Поделиться • 23 декабря 2024

Актуальные маркетинговые стратегии для малого и среднего бизнеса: как привлекать клиентов в 2025 году

Актуальные маркетинговые стратегии для малого и среднего бизнеса: как привлекать клиентов в 2025 году

Текст: Альбина Валиева, основатель маркетингового агентства «БИНА»; Светлана Шульман, маркетолог брендформанс-агентства TexTerra; Денис Струков, основатель облачного геоаналитического сервиса Geointellect; Сергей Лапада, директор по маркетингу сети кафе «Крошка Картошка»; Александр Кукса, член комитета АРИР по Influencer Marketing, CEO агентства SALO; Дмитрий Севальнев, совладелец агентства «Пиксель Плюс»

Фото: Patrick Federi, Unsplash


Наступающий 2025 год может оказаться непростым для малого и среднего бизнеса. Повышение ключевой ставки, удорожание кредитов, рост курса доллара, гиперинфляция, нехватка кадров — лишь часть факторов, влияющих на доходы предприятий. В результате компаниям приходится оптимизировать свои расходы, урезая маркетинговые бюджеты. При этом реклама для МСБ по-прежнему остается важнейшим способом привлечения аудитории. Российские предприниматели и маркетологи поделились с редакцией «Инк» мнениями о наиболее эффективных инструментах, которые позволят небольшим компаниям привлекать новых клиентов с минимальными затратами.

Способов заявить о своем продукте много. При этом важно понимать, что у каждого из них своя специфика, которую важно заранее понять, чтобы сделать правильный выбор.

Офлайн-реклама

По мнению маркетологов, для малого и среднего бизнеса в 2025 году классическая офлайн-реклама сохранит свою актуальность.

Альбина Валиева,

основатель маркетингового агентства «БИНА»

«Последние три года изменили рынок рекламы, вернув на первые позиции традиционные методы продвижения: баннеры, вывески, информационные щиты, BTL-маркетинг — офлайн-презентации, промоутеры, дегустации, акции, розыгрыши, выставки

Предприниматели вынуждены конкурировать с крупными компаниями за внимание пользователей в онлайне, где перебивать их предложение очень сложно и дорого».

Причина этому — что крупные компании заняли сегмент интернет-рекламы. Соперничать с их большими маркетинговыми бюджетами МСБ стало просто невыгодно. 

Стоит отметить, что цены на интернет-рекламу стремительно выросли. На это мог повлиять новый закон об обязательной маркировке. Помимо дополнительных затрат на услуги операторов рекламных данных, многим предпринимателям пришлось нанимать отдельных сотрудников для выполнения новых обязательств, связанных с маркировкой: делопроизводителей, финансистов, юристов, интернет-маркетологов.

Согласно исследованию Win2Win Communications и hh.ru, с июля 2023 по май 2024 года спрос на специалистов со знаниями о маркировке интернет-рекламы вырос на 78%. Как следствие — увеличились и издержки бизнеса. Предприниматели стали искать альтернативу дорогостоящей интернет-рекламе, возвращаясь к более дешевым традиционным формам маркетинга. Так, по данным DRON, цена каждого уникального контакта в той же наружной рекламе может стоить в 10 раз дешевле, чем в интернет-рекламе.

При этом классические виды маркетинга помогают эффективно решить и другие проблемы, с которыми часто сталкивается локальный бизнес в небольших городах.

  • Ограниченная клиентская база. МСБ важно не только привлечь первых покупателей, но и удержать их. Яркое открытие или «праздник двора» для жителей соседних домов повысят лояльность потенциальных клиентов и однозначно будут дешевле таргетированной рекламы.
  • Не все покупатели пользуются соцсетями и мессенджерами — особенно это касается старшего поколения. В таком случае яркая вывеска магазина запчастей по дороге к автомастерским, дегустация свежих овощей и фруктов у магазина сработают быстрее, надежнее и дешевле, чем онлайн-баннеры.

Однако совсем от интернет-инструментов отказываться не стоит. Листовки и баннеры будут лучше работать, если в них, например, будут QR-коды с ссылкой на сайт, соцсети или страницу с акциями. 

Геомаркетинг

Помимо офлайн-рекламы, в 2025 году малому и среднему бизнесу стоит обратить внимание и на геосервисы. Такие платформы, как «Яндекс.Карты» и «2ГИС», обладают огромной аудиторией, которая постоянно растет. Так, по данным представителей «Яндекса», ежемесячная аудитория геосервисов компании превышает 90 млн пользователей. При этом запуск рекламы в них стоит значительно дешевле, чем контекстная реклама.

Геомаркетинг позволит проанализировать аудиторию в конкретных локациях и выбрать наиболее подходящее размещение для бизнеса. С помощью специальных геоаналитических сервисов можно сравнить разные районы по статистике поисковых запросов, оценить бизнес-показатели конкурентов, включая количество торговых точек и клиентов, узнать демографические и финансовые показатели аудитории.

Светлана Шульман,

маркетолог брендформанс-агентства TexTerra

«Реклама в геосервисах — один из инструментов качественного персонализированного маркетинга. Ключевых преимуществ два: во-первых, рекламу видят люди, находящиеся рядом с тем местом, где могут получить товар или услугу здесь и сейчас. Во-вторых, можно таргетироваться на конкретную аудиторию и ловить в моменте пользователя, который ввел конкретный запрос. Соответственно, расход бюджета получается целевым. А это всегда способствует экономии средств и помогает без опасений убрать иные рекламные каналы, которые себя уже не окупают.

Что важно отметить: даже если вы настроили рекомендации в навигаторе „Яндекса”, можно быть спокойным, что показ их не будет влиять на удобство маршрута (баннеры, например, всплывают во время остановок на светофорах или в пробках). А это как раз пример экологической рекламы, которая не назойлива и не мешает, а помогает и рекомендует».

Денис Струков,

основатель облачного геоаналитического сервиса Geointellect

«Геомаркетинг включает широкую аналитику, которая помогает оценить, где и как разместить, к примеру, магазин, кафе или ресторан, чтобы он был наиболее успешным. Прежде чем начать использовать геоаналитические сервисы, вам стоит проанализировать ваш бизнес и понять его потребности. Например, если вы занимаетесь розничной торговлей, важно понимать, зависит ли ваш успех от высокого трафика или, наоборот, от обслуживаемого вами микрорайона. Геомаркетинг поможет вам не только оценить локацию, но и выявить лучшие места для размещения вашего бизнеса с учетом множества факторов — от плотности населения до конкуренции и покупательской способности. Если вы не уверены в выборе локации, геоаналитика может предложить несколько вариантов с учетом демографии, доходов населения и других факторов».

Кроме того, привычные картографические сервисы вроде «Яндекс Карт» или «2ГИС» можно использовать для первичного анализа некоторых показателей бизнеса. Например, отзывов о вашем предприятии или предприятии конкурентов. Такие сервисы также предлагают интересные решения для привлечения дополнительного трафика: отметки на карте, визуальное оформление карточек компаний, рекламные баннеры.

Кастомизация

Персонализация во всем — стратегия, которая уже стала не трендом, а необходимостью в мире маркетинга. Потребители все чаще ищут товары и услуги, которые соответствуют их личным предпочтениям. Кастомизация — адаптация приложений под индивидуальные запросы клиентов — как раз то, что позволит небольшому бизнесу выделиться на фоне крупных игроков в ближайшем будущем.

Сергей Лапада,

директор по маркетингу сети кафе «Крошка Картошка»

«Персональные коммуникации и предложения — это целый пласт маркетинговых активностей. Без них не работают программы лояльности и кластерные рассылки, а людям меньше нравится пользоваться приложениями брендов. Ведь только так клиент может получить что-то особенное, только для себя, в отличие от приложений агрегаторов, сильных ассортиментом».

Будь то индивидуальный дизайн продукции или уникальные акции — кастомизация помогает повысить лояльность аудитории и увеличить продажи. По данным Forbes, 46% клиентов готовы покупать больше, если им предоставят персонализированный сервис. В условиях экономической нестабильности кастомизация становится важным конкурентным преимуществом малого и среднего бизнеса.

Разработка индивидуального продукта решает четыре основных аспекта потребительского спроса:

  • позволяет покупателям легче принимать решение при выборе;
  • делает клиентов более счастливыми и формирует лояльную аудиторию, которая покупает чаще;
  • помогает лучше понять потребности аудитории и снизить расходы на Research and Development (RND) — исследования, разработку и внедрение новых технологий — в долгосрочной перспективе;
  • позволяет выделиться среди конкурентов и проще занять свою долю рынка.

Среди интересных кейсов кастомизации: небольшой бренд Niti&Line набрал в Instagram* (принадлежит Meta, запрещенной на территории России) около 40 тыс. подписчиков, предлагая футболки и толстовки с индивидуальной вышивкой, от надписей до изображений питомцев и портретов близких. А магазин Mini Brick из Ярославля стал популярен в соцсетях благодаря созданию уникальных фигурок Lego по запросам клиентов.

Нейросети

Сегодня не каждый крупный бизнес может позволить себе огромный штат маркетологов, а малый и средний бизнес тем более. В 2025 году нейросети, которые уже умеют быстро создавать рекламный контент и анализировать информацию, позволят снизить нагрузку на сотрудников и уменьшить затраты.

По данным Аналитического центра НАФИ, более трети представителей малого и среднего бизнеса сообщают, что использование цифровых технологий помогает оптимизировать бюджет компании. При этом около половины из них используют нейросети для решения маркетинговых задач.

Александр Кукса,

член комитета АРИР по Influencer Marketing, CEO агентства SALO

«На мой взгляд нейросети — это хороший и, главное, недорогой помощник особенно для небольших бизнесов, в которых довольно часто полноценная функция маркетинга отсутствует. С учетом дефицита кадров на рекламном рынке к помощи нейросетей будут прибегать все чаще и больше. Базово они хорошо помогают в поиске новых гипотез и анализе данных. Например: проанализировать какие-то активности конкурентов, структурировать информацию или собрать цифры из разных данных в отчет».

Причем инструменты на основе нейросетей становятся все более эффективными для проведения анализа рынка и разработки стратегий продвижения. Perplexity AI, ИИ-платформа для поиска и обработки больших объемов данных, к примеру, может изучить информацию о конкурентах, поведение и предпочтения целевой аудитории и на основе полученных результатов предложить маркетинговую стратегию. Сервис также позволяет анализировать отзывы о бренде, помогает находить новые ниши на рынке и изучать зарубежный опыт.

Еще один способ использовать нейросети в маркетинге — генерировать контент. GTP-модели вполне подходят для создания рекламных текстов, изображений и коротких видео. В некоторые платформы и сервисы нейросети уже интегрированы. Например, в «Яндекс.Маркете» продавцы могут автоматически создавать описания в карточках товаров с помощью YandexGPT.

Дмитрий Севальнев,

совладелец агентства «Пиксель Плюс»

«Одна из задач, с которой хорошо справляются нейросети, — это генерация креативов, то есть картинок, которые могут пробивать баннерную слепоту. У нас есть очень крутые кейсы, когда картинки, сгенерированные с помощью нейросетей, обладают максимальной кликабельностью и привлекают внимание пользователей гораздо лучше, чем обычные типовые изображения. Например, мы создали креативы, в которых на месте в кресле руководителя сидел свин в пиджаке с галстуком. В баннерной рекламе их показатель кликабельности был в пять раз выше, чем средние показатели по другим рекламным кампаниям».

Однако стоит помнить, что на нейросети нельзя полагаться чрезмерно. Алгоритмы поисковых систем могут фильтровать автоматически сгенерированный контент, который не представляет никакой ценности для пользователя. Поэтому любой текст, созданный нейросетью, необходимо дополнительно проверять и редактировать.