30 сентября 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

«Рынок бешеных денег. MCN — это целая финансовая экосистема». CEO Mediacube Михаил Быченок — о том, как построить миллионный бизнес на YouTube, если ты не блогер

Текст: Дмитрий Левин

Фото: Mediacube


В 2015 году тендер YouTube на звание официального партнёра выиграла продакшен-компания Mediacube. Став мультиканальной партнёрской сетью (MCN), компания начала помогать местным авторам развиваться и зарабатывать на YouTube. За последние 12 месяцев оборот Mediacube составил уже 70 млн долларов, а амбиции вышли далеко за рамки видеохостинга Google и Беларуси, где была основана компания. Inc. поговорил с учредителем компании Михаилом Быченком о том, что такое MCN и как сегодня заработать деньги на YouTube.

— Что такое MCN?

— MCN — это обозначение мультиканальной партнёрской сети YouTube. Вообще я определяю MCN как экосистему, в рамках которой мы помогаем авторам с выплатами средств, делимся опытом и разрабатываем продуктовые IT-решения под их потребности.

Чтобы понять, в чём заключается наш бизнес, нас можно представить в роли менеджеров именно YouTube-канала. Мы анализируем, что с ним происходит собираем аналитику, пишем авторам рекомендации: что сделать, чтобы контент «залетал» лучше, а блогер зарабатывал на этом больше. Кроме того, мы правильно представляем криэйтора платформе и помогаем решать возникающие проблемы.

— Почему YouTube решил начать сотрудничество именно с Mediacube?

— Наш бизнес был построен вокруг создания контента: мы понимали, как можем помочь авторам делать контент и системно с ним работать. За четыре года Mediacube поработал со всеми банками, телеканалами, телекомом. Представители YouTube оценили нашу экспертизу, и мы выиграли тендер.

Но создавать контент и помогать авторам дистрибутировать его — это разные бизнесы. И за годы работы мы поменяли основной вектор: из продакшена стали компанией, которая предоставляет продукты для авторов, чтобы у них всё было прекрасно на YouTube.

— До этого вы работали на телевидении. Бэкграунд помогает или скорее мешает работать в интернете? Это же все-таки совершенно разные миры.

— В 2015-м так и было. На YouTube не было представлено продакшен-компаний. Это было время влогов, когда ты сам себе видеокриэйтор: взял камеру, отснял, смонтировал и опубликовал. В 2021 году мы видим абсолютно другую динамику. Планка качества контента на YouTube сейчас задрана очень высоко. «Стреляют» профессиональные шоу — например, наши партнёры «Что было дальше?», стендап-комики с профессионально отснятыми концертами. Посмотрите, какого уровня это производство.

YouTube уже давно не платформа, где каждый сам себя снимает.

YouTube уже давно не платформа, где каждый сам себя
снимает.

Опыт работы на ТВ скорее помогает. Потому что телевидение — это про системность. Любые авторы, у которых есть опыт работы с телевидением, очень чётко выстраивают планы и не срывают графики публикаций. У них всё классно с контролем дедлайнов.

Mediacube в цифрах:


94,8 миллиарда просмотров на YouTube собрали суммарно партнёры Mediacube за последние 12 месяцев


Каждый час видео партнёров Mediacube просматривают 10,8 миллиона раз. Это 180 000 в минуту, или 3000 в секунду.


Динамика роста: 2018-й — выручка 4,5 миллиона долларов; 2019-й — $17 миллионов; 2020-й — $31 миллион; 2021-й — прогноз на $70+ миллионов


2400 партнёров, 70 стран. На первом месте — 60% — Россия, на втором месте — Украина

О том, как Mediacube помогает авторам

— Молодой автор приходит на YouTube. Какие у него есть варианты монетизации контента?

— Существует два способа, как криэйторы могут зарабатывать.

Во-первых, когда канал достигает отметки в 1000 подписчиков и не менее 4000 тысяч просмотров за последние 12 месяцев, его владелец может войти в творческую студию и включить монетизацию. Если монетизация одобрена командой Google, на роликах начинает воспроизводиться реклама. Важно заметить, что ни блогер, ни MCN не могут повлиять на то, какая реклама будет крутиться, — это решает Google.

Чем больше просмотров и больше аудитория, тем больше рекламы воспроизводится — и, следовательно, больше доход от рекламы. Есть такой показатель — CPM (cost per mile), стоимость тысячи рекламных показов. Он показывает ёмкость рекламного рынка и разнится в зависимости от географии. В России это примерно $2 — столько автор заработает за 1000 рекламных показов на его видео. В Штатах эта цифра колеблется в районе $10–15. Следовательно, за одно и то же количество просмотров авторы в России могут получать в 5–10 раз меньше, нежели в США. Там огромный рекламный рынок, много брендов хотят рекламироваться, поэтому и ставки выше.

Второй способ — инфлюенс-маркетинг. Бренд покупает рекламу у блогера.

Наш бизнес сосредоточен на том, чтобы помочь авторам зарабатывать больше за счёт монетизации непосредственно на платформе. Хотя у нас есть и агентство — Mediacube Ads, которое занимается инфлюенс-маркетингом и помогает блогерам и брендам эффективнее сотрудничать.

— Какие услуги Mediacube предоставляет авторам?

— Первое — финансовые продукты. Способов получить свой заработок от YouTube напрямую у обычного пользователя не так много. Mediacube же предлагает забрать свои деньги с помощью порядка десяти разных платёжных систем. Авторы получают деньги в личный кабинет, откуда дальше могут управлять ими. Мы предоставляем необходимые юридические документы — всё, что нужно для валютного контроля, чтобы у автора не было проблем с представителями регулирующих органов.

Второе — это быстрая техническая поддержка и личный менеджер. Если у автора проблемы с каналом или видео (прилетел страйк, слетела монетизация — что угодно), он пишет менеджеру. Мы обращаемся в Google, и, так как мы являемся официальным партнёром, компания обязана в течение суток ответить на все вопросы.

Третье — работа с инструментом в области защиты авторского права. Мы находим копии контента на YouTube и можем блокировать их или монетизировать в пользу правообладателя.

Получается, что автор, с одной стороны, отдаёт процент дохода, но с другой — MCN закрывает огромное количество вопросов блогера. В итоге криэйтор будет даже больше денег получать от такого сотрудничества, нежели работая напрямую с YouTube.

— Зачем такой большой платформе, как YouTube, нужны ещё и MCN?

— Наличие MCN позволяет YouTube быстро расти и решать задачи в разных регионах через локальных партнёров. Компании на местах лучше понимают рынок, менталитет авторов, работают быстрее и гибки в коммуникации. Чего нет, например, у Facebook. Они всё делают сами, и в итоге в России до сих пор нет программы монетизации контента. Потому что самостоятельно — медленнее, чем с партнёрами.

К тому же платформа ничего не теряет в части дохода — MCN ведь зарабатывают за счёт партнёров.

О том, как преуспеть на YouTube и кому нужны MCN

— Кто может стать партнёром Mediacube?

— Технически канал должен иметь 1000 подписчиков и не менее 4000 просмотров за 12 месяцев. Но мы не можем брать всех подряд подпадающих под эти условия. Нам важны доходные каналы.

У Mediacube есть порог: автор должен получать минимум 100 долларов оборота в месяц за счёт монетизации. Это связано с внутренней экономикой. Мы тратим деньги на каждого автора, которым нужен дизайн, миниатюра, аудит канала. Это всё работа людей, которым мы платим зарплату.

Бывают и исключения. Например, если представитель шоу-бизнеса только зарегистрировал канал и у него ещё нет 100-долларового оборота. Но мы понимаем, что это селебрити и канал будет расти быстро, поэтому подключим его и будем всячески помогать.

Mediacube смотрит в первую очередь на контент — будет ли он интересен и сможет ли принести много денег. Мы оцениваем, будем ли полезны этому автору. И конечно, проверяем контент на соответствие правилам сообщества YouTube.

— К слову о контенте: какие каналы вас финансово привлекают больше всего?

— В первую очередь нас интересуют авторы, которые относятся к созданию контента как к работе, которой нужно заниматься каждый день. Профессионально. Каналы, которые системно производят контент, — главные наши клиенты.

Интересны нам и уже крупные каналы. Такие обычно приходят с чёткими запросами. Например, автор делает контент, и на него постоянно ругаются алгоритмы. Наша работа — составить верные письма, дать ссылки на политики и объяснить команде Google, что автор не нарушает правил и это ошибка. Канал с 10 тысячами подписчиков и 100 долларами дохода — это не наш профиль. У таких авторов и проблем никаких нет: они пока ещё не выстроили системную работу, у них всё только-только начинается.

— Авторы всё чаще жалуются на политику YouTube. Многие считают её несправедливой. Как вы адаптируетесь?

— На самом деле, если мы проанализируем конкурирующие криэйторские платформы, на YouTube всё намного более прозрачно. Существуют чёткие критерии, как сделать так, чтобы твой контент залетал и был успешным.

Во-первых, регулярность. Нужно показать YouTube, что автор использует платформу как контент-мейкер. В таком случае она понимает, что тебя нужно поддерживать.

Во-вторых, удержание аудитории. YouTube анализирует, сколько людей смотрят видео до конца. Если от просмотра контента сложно оторваться, платформа будет выводить его в рекомендации — потому что он интересен людям и благодаря ему они остаются на YouTube.

Оптимизация, правильные описания, дизайн — всё то, что мы делаем, — это скорее 10–20% от успеха. Если видео неинтересное, как бы мы ни оптимизировали — взлета не случится. Если хорошее, то оптимизация поможет ему быстрее выйти в топ.

— Как сильно оптимизация может повлиять на показатели?

— Хорошая оптимизация увеличивает трафик на 10–20%. Это похоже на CEO-оптимизацию сайтов. Поисковой машине проще понять, о чём видео и кому его показывать, если оно грамотно описано. Те же схемы работают и на YouTube.

Больше, чем техническую адаптацию, YouTube ценит системность. И здесь на 90% всё зависит от автора. Сегодня он публикует много видео, потому что у него хорошее настроение и всё классно, а завтра у него кризис идей — и ничего не растёт. Было много случаев, когда у автора всё идёт хорошо, а потом он уходит в творческий отпуск и после возвращения контент уже не залетает.

— Ваши самые топовые партнёры — это знаменитости?

— MCN — это не всегда про селебрити. Известные люди — это только 10–15% от наших партнёров. Чаще бизнес MCN — это про деятельных контент-мейкеров. Они не суперзвезды, но делают тонны контента.

Есть партнёры, которые ведут одновременно 60 каналов на одну тему. Например, DIY-контент «Как сделать» легко снять однажды, а потом локализовать на разные страны с помощью другой озвучки или субтитров. Такие ребята будут зарабатывать больше просто потому, что производят больше популярных роликов.

— А надо ли бизнесу открывать свой YouTube-канал?

— Зависит от бизнеса. Когда запускаешь рекламу в Facebook, ты чётко отслеживаешь лиды, и всё быстро конвертируется в покупку. А вот контент-маркетинг — это игра в долгую. Примеров успешных каналов для бизнеса очень мало. Я бы брендам рекомендовал хорошо подумать, нужен ли им канал и зачем. Возможно, если взять бюджет и работать с лидерами мнений, интегрироваться в их контент, это принесёт лучшие результаты.

О превращении в банк для блогеров (и не только)

— Ваша главная фишка как MCN — финансовые продукты. Когда вы начинали работать, это уже было частью стратегии?

— Это скорее вынужденная история, которая была продиктована нашей географией. На рынке СНГ есть три видных компании-MCN. Они могут встречаться с авторами, вести переговоры, делать коллаборации. Но это возможно, только если ты физически находишься на рынке. Мы же понимали, что в Беларуси рынка блогеров нет, и чтобы пообщаться с автором из-за рубежа, нам нужно было бы летать в другую страну, причём регулярно. Поэтому вместо офлайн-присутствия мы решили сделать ставку на отличный онлайн-саппорт и сервис. И оказалось, чтобы работать с ютьюберами, с ними не обязательно встречаться. А 2020 год это доказал.

Что касается финансовой части, то мы увидели, что проценты по контрактам разделения дохода MCN с криэйторами с годами начали уменьшаться: 60 на 40, 70 на 30 и так далее. Сейчас схема ревенью-шер работает, но тенденция к снижению маржинальности есть на всех рынках. Мы начали думать: как ещё можно зарабатывать, имея большой оборот денег?

На рынке не хватало продукта, который позволил бы выплачивать авторам гонорары заранее. Мы потратили больше года, но запустили наши экспресс-выплаты, и сейчас этот продукт показывает отличные результаты.

— Как это работает?

— Благодаря нашей аналитике мы точно знаем, сколько денег получит автор ещё до того, как Google начисляет ему средства за прошлый месяц в личный кабинет. А благодаря большому обороту можем платить им вперёд, не дожидаясь перевода. Таким образом, за дополнительный процент мы платим партнёрам аванс, а потом эти деньги Google нам возвращает.

Такая услуга пользуется большой популярностью у тех, для кого YouTube — это профессия. Ведь производство контента на YouTube — это дорого, намного дороже, чем Instagram. Одно дело — сделать фотографию, и совсем другое — 20-минутное видео с реквизитом, актёрами и так далее. Авторы пользуются нашими экспресс-выплатами, чтобы получать деньги вперёд и инвестировать их в контент. Снимать больше — и больше зарабатывать.

— Как в связи с этим изменилась структура ваших доходов?

— Могу сказать, что финансовые продукты приносят примерно 15% от EBITDA в месяц. Ещё год назад было 5-6%. Следовательно, если раньше модель ревенью-шер составляла 90% от прибыли, сейчас это 60%. Ещё 25% — всё остальное.

— Будете ли вы в дальнейшем привлекать инвестиции?

— Два года назад к нам зашёл фонд «Зубр Капитал», 100-миллионный фонд, с которым у нас хорошие отношения. У Mediacube несколько инвестиционных целей: в течение пяти лет мы рассматриваем в том числе продажу, новые раунды инвестиций или, чем чёрт не шутит, учитывая наши обороты, мы сможем сделать IPO и выйти на биржу.

— Как вы планируете развивать компанию дальше?

— У нас есть два глобальных вызова. Прежде всего, мы хотим сделать так, чтобы Mediacube был финальной точкой хранения денег для наших партнёров. Некоторые авторы уже хранят у нас деньги, но это не так удобно, как в обыкновенном банке. Мы хотим стать полноценной системой, приближённой к банковской. В этом году специально для этого мы выпускаем собственные электронные карты. Их можно будет привязать к Apple и Google pay.

Кроме того, Mediacube хочет стать мультивалютным кошельком. Мы планируем сделать так, чтобы внутри Mediacube Pay автор мог открыть биткоин-кошелёк, спокойно переводить деньги и хранить их в любой удобной валюте.

Наша цель — сделать так, чтобы Mediacube pay пользовались не только YouTube-авторы. В нашей системе уже регистрируются криэйторы, которые не являются нашими партнёрами. Мы становимся практически полноценной платёжной системой со своим оборотом. В этом году мы реализовали P2P-переводы: теперь авторы могут отправлять деньги другим участникам системы — не важно, является он участником MCN или нет. Таким образом, можно попросить кого-то зарегистрироваться в нашей системе и перевести деньги напрямую.

Это полностью выходит за рамки YouTube. У нас огромная экспертиза, куча клиентов и денег — но дальше что? Скучно оставаться только в разрезе MCN, хочется расширять круг пользователей.