«Карантин — это самое неподходящее время для того, чтобы топтаться на костях». Дарья Сонькина — о том, как вести себя в кризис

Фото: iStock

Основательница пекарни «Дашины пирожки» Дарья Сонькина считает, что малый бизнес не переживет простоя из-за пандемии. Оптимистичных сценариев по выходу из кризиса нет, поэтому предприниматели должны смириться с тем, что будет тяжело, и не распускать команду, даже если обороты резко сократились. В посте на своей странице в Facebook Сонькина отвечает всем, кто бездумно критикует и дает советы в комментариях, и проводит ликбез на примере своего бизнеса. Inc. публикует его сокращенную версию.


Кризис явно наступил на больные мозоли и обнажил все самое хорошее и самое плохое в людях. В комментариях и постах который день творится вакханалия по поводу малого бизнеса, находящегося под угрозой исчезновения. Честно говоря, я уже лет 15 не слышала вот этой лютой хрени о том, что в бизнесе все воруют, что предприниматели гребут деньги лопатой, наживаясь на несчастных сотрудниках и клиентах, что нормальный бизнес просто так не закроется.

Итак, самое распространенное предположение: «Если бизнес нормальный, то какие-то 2-3 недели карантина его не убьют». Давайте раскладывать по полочкам и считать.

Мой бизнес — производство скоропортящихся продуктов. Скоропортящийся продукт — тот, который живет 48-72 часа с момента изготовления. Его нельзя заготовить впрок, нельзя забить им полки магазинов и ждать, пока его продадут. Стандартный общепит, как вы знаете (а если не знаете, то можете понять путем нехитрых логических рассуждений), работает ежедневно, хоть это производство, хоть ресторан.

Каждый день туда приходят люди, переодеваются в форму, моют руки 20 секунд, встают к столам и начинают работать, каждый день предприятие общепита несет расходы на аренду, зарплату, электричество, воду, вывоз мусора, налоги, сырье (продукты) и упаковку. Это в идеальной ситуации. Но есть нюансы.

Например, кто-то взял кредит на свой бизнес и выплачивает его. Или, например, кто-то взял оборудование в лизинг. А у кого-то обязательства перед инвесторами. А кто-то влез в долги. Зачем мы берем кредиты, влезаем в долги и ищем инвесторов? Чтобы бизнес работал эффективно и приносил больше денег, чтобы пирожки можно было печь не по 60, а по 360 штук за раз. Чтобы мы развозили все пирожки, которые заказывают, а не отказывали клиентам, чтобы цена на пирожки оставалась неизменной несколько лет подряд.

Печка, в которой печется 60 пирожков, и печка, в которой печется 360 пирожков, занимает примерно одинаковую площадь на полу, то есть аренда площади на 60 пирожков равна аренде на 360 пирожков, значит здесь можно сократить расход, чтобы когда цены на сырье в очередной раз поднимутся, мы не поднимали цены на пирожки.

Когда офисы закрываются на карантин, люди уже не ходят в ближайший ресторан на бизнес-ланч (они едят дома), не заходят в бар выпить бокал вина после работы (social distancing), заказывают 10 пирожков вместо 100. То есть предприниматель должен арендодателю (аренда), государству (налоги), сотрудникам (зарплата), а денег при хорошем раскладе едва хватает на то, чтобы закупить сырье.

Что делать? Уволить сотрудников без выплаты зарплаты? Во-первых, так нормальные люди не делают, во-вторых, как их потом собирать, когда карантин закончится? Отправить в неоплачиваемый отпуск? А если заказ? Приходится крутиться. То есть ставить сотрудников работать посменно в надежде на какого-то заблудшего гостя. Да, зарплата в итоге меньше, но лучше, чем ничего.

Идем дальше. На любом предприятии общепита есть холодильники с продуктами. Что-то можно хранить в замороженном виде (например, куриные грудки для салата «Цезарь»), а что-то нет (например, кейл). Что это значит? Это значит, что шеф-повар или зав.производством закупает какое-то количество сырья и упаковки (в случае с доставкой) под будущие заказы. А если заказов нет, то деньги в виде сырья либо оказываются в мусоре (кейл завял), либо в заморозке (куриные грудки). И то и другое не классно, потому что вы не можете их оттуда извлечь.

И вот общепит в огне, все в огне, что делать неясно, надо как-то вертеться и тут прекрасная идея: сделать скидку на все! Сказано — сделано! Вдруг откуда ни возьмись поставщик: «Ой, вы знаете, курс скачет, цена на семгу поднялась на 30%». 30% — это ДО ХРЕНА. Что делать? Повысить цены? Покупателей и так кот наплакал, а с повышением цены их не будет вообще. Затягиваем пояс, стискиваем зубы, работаем в ноль (если повезло и маржа вам позволяет).

Итак, наступил конец месяца. Из них две недели производство работало максимум на 50% мощности из-за того, что обороты резко сократились. И вот сейчас надо откуда-то взять деньги на аренду, зарплату, оплату счетов, коммуналку, налоги, вывоз мусора. Тут надо понимать, что теоретически можно и нужно вести переговоры и договариваться. Но поставщики — это ровно такие же предприниматели, как вы, которым тоже надо оплачивать счета производителей, а производителям надо покупать корма и удобрения. Вариант «я никому не плачу, я в домике», скорее всего, не прокатит.

Рассмотрим оптимистичный сценарий. Когда вы заложили в ломбард все драгоценности, комп, машину и таки смогли стрясти деньги с давних должников и как-то худо-бедно заплатили по счетам. Как думаете, что происходит дальше? Может ли производство, рассчитанное на определенный объем, взять и произвести за пару дней то, что производится в течение двух недель в обычной ситуации, и закрыть все свои долги? Чтобы было проще понять, представьте себе, что вам за день надо приготовить еды на пару недель на тысячу человек. Возможно? Нет.

Реалистичный сценарий таков: оборот восстанавливается постепенно. То есть вы помните: ставка аренды и зарплаты сильно не меняется, прибыль возвращается потихоньку. Нам нужно время, чтобы собрать деньги. Можно как-то перебиться. Но как? Взять в долг? Но его надо возвращать. Продать ненужное оборудование? Вряд ли это вас спасет.

По факту надо смириться с тем, что еще какое-то время будет тяжело. А вот тут встает вопрос: сумели вы перебиться финансово и психологически или нет, готовы к медленному выходу из жопы, или кризис так подкосил, что об этом невозможно думать. Какая платежеспособность у ваших клиентов после кризиса? Побегут они к вам есть фуа-гра, запивая белым вином, и заказывать пирожки или они рыщут на хедхантере в поисках работы, потому что их сократили?

Вы считаете, что бизнес — это удел тех, кто бороздит просторы Волги на белоснежных яхтах? А предприниматель  это тот, кто за несколько лет бизнеса «успел заработать на три квартиры в центре Москвы»? Если вы так считаете, то почему у вас до сих пор нет бизнеса (и квартир с яхтами?), это же так классно?!

Бизнес это такая же работа, как та, которую вы сейчас делаете удаленно, потому что ваши офисы закрыты на карантин. Правда, есть разница: с работы вы можете уволиться и найти другого дядю, который будет вам платить зарплату. А из бизнеса вы просто так не уволитесь. На работе у вас всегда есть конкретная зарплата, а в бизнесе сегодня густо, а завтра пусто.

Арендодатель сказал мне про одного из арендаторов: «Да они 23 февраля заработали на год вперед». Как вы думаете, это реально? Может ли пекарня (ограниченное пространство, ограниченное количество сотрудников, ограниченное количество оборудования) изготовить, развезти и продать за 24 часа столько же пирогов, сколько она продает за 8.760 часов? Нет, конечно. И да, «густыми» временами перекрывают «пустые».

Ну и быстрый FAQ напоследок:

  • «Загнутся те бизнесы, которые никому на хрен не нужны». Давайте представим себе обратную ситуацию: вы долго и счастливо работали по найму. Наступил карантин, и вас отправили в неоплачиваемый отпуск или просто сократили. Это произошло, потому что вы тоже на хрен никому не нужны? Или просто так сложились обстоятельства? Надо понимать, что в разное время людям нужны разные бизнесы и разные специалисты. Да, сейчас никто не будет праздновать пышную свадьбу, но это не значит, что люди не будут ее праздновать никогда.
  • «Да у него и так оборот миллиард в год, он страдает просто потому что не сможет в этом году себе купить очередную машину». Вы путаете понятия. Есть оборот (сколько всего денег крутится в бизнесе), а есть чистая прибыль — деньги, которые остаются после всех-всех-всех расходов. А теперь давайте представим себе, что расходов тоже миллиард в год. Есть в компании чистая прибыль? Нет.
  • «Зачем надо было растить такую компанию, а потом ныть в фейсбуке, сделали бы одно маленькое кафе и успокоились». Рост — это органическая штука для нормального бизнеса. Ты либо растешь, либо сдуваешься. Стоять на месте опасно, потому что может начаться умирание.
  • «Один мой знакомый оплатил зарплату сотрудникам из личных средств». Что такое личные средства вообще? Если у человека бизнес, то его личные средства тоже из бизнеса. И это значит, что у него либо есть подушка безопасности, либо есть другие источники дохода. Что насчет подушки? Бизнес проходит разные стадии развития и на самом начальном этапе вложений много, а денег мало, на следующем этапе денег больше, но и вложений все еще много, так что подушка безопасности в бизнесе — это не то, что появляется с самого начала или же как-то легко накапливается. Если у вас 50 сотрудников, средняя зарплата на человека — 40.000 рублей, и в конце месяца вам нужно отдать 2.000.000 только на зарплату, так что никакие личные средства вас не спасут или же спасут очень ненадолго.

Что это за желание посудачить за спиной? Какой смысл? Никто у вас из кармана деньги не вытаскивает. Раздражают посты? Не читайте. Порисуйте с ребенком в конце концов или посмотрите кино из списка «Десять лучших фильмов всех времен и народов», не стоит рассчитывать, что карантин это навсегда и вы еще все успеете.

Карантин и кризис — это самое неподходящее время для того, чтобы топтаться на костях. Если у вас нет сострадания и сочувствия к тем, кто пострадал от кризиса, будь то хозяин кафе или администратор турфирмы, просто пройдите мимо. Молчание золото, а карму никто не отменял.