Сократилось и время, проводимое россиянами в соцсетях: в Instagram — в 2,4 раза, до 17 минут в день, а в Facebook — в три раза, до пяти минут в день.