Новости

«Сейчас наступила пора оптимизации». Максим Ноготков — о том, почему харизматики уходят из бизнеса и уезжают из России

Максим Ноготков. Скриншот из видео на YouTube-канале The Bell

Основатель группы компаний «Связной» (в нее входили одноименные банк и ретейлер) Максим Ноготков в 2014 году потерял компанию и уехал с семьей в Калифорнию. Предприниматель в интервью The Bell рассказал, почему харизматичные предприниматели уходят из бизнеса и покидают пределы страны.


Ноготков, как Евгений Чичваркин (основатель конкурировавшей со «Связным» «Евросети») оказался за пределами России. Оба предпринимателя не перестали заниматься бизнесом, однако поменяли сферу деятельности.


Максим Ноготков

основатель «Связного»

«Мне кажется, в России, в целом, настроение поменялось. Сейчас оно другое. Были 90-е, были 2000-е, когда, с одной стороны, всё очень быстро развивалось и была пустота на рынке. То есть не было хороших ретейл-компаний, росла нефть со страшной силой. Был большой заряд энергии и оптимизма и всё росло. В принципе, успеха добивались люди, у которых эти качества были в характере. Мне кажется, сейчас наступила пора оптимизации, в том числе за счет нефти и общих настроений в стране. Потому что для того, чтобы что-то развивалось, включая инновации и компании, должен быть очень оптимистичный, позитивный, бодрый фон или среда. Мне кажется, в России это сейчас отсутствует».

В 2014 году у компании Ноготкова не получилось рассчитаться по кредиту в $120 млн с ОНЭКСИМом Михаила Прохорова. Из-за этого активы Ноготкова перешли под контроль Олегу Малису и его инвестиционно-консалтинговой компании Solvers. По словам Ноготкова, банк «Связной» стал большой частью проблемы его бизнеса в России. Однако положение бизнеса ухудшилось из-за общего состояния с беззалоговыми кредитами на рубеже 2013 и 2014 годов.


Максим Ноготков

основатель «Связного»

«Если очень грубо, то в стране людей перекредитовали беззалоговыми кредитами. … Люди набрали очень много кредитов в расчете на то, что их зарплаты будут продолжать расти, а зарплаты в какой-то момент остановились и даже стали падать. И в этот момент банки, которые занимались потребительским кредитованием почувствовали себя очень плохо. Поскольку мы выходили на этот рынок последними, были самым молодым банком, то у нас получилось, что мы больше всего, наверное, в этот момент пострадали. И у нас не было какой-то подушки безопасности».

По мнению Ноготкова, банки — наиболее чувствительные элементы экономики страны: как только экономическая ситуация ухудшается, банки накапливают невозвраты по кредитам и моментально падают. Первыми из них падают те, кто был оптимистичен в прогнозах и рос быстрее конкурентов.

Компания, которая входит в группу «Связной», запустила в России процедуру личного банкротства против Ноготкова. Основатель «Связного» выступал поручителем по всем долгам группы. Предприниматель рассчитывает, что этот процесс завершится мировым соглашением, которое стороны смогут заключить в ближайшие шесть—девять месяцев.

Кроме того, проблемы у группы «Связной» возникли из-за слишком быстрого роста части проектов: у банка очень быстро увеличивался кредитный портфель, а интернет-ретейлер Enter слишком быстро начал масштабировать модель. «Эти два проекта потребовали значительно больше денег, чем я изначально рассчитывал. Я планировал в „Связной Банк” вкладывать $80 млн, а в Enter — порядка $100 млн. А оба проекта в итоге потребовали около $700 млн. Для того, чтобы эти деньги привлечь, я заложил акции группы и как только в российской экономике и политике случился „черный лебедь” под названием Крым, это довольно сильно по мне ударило», — рассказал Ноготков.

При переезде в Калифорнию у Ноготкова было меньше $1 млн. Предприниматель признается, что для жизни в Кремниевой долине ему нужно меньше, чем $90 тыс. в год. По его словам, после переезда у него выросло качество жизни. Так, в Москве он мог тратить в десять раз больше, чем в Калифорнии. Однако качество жизни в российской столице было ниже.

«Мне важна природа и погода. Мне важно всё, что связано с океаном и морем. … Для меня очень важна атмосфера: чистый воздух (он здесь в три раза чище, чем в Москве), настроение людей, с которыми я встречаюсь и общаюсь: оно на порядок лучше, чем в Москве», — рассказывает Ноготков.

О том, почему, принимая по-настоящему серьезный вызов, нужно быть готовым к провалу, читайте в бизнес-кодексе Максима Ноготкова.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!