По данным исследования, каждый 11-ый россиянин занят в сфере услуг. Каждый второй из них размещает объявления о своих услугах на «Авито».
Сервис «Авито Услуги» и агентство Data Insight провели исследование микробизнеса на рынке услуг России*. Суммарно за последний год россияне сделали примерно 2,6 млрд заказов у самозанятых исполнителей и компаний малого и среднего бизнеса. Площадка «Авито» сохранила лидерство в качестве канала продаж: ее используют 55% всех провайдеров услуг, которые публикуют свои предложения в интернете. Следом по состоянию на март 2022 года — «ВКонтакте» (43%) и Instagram** (42%). В апреле — мае из списка лидеров исчез Instagram**, его место заняли мессенджеры (30%).
Data Insight проанализировали основные показатели сегмента: доли различных категорий, какие каналы привлечения клиентов используют предприниматели и как распределяют свои рекламные расходы.
Рынок онлайн-заказа услуг за последний год вырос на 13%: с апреля 2021 по март 2022 года россияне совершили около 2,6 млрд заказов услуг (против 2,4 млрд заказов в предыдущем году). Количество провайдеров услуг — самозанятых и коллективов — увеличилось на 9%: с 4,1 млн до 4,5 млн. Всего в сфере услуг в сегменте микробизнеса занято 8,6 млн человек. Это каждый 11-ый россиянин в возрасте 18–64 лет.
Рынок услуг продолжает свое развитие в онлайне. По состоянию на май 2022 года 70% провайдеров получают заказы через интернет. При этом сразу 33% использовали платные каналы привлечения клиентов за последние два месяца.
«Мы ожидаем, что в перспективе следующих нескольких лет тенденция роста сферы услуг будет усиливаться. Большую роль в развитии рынка мы видим за „Авито“ — наша площадка позволяет предпринимателям работать на выгодных условиях, рассказывать о своих услугах миллионам людей по всей стране и обеспечивать бизнес регулярным потоком заказов. По итогам прошедшего года „Авито Услуги“ с отрывом лидирует в Рунете по количеству предпринимателей, которые используют площадку в качестве канала продаж (55%), и по доле онлайн-выручки провайдеров услуг (29%). Также по состоянию на май 2022 года „Авито“ сохраняет лидерство по доле привлеченных онлайн-заказов на услуги (31%)», — говорит Георгий Акопян, директор «Авито Услуги».
Площадка «Авито» сохранила свое лидерство по использованию среди исполнителей услуг. «Авито» используют 55% всех провайдеров услуг, которые публикуют свои предложения в интернете. Следом по состоянию на март 2022 года — «ВКонтакте» (43%) и Instagram** (42%). В апреле — мае из списка лидеров исчез Instagram**, его место заняли мессенджеры (30%).
«Мы видим растущую роль „Авито“ как платформы для развития бизнеса миллионов предпринимателей и самозанятых. Площадка „Авито“ создавалась как доска объявлений, чтобы решать повседневные задачи пользователей. Сегодня мы сохраняем эту экспертизу уже в качестве самой массовой платформы для коммерции с ежемесячной аудиторией в 56 млн человек — это больше трети населения России. В сфере услуг „Авито“ — это ресурс №1 для каждого второго исполнителя в России, при этом в раздел „Услуги“ на „Авито“ заходят около 24 млн человек в месяц. А предприниматели в этом сегменте в новых условиях продолжают искать надежные и доступные каналы привлечения клиентов», — комментирует Артем Кумпель, управляющий директор «Авито Услуги» и «Авито Работа».
В мае 2022 года топ-3 площадок по доле привлеченных онлайн-заказов составили «Авито» (31%), «ВКонтакте» (15%) и собственный сайт провайдера услуги (13%). Из списка лидеров исчез Instagram** после блокировки в России. Еще в марте 2022 года список лидеров выглядел иначе: «Авито» (29%), Instagram (18%), «ВКонтакте» (13%).
При этом топ-3 площадок по доле онлайн-выручки по состоянию на март 2022 года — «Авито» (29%), собственный сайт провайдера (15%), «ВКонтакте» (13%).
Ограничение работы Instagram** и ряда других каналов изменило структуру рекламных расходов провайдеров услуг. Наибольшая доля «рекламного пирога» теперь принадлежит сайтам объявлений: в апреле — мае 2022 года исполнители услуг вложили в привлечение клиентов через сайты объявлений 37% своих рекламных расходов. На втором месте — социальные сети, на которые микробизнес потратил в среднем 24% своих рекламных расходов.
Согласно исследованию, самая массовая категория услуг по количеству работающих исполнителей — ремонт и строительство. Так, в строительстве и благоустройстве заняты около 18% всех исполнителей (1,5 млн), а в ремонте жилья — 12% (990 тыс.) В топ категорий также вошли деловые услуги с долей 10% (880 тыс. занятых исполнителей) и услуги в сфере красоты и здоровья (10%, 850 тыс.).
По количеству заказов лидирует категория красоты и здоровья — в 2021 году доля заказов в этом сегменте составила 27% от общего числа (690 млн. заказов). Также в лидерах оказались перевозки и курьеры (467 млн заказов, доля 14%) и услуги в сфере обучения (229 млн заказов, 10%).
Оценки объема рынка сделаны Data Insight на основе проведенных опросов и данных Росстата о численности населения страны. В исследовании использовался телефонный опрос с использованием технологии CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing). Выборка репрезентирует взрослое население РФ (18+) по полу, возрасту, типу места жительства. Телефонные номера для опроса генерируются случайным образом, при этом учитывается диапазон номеров — мобильные или стационарные; сохраняется распределение по федеральным округам. Всего были проведены 1,6 тыс. интервью в феврале 2022 года. Онлайн-опрос исполнителей услуг проводился методом панельного опроса и опроса методом поточной выборки 50/50 — всего 2091 интервью в марте 2022 года. Также в исследовании использовался онлайн-опрос методом анкетирования по базе партнеров «Авито», у которых за 12 месяцев, предшествовавших опросу, было хотя бы одно активное объявление об оказании услуг (9672 анкеты в марте 2022 года). Дополнительный онлайн-опрос исполнителей услуг: панельный опрос, 1046 интервью в мае 2022 года.
*В рамках исследования был изучен сегмент микробизнеса на рынке услуг в России. Микробизнес — провайдеры услуг со штатом до 15 человек включительно, включая исполнителей, работающих в одиночку в качестве самозанятых лиц.
**Принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией