Спецпроекты • 25 февраля 2021

Четыре предпринимателя —
о том, как вырастить
свое дело в онлайне

Спецпроекты • 25 февраля 2021

Четыре предпринимателя — о том, как вырастить свое дело
в онлайне

Едва ли не быстрее и острее остальных перемены из-за пандемии коронавируса ощутили те, чей бизнес связан с розничной торговлей. С одной стороны, они столкнулись с ощутимыми сложностями при продажах через традиционные каналы, с другой — получили небывалый стимул развивать альтернативные. Главный из таких — сотрудничество с маркетплейсами, доля которых в российском ретейле увеличивалась и до пандемии коронавируса, а под её влиянием показывает взрывной рост.

Отечественный онлайн-рынок за одну только весну вырос на 40% — до 65 млн покупателей, у которых тоже значительно сократились возможности для приобретения необходимых товаров. Ситуацией поспешили воспользоваться площадки: они расширялись, оперативно подключали новые сервисы и создавали целые экосистемы. Ozon провёл масштабный конкурс, победители которого получили внушительные суммы на продвижение и поддержку от компании. Inc. уже рассказывал про победительницу конкурса, производителя фурнитуры для развивающих игрушек

Анну Зайчук из Санкт-Петербурга. Делимся историями ещё четырёх предпринимателей, участвовавших во флешмобе. Жюри отметило их и признало одними из лучших.


Фото: Влад Шатило

О российском представительстве немецкого производителя беговелов Puky

Москвичи Наталья и Валерий Курышевы несколько лет назад купили сыну беговел — устройство, о котором в России тогда почти никто не знал. По их собственным словам, велосипед без педалей сильно помог в развитии ребенка, после чего пара решила продвигать беговелы по всей стране. Официальный контракт со старейшим мировым производителем и сеть региональных дилеров дали такую возможность. Но пандемия коронавируса и вызванные ею сложности — самоизоляция, остановка производства, перебои в поставках — нанесли серьезный удар по бизнесу. Менеджеры Ozon помогли с расширением ассортимента и подключением новых инструментов. Это принесло дополнительные продажи, которые компенсировали падение показателей в офлайн-магазинах. Соосновательница Puky Наталья Курышева рассказывает, как не потерять веру в себя и своё дело и продолжать развиваться, когда всё вокруг рушится.


Puky Russia в цифрах:


250 тыс.

запросов в месяц в русскоязычном сегменте интернета содержат упоминание беговела.


31%

рост продаж в 2020 году (по сравнению с 2019 годом).


99%

рост продаж через Ozon в 2020 году (по сравнению с 2019 годом).


В пять раз

выросло число отзывов о беговелах Puky на Ozon. Предприниматели связывают это обстоятельство с пандемией

Фото: Влад Шатило

Наталья Курышева, соосновательница

Пример собственного сына, очень окрепшего на беговеле, нас поразил, но купить такой «велосипед» было невозможно в России. Поэтому мы сами создали первый магазин беговелов.

Растущая ниша была интересным экспериментом. Валерий добился права стать эксклюзивным дистрибьютором одного из самых сильных брендов детского транспорта.

Сегодня выигрывают производители и дистрибьюторы брендов, которые до маркетплейсов были известны небольшому количеству людей. У маркетплейсов огромный трафик покупателей — для брендов это приток новой аудитории, которая раньше была им недоступна.

Рынок начнет развиваться, когда вырастут сегодняшние беговелисты. Четырёхлетние дети, даже не самые развитые физически, после беговела точно смогут пересесть на двухколесный велосипед. А когда вырастут — научат и своих детей.

Нельзя стоять на месте. Нужно постоянно придумывать новые варианты и гибко адаптироваться. Но этот урок мы и без того усвоили давно. Гораздо сильнее в нынешних обстоятельствах по нам бьёт валютный курс. Сейчас мы закупаем товар дороже, чем когда-то продавали в розницу, а значит, приходится снова повышать цены.

Новым вызовом для нас станет маркировка велосипедов. Она будет законодательно введена с 1 сентября 2021 года.


Фото: Владимир Барабанов

О рязанских пунктах выдачи заказов Ozon

Маргарита и Роман Сарины давно хотели начать в родной Рязани собственное дело, но окончательно решились лишь в разгар карантина — чтобы не жить на семейные сбережения, которые грозили быстро закончиться. Когда в городе всё закрывалось, супруги открыли пункт выдачи заказов Ozon. Ремонт пришлось делать самостоятельно, в том числе собирать мебель для пункта выдачи. Но уже с первого месяца бизнес начал приносить прибыль. Предприниматели делятся опытом: как не испугаться перемен в самый, казалось бы, неподходящий момент.


Ozon Рязань в цифрах:


2— 3

недели занимает открытие нового пункта выдачи заказов Ozon.


2

пункта выдачи заказов предприниматели открыли в Рязани в первый год работы.


1000%

рост доходов с мая по декабрь 2020 года.


300

посылок в среднем постоянно находится на складе.


≈ 100

человек ежедневно приходят за посылками.

Фото: Владимир Барабанов

Маргарита и Роман Сарины, сооснователи

Бизнес во время карантина мы решили открыть спонтанно, обстоятельства нас привели к этому. Это был огромный шанс для нас попробовать себя в чём-либо.

Пункт выдачи заказов мы выбрали потому, что этот бизнес работает в карантин, это был главный плюс. Риски были минимальные: сумма для открытия не очень большая, и старт уже через 2—3 недели.

С Ozon мы решили сотрудничать, потому что у них не надо было платить за бренд (франшизу). С нас — помещение с ремонтом, с них — заказы: простая и понятная схема.

Свою прибыль от Ozon мы получаем в виде процента от выданных заказов. Это выгоднее, чем просто фиксированная сумма за выдачу.

У Ozon видим огромные перспективы на будущее: людям удобнее всё покупать из дома, а забирать рядом с домом. К тому же это безопасно: нет скопления людей на пунктах выдачи заказов.

Самое главное продвижение для наших пунктов — отличный сервис, многие заходят не только забрать посылку, но и пообщаться. Очень многих мы знаем в лицо, как постоянных покупателей.

В конце 2020 года мы вышли ещё на одно сотрудничество с Ozon — стали продавцами. Когда только начали изучать схему, всё казалось очень сложным, а по факту от появления первой карточки товара до первого заказа прошло меньше суток. В этом году займёмся продажами через маркетплейсы: лёгкий и быстрый доход, не нужно платить аренду и зарплаты, а только небольшую комиссию за пользование площадкой.


Фото: Алексей и Полина Шульгины

Об обучающих курсах для продавцов на Ozon

Алеся Горбатовская из города Миасса в Челябинской области создала собственное производство — шьёт детские развивающие книги из войлока. Параллельно девушка помогает таким же предпринимателям, как она сама, выйти на маркетплейс и найти уникальный подход к покупателям. Пример Алеси показывает, что сотрудничество с Ozon подходит не только тем, чей бизнес напрямую связан с продажами. Алеся рассказывает, как построить успешное дело в маленьком уральском городке и зарабатывать на помощи другим.


Обучающие курсы для продавцов на Ozon в цифрах:


2 года

Алеся ведет курсы для продавцов на Ozon, помогая им освоиться на площадке.


≈ 3 раза

рост количества её клиентов за это время.


6 месяцев

потребовалось предпринимательнице, чтобы понять, что на собственных навыках и опыте можно построить дополнительный бизнес.

Фото: Алексей и Полина Шульгины

Алеся Горбатовская, основательница

Я была одной из первых в нашем городе, кто зашел на маркетплейсы, — делилась своим опытом в Instagram. Начали поступать вопросы, как я это сделала. Так всё и началось.

Я помогаю будущим продавцам стать партнёрами Ozon и сопровождаю первую поставку. Это помогает им разобраться с работой программы и в дальнейшем действовать самостоятельно.

У всех моих клиентов отзыв один: сложностей не было. Ведь был наставник, который приводил на площадку «за ручку» и всё показывал.

Когда-то я сама не знала, как это сделать. Убила три месяца и в итоге всё равно нашла наставника.

Это больше любимое дело, чем бизнес. По умолчанию не занимаюсь тем, что не люблю и что не приносит удовольствие.

Курсы есть как групповые, так и индивидуальные. Индивидуальные пользуются хорошим спросом. Все курсы проводятся по тщательно разработанной программе.


Фото: Виталий Ким

О казанском производстве развивающих игрушек «Бизитошка»

Рамиль Хузин из Казани начал искать новые пути развития бизнеса — компании «Бизитошка» — незадолго до пандемии. Маркетплейс Ozon должен был стать дополнительным каналом продаж развивающих игрушек, бизибордов, а в итоге стал основным. Пока в стране действовал режим нерабочих дней, сотрудники Рамиля перешли на семидневную неделю, чтобы справляться с двукратным ростом заказов. Предприниматель уверен, что взаимодействие с крупнейшим онлайн-игроком России помогло не только пережить общий кризис, но и грамотно выстроить бизнес-процессы на годы вперед. Рамиль делится опытом, как обеспечить своему делу мощный толчок, когда все вокруг терпят крах.


«Бизитошка» в цифрах:


5 месяцев

месяцев потребовалось «Бизитошке» для выхода на окупаемость.


50%

всех заказов приходится на Ozon.


≈ 110 заказов

заказов в день «Бизитошка» принимала в декабре 2020 года.


5%

средняя комиссия Ozon за продажу.


75 руб.

средняя комиссия Ozon за доставку товара.


170%

рост продаж бизидомиков весной 2020 года.


250%

рост продаж бизидомиков к декабрю 2020 года.

Фото: Виталий Ким

Рамиль Хузин, сооснователь:

Концепцию бизиборда в начале XX века придумала итальянский детский психолог Мария Монтессори. Каждая его сторона отвечает за развитие у ребенка разных навыков.

Идея для бизнеса пришла, когда я работал в похожем стартапе, связанном с производством игрушек. В один момент решил делать что-то самостоятельно. Учредителем «Бизитошки» стал мой наставник и директор по предыдущему проекту.

Нашей компании год. В ней работает 35 человек. Я, как и все, наёмный работник, только в должности операционного директора.

Во время первой волны пандемии мы вышли на окупаемость. Помогло то, что наша продукция вошла в число товаров первой необходимости.

На Ozon мы вышли в марте. О нём говорили все вокруг. Я понимал, что нужно развивать популярное направление.

Карантин пошёл нам на руку: все ушли в онлайн и стали покупать там. Мы работали круглосуточно (и продолжаем это делать) и производили бизидомики ночами после получения заказов.