СПЕЦПРОЕКТ 26 июня 2020

Рабочие отношения на расстоянии. Как карантин изменил привычные офисы и что с ними будет, когда всё закончится

Текст

Дмитрий шаров

СПЕЦПРОЕКТЫ 26 июня 2020

Мир до и после карантина. Рассказываем про результаты совместного исследования с Visa и мечтаем о будущем

Текст

Дмитрий шаров

Про период пандемии проведут ещё много исследований и напишут книги, но это будет не скоро. На фоне конца первой волны, пока свежи воспоминания, мы решили зафиксировать, как это было, и попробовать представить, что же будет, когда всё наконец-то закончится. Мы спросили у наших читателей, как изменились их жизнь и привычки за время карантина, и вот что получилось.

Карантин ожидаемо сократил доходы, но не у всех

В ситуации, когда сфера услуг, как и большинство других, оказалась парализована примерно на 2 месяца, такой результат не стал сюрпризом. Наибольший удар приняли на себя предприниматели, и от того, как они справятся с последствиями кризиса, зависит, в каком мире будет жить большинство людей после коронавируса.

По результатам опроса среди читателей Inc., без работы (временно или постоянно) остались 11% участников. У 42% в разной степени сократились доходы, а почти 14% смогли даже увеличить свой заработок. Немного другая картина получится, если посмотреть на доходы предпринимателей. Из-за карантинных мер у трети доходы сократились практически до нуля, а всего со снижением выручки столкнулись 57% предпринимателей. Эти показатели в перспективе могут привести к обвалу доходов наёмных сотрудников, но пока у них более благоприятная обстановка. Для сравнения, из тех, кто работал по найму, никаких изменений не заметили 60,5% сотрудников, а сокращение зарплат, но не полное, коснулось только 28%.

При этом в Москве и Питере ситуация гораздо лучше, чем в других регионах. Из тех, кто работал по найму и лишился работы, 50% живут в регионах, несмотря на то что большинство участников опроса проживают в двух столицах. Добавляет оптимизма и ещё раз подтверждает, что кризис — это время возможностей, то, что 13% всех потерявших работу смогли в итоге начать зарабатывать больше.

Чтобы помочь предпринимателям пережить кризис в плюсе, 30 июня Visa проводит бесплатную онлайн-конференцию «Прокачай бизнес». В программе — обсуждение изменений потребительского поведения в наиболее пострадавших отраслях с представителями бизнеса, а также воркшоп по креативному мышлению и хакатон #прокачайбизнес для предпринимателей от ИКРЫ и Visа.

Карантин ожидаемо сократил доходы, но не у всех

В ситуации, когда сфера услуг, как и большинство других, оказалась парализована примерно на 2 месяца, такой результат не стал сюрпризом. Наибольший удар приняли на себя предприниматели, и от того, как они справятся с последствиями кризиса, зависит, в каком мире будет жить большинство людей после коронавируса.

По результатам опроса среди читателей Inc., без работы (временно или постоянно) остались 11% участников. У 42% в разной степени сократились доходы, а почти 14% смогли даже увеличить свой заработок. Немного другая картина получится, если посмотреть на доходы предпринимателей. Из-за карантинных мер у трети доходы сократились практически до нуля, а всего со снижением выручки столкнулись 57% предпринимателей. Эти показатели в перспективе могут привести к обвалу доходов наёмных сотрудников, но пока у них более благоприятная обстановка. Для сравнения, из тех, кто работал по найму, никаких изменений не заметили 60,5% сотрудников, а сокращение зарплат, но не полное, коснулось только 28%.

При этом в Москве и Питере ситуация гораздо лучше, чем в других регионах. Из тех, кто работал по найму и лишился работы, 50% живут в регионах, несмотря на то что большинство участников опроса проживают в двух столицах. Добавляет оптимизма и ещё раз подтверждает, что кризис — это время возможностей, то, что 13% всех потерявших работу смогли в итоге начать зарабатывать больше.

Как изменились привычки потребителей, на конференции «Прокачай бизнес» расскажут генеральный директор Visa в России Михаил Бернер и генеральный директор «Яндекс.Денег» Иван Глазачев. А своим взглядом на изменения со стороны разных сфер бизнеса поделятся основатель проекта Tripster Алексей Мельчаков, основатель проекта Coco bello Гузель Санджапова, основатель салонов красоты Legend New York Елена Махота и представители «Кухни на районе» и гастрокоманды Eggsellent.

Некоторые из новых привычек останутся с нами надолго

С началом пандемии выживание многих бизнесов зависело от того, насколько быстро они наладят диалог с клиентами в онлайне. Рестораны и ретейл запустили доставку, сфера услуг продавала сертификаты на время после карантина, а сфера впечатлений начала проводить онлайн-концерты и создавать новый контент для стриминговых сервисов. Что из этого останется удобным и востребованным после карантина — покажет время.

По результатам опроса, разные онлайн-курсы во время самоизоляции проходили чуть меньше половины читателей (48%). Из тех, кто уже знаком с дистанционным обучением, полезнее классического образования его считают 26,5%, а 13% готовы учиться онлайн только по бесплатным материалам. Резко против онлайн-образования — меньше 10% участников.

Сфера онлайн-образования — пока одна из немногих в плюсе, но это не повод останавливаться. На вебинаре от Visa тенденции индустрии и опыт борьбы за клиентов обсудят директора и основатели проектов «Умная Москва», U Skillz и «Нетология», а после конференции «Прокачай бизнес» участников ждёт общение между собой и мастер-классы.

Также есть мнение, что из-за новых санитарных правил под угрозой может оказаться шеринговая экономика, но читатели не согласны с этой гипотезой. Избегать спортзалы, апартаменты или каршеринг собираются только 34%, а остальные не готовы к радикальным переменам и предпочитают ограничиться стандартными мерами безопасности вроде дистанции и гигиены рук.

Конференция «Прокачай бизнес» состоится 30 июня. Принять участие в мероприятии можно по ссылке.