Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Новости

Наталья Синдеева рассказала о бизнесе «Дождя» и технологиях в работе медиа

Телеканал «Дождь» до 2014 года существовал в кабельных и спутниковых сетях, однако три года назад бизнесу телеканала потребовалась тотальная перестройка. Генеральный директор «Дождя» Наталья Синдеева рассказала Inc., как «Дождь» пережил сокращение бюджета в два раза, а также о роли технологий в медиа.


После скандального опроса о блокаде Ленинграда канал лишился трансляций у большинства операторов. На работу канала повлиял закон о запрете рекламы на платных каналах, а также отказ арендодателя продлить с телеканалом договор аренды. Из-за этого «Дождю» пришлось сократить бюджет в два раза. По словам Синдеевой, телеканал два года кормит себя сам, несмотря на сокращение рекламных доходов на 90% после отключения от кабельных сетей. При этом телеканал не позволяет вернуть инвестиции в проект. Генеральный директор телеканала отметила, что не теряет уверенности в возврате инвестиций.


Наталья Синдеева

основатель и генеральный директор телеканала «Дождь»

«Медиа не может быть бездонной бочкой и постоянно генерить убытки, залезать в карман к акционеру. Если бы мы так делали — уже б давно закрылись. «Серебряный дождь» вышел в ноль за несколько лет, а потом начался возврат инвестиций. «Дождь» при нормальном стечении обстоятельств стал бы прибыльным еще в 2014 году. Есть медиа, которым уже по 10 лет, но они до сих пор дотируются акционерами, — значит, у владельцев есть сверхприбыль, которую они могут тратить на содержание СМИ».

Синдеева подчеркнула важность интуиции и химии в предпринимательстве, приведя в пример ситуацию с Ксенией Собчак. Именно Наталья Синдеева пригласила на «Серебряный дождь» Собчак, которая на тот момент вела проекты «Блондинка в шоколаде» и «Дом-2». По словам Синдеевой, одной интуиции недостаточно для успешного предпринимателя, однако только холодный расчет тоже не принесет успеха: объединение расчета, интуиции и авантюризма приносит результат.

Чтобы заниматься медиа, надо быть смелым и авантюрным, а также понимать цель проекта, рассказала Inc. Наталья Синдеева. Она добавила, что сейчас перед медиаменеджерами стоит задача найти новый язык. Кроме того, на данном этапе требуются большие инвестиции в распространение контента.


Наталья Синдеева

основатель и генеральный директор телеканала «Дождь»

«Я плохо представляю человека, который сейчас читает бумажные газеты. Современный человек потребляет медиа через смартфон. То же самое — с телевидением. Люди (особенно молодое поколение) гораздо меньше смотрят телевизор — разве только кино. За информацией они идут в социальные сети и YouTube. В ближайшие 10—20 лет, на мой взгляд, печатная пресса умрет окончательно. Это будут только специальные раритетные журналы, которые люди скорее хотят потрогать, чем прочесть».

Синдеева отметила необходимость перестраивать работу редакций не только под производство контента, но и для его упаковки. При этом каждый работник редакции должен быть универсальным. По мнению Синдеевой, бизнес не должен быть сверхмаржинальным. Добиться сверхмаржинальности можно лишь в трех случаях: получив доступ к госресурсам, став монополистом или недоплатив налоги.

Генеральный директор «Дождя» сообщила Inc., что инвестор должен участвовать в развитии медиа и быть единомышленником с главным редактором. Синдеева сказала, что не вмешивается в работу журналистов, поскольку ее ответственность на посту генерального продюсера — формат программ, ведущие, специальные проекты и бренд. Наталья призналась, что считает возможным и необходимым вмешиваться в контент.

Наталья Синдеева. Фото со страницы в Facebook

По мнению Синдеевой, подписная модель в медиа продолжит свое развитие. На фоне нестабильности рекламного рынка выручка от подписки уже превысила рекламные доходы или приближается к ним, рассказала Inc. Синдеева. По ее словам, подписка четко показывает результат работы медиа: хороший контент увеличивает число подписок, плохой — снижает этот показатель.

Наталья Синдеева пришла в медиа в конце 90-х годов и вместе с партнерами создала радиостанцию «Серебряный дождь». До конца 2000-х она была коммерческим директором и генеральным продюсером радиостанции. Сейчас ей принадлежит доля в «Серебряном дожде». В 2010 году Синдеева запустила телеканал «Дождь», где она занимает пост генерального директора.

Телеканал «Дождь» входит в одноименный медиахолдинг, которому принадлежит интернет-издание Republic. Основным инвестором холдинга выступает Александр Винокуров, муж Натальи Синдеевой (ранее ему принадлежала доля в банке «КИТ Финанс»). ООО «Телеканал «Дождь» на 95% принадлежит Наталье Синдеевой, остальные 5% — у Веры Кричевской. По данным канала, совокупная ежемесячная аудитория канала сейчас составляет 7 млн человек.

Полную версию бизнес-кодекса Натальи Синдеевой читайте на нашем сайте.


Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России