Разобраться • 27 ноября 2024
Доступна ли малому бизнесу автоматизация процессов и зачем это нужно
Доступна ли малому бизнесу автоматизация процессов и зачем это нужно
Текст: Антон Федоров, коммерческий директор IT-компании ITSM 365
Фото: Cash Macanaya, Unsplash
Существует распространенное мнение, что автоматизировать бизнес-процессы могут позволить себе только средние и крупные компании, тогда как небольшим предприятиям попросту не хватает ресурсов, чтобы приобретать и поддерживать сервисы цифровизации. Но так ли это на самом деле? Может ли малый бизнес решать свои проблемы, автоматизируя часть операций, разобрался для Inc. коммерческий директор IT-компании ITSM 365 Антон Федоров.
По данным Правительства РФ, в этом году количество малых и средних предприятий (МСП) в стране достигло более 6,5 млн. Чиновники отмечают стабильный интерес к коммерческой деятельности в этом секторе. В первую очередь наиболее устойчивые тенденции роста отмечаются в торговле, логистике и строительстве. Из 2,34 млн компаний, зарегистрированных в реестре МСП, микро- и малый бизнес относятся к самым многочисленным — 2,14 млн и 184 тыс.
Малый бизнес является полноценным участником российской экономики. Компании в этой нише обеспечивают импортозамещение, развивают производственный сектор и улучшают показатели занятости. Именно поэтому перед руководителями небольших фирм особенно остро стоит вопрос об участии в актуальных трендах — в том числе в автоматизации бизнес-процессов.
Ключевая задача любого бизнеса, который только запустился. — расти, увеличивать свои обороты, доходы. На этом этапе главная проблема мелких предприятий — найти свою устойчивую бизнес-модель для стабильной и предсказуемой работы.
При этом именно небольшие компании подвержены самым высоким рискам ошибиться в стратегии работы, потерять стабильность — в том числе из-за рутинных процессов, которые выполняются вручную.
Прием и обработка заявок, их отслеживание, контроль, аналитика — все это можно перевести из ручного режима в автоматический. Бумажные журналы с информацией о клиентах, записях, и т. д. , уходят в прошлое.
На первый взгляд, выгода цифровизации процессов очевидна, но и здесь возникают проблемы (которые можно устранить за счет определенных условий).
1. Нехватка финансов для покупки и поддержки сервиса автоматизации. Ограниченность оборотных средств часто кажется серьезной преградой для приобретения системы автоматизации. Однако на практике компания тратит больше ресурсов, если команда оказывает сервисную поддержку в ручном режиме. Всегда есть риск потерять заявку, что приведет к снижению качества обслуживания и штрафам.
Автоматизация сервиса устраняет подобные риски. При этом сегодня даже малому бизнесу доступны облачные решения, которые на стартовых тарифах предлагают необходимые опции учета и контроля клиентских обращений.
2. Отсутствие опыта работы с системами автоматизации. Не каждый малый бизнес может позволить себе нанять в штат или привлечь на аутсорс квалифицированных специалистов по работе с программами автоматизации. Как правило, необходимый минимум для таких компаний — решения для бухучета и управления складом. Их внедрение требует сложных технических навыков и дополнительных расходов на продолжительное обучение сотрудников.
3. Сложности в масштабировании системы. Компании, которые приобретают «коробочные» версии service desk (программы, автоматизирующие работу техподдержки с клиентскими обращениями. — Прим. ред.) нередко сталкиваются с проблемой масштабирования. Бизнес со временем растет, клиентов становится больше, появляются дополнительные процессы и сценарии обслуживания. Следовательно, нужно развивать инструмент автоматизации.
Облачные сервисы отличаются гибкостью кастомизации за счет готовых модулей и интеграций. При необходимости решение можно донастроить под новые задачи бизнеса без задержек и провисаний.
Существует несколько процессов, которые можно автоматизировать уже на старте.
1. Отчетность. Обычно после открытия малый бизнес испытывает острую потребность в системах, которые упрощают взаимоотношения с государством: налоговой, трудовой инспекцией, Пенсионным фондом, медицинским страхованием. Компании обязаны представлять массу разнообразных отчетов. И не всегда руководители малого бизнеса достаточно компетентны в этих вопросах.
Традиционное решение таких задач — нанять бухгалтера, который будет вручную заполнять всю отчетность. Более современный подход — автоматизировать процессы с помощью специализированных сервисов для отправки отчетов. В них достаточно ввести первичные данные с помощью подсказок, далее система сама формирует и отправляет электронные документы.
Автоматизация отчетности — это еще и способ экономии. Компания может платить минимальную зарплату бухгалтеру и ждать, пока человек подготовит пакет документов. Либо за те же деньги приобрести на год автоматизированный сервис, который в несколько раз ускорит отчетные процессы.
2. Соблюдение отраслевых стандартов. В каждом бизнесе существуют некие отраслевые стандарты. Например, ресторан должен по возможности быстро принимать и выполнять заказы гостей. Для этого применяют системы вроде R-Keeper, которые автоматизируют прием и учет заказов, формируют экономику заведения.
Даже если речь не идет о специализированном решении, то минимальный must-have для современных предприятий — CRM (Customer Relationship Management), класс систем для управления взаимоотношениями с клиентами. Такие решения позволяют исключить риск ошибок, связанных с человеческим фактором.
Когда в компанию идет большой поток клиентов, вести каждого вручную — долго и утомительно. Всегда есть вероятность, что менеджер потеряет заявку, не введет в карточку клиента в базе нужные данные, не перезвонит, забудет выставить счет. CRM (вроде популярных Bitrix24 или AmoCRM) решают эти проблемы — автоматизируют работу с клиентами, помогают не терять пользовательские заявки и, как следствие, помогают наращивать продажи и прибыль.
Но возможна ли дальнейшая автоматизация небольших фирм? Да, этот процесс можно и нужно масштабировать в текущих условиях цифровизации бизнеса. Можно выделить два глобальных критерия, которые показывают компании: пора автоматизировать более сложные, комплексные операции.
1. В компании появились устоявшиеся и развитые процессы — можно двигаться дальше. Допустим, фирма закрепилась на рынке, создала и зафиксировала эффективную бизнес-модель. Появился некий объем оборотных средств, которые можно инвестировать в дальнейшее развитие предприятия. На этом этапе верхнеуровневое руководство принимает решение, куда направить часть прибыли.
Это может быть:
2. Увеличивается количество бизнес-процессов. Второй критерий органически связан с первым — в определенный момент в компании разрастаются процессы, которые требуют дополнительной рабочей силы. Любой бизнес, в котором работают более ста человек, требует системы контроля. Здесь и понадобятся решения для автоматизации, которые обеспечат мониторинг множества разноуровневых операций.
С помощью таких инструментов руководство будет видеть, какие задачи решают сотрудники, в каком состоянии находятся проекты, нужны ли какие-либо дополнительные ресурсы для эффективной работы. Автоматизированные системы наглядно покажут картину происходящего, даже если компания работает через несколько филиалов в разных городах.
Если фирме нужно управлять устоявшимися бизнес-процессами внешних и внутренних услуг, то поможет система класса service desk. Специфика таких операций в том, что в ручном режиме они со временем становятся неэффективными, непрозрачными, непредсказуемыми. Сбои в них начинают напрямую негативно влиять на бизнес.
Например, в офисе происходит технический сбой и перестает работать интернет. Если проблема растягивается на несколько часов, то возникает серьезный простой в работе компании: письма не отправляются, менеджеры не могут звонить через IP-телефонию, нет возможности провести онлайн-встречу. Чтобы избежать таких проблем, в компании должен быть устоявшийся алгоритм — как быстро обратиться в сервисную техподдержку для устранения неполадки. Service desk как раз помогает сделать подобные процессы эффективными, понятными, удобными и предсказуемыми.
Есть и такие инструменты, от внедрения которых малым компаниям все же следует отказаться. В первую очередь это решения с неочевидной и непонятной выгодой для компании — когда у бизнеса не будет измеримых и качественных результатов. В этом случае не следует поддаваться моде на какие-либо инструменты, внедрять их, потому что так у всех. Например, небольшая фирма вполне может выстроить корпоративную коммуникацию через бесплатный Telegram. Так не придется тратить финансовые средства на специализированные решения для командной работы, рассчитанные на средние и крупные предприятия.
Если приводить в пример службу поддержки, то компании с небольшим количеством клиентов и заявок тоже нет особого смысла приобретать автоматизированное решение. Считанные клиентские обращения вполне можно фиксировать через чат на сайте или в Telegram. А отслеживать — в бесплатных Google Docs или Excel.
Нужно понимать, что автоматизация — это не просто модный тренд, который следует внедрять бездумно. Цифровые инструменты должны решать конкретные текущие задачи бизнеса.
Сейчас на рынке есть решения, которые оптимально подойдут даже малым компаниям на старте, закроют базовые потребности. В дальнейшем при росте бизнеса можно смотреть в сторону более комплексных систем, предназначенных для автоматизации устоявшихся, зрелых процессов.