Гендер делу не помеха: женщина, бывший топ-менеджер Google, о предрассудках на работе

Гендер делу не помеха: женщина, бывший топ-менеджер Google, о предрассудках на работе
Фото: Luis Alvarez / Getty Images

На рынке IT и стартапов сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, основанные женщинами проекты привлекают менее 3% инвестиций (по данным Crunchbase, за первые восемь месяцев 2021 года такие компании привлекли 2,2% всего венчурного финансирования). С другой, по данным Boston Consulting Group, инвесторам вдвое выгоднее вкладывать именно в компании, где фаундером выступает женщина: на $1 привлеченных средств женщины зарабатывают ¢78, а мужчины — ¢31. Кроме того, по данным Catalyst, именно женщины — главные драйверы в семьях при покупке домов, компьютеров, машин и еды.

Отчасти поэтому ситуация начинает сдвигаться с мертвой точки. На Западе к увеличению количества женщин в бизнесе подталкивает и само бизнес-сообщество. Американская биржа NASDAQ составила новые правила для состава совета директоров. Теперь в их числе должна быть хотя бы одна женщина. Данные TechCrunch подтверждают необходимость этого нововведения — различие гендеров у фаундеров приводит к улучшению бизнес-показателей. Так, женщины могут больше не выбирать между материнством и карьерой. В качестве примера можно привести Уитни Уолф, CEO Bumble — компании, вышедшей на IPO. Уолф — молодая мать и самая молодая CEO в истории публичных компаний. Ее фотография, где она с ребенком на руках нажимает на кнопку, запуская IPO, обошла все соцсети. С каждым годом таких примеров становится все больше.

Как преодолеть это противоречие и построить успешную карьеру в IT невзирая на предрассудки?

Фокусироваться на конкретной цели критически важно

Я устроилась в IT-компанию, где была одной из двух женщин в команде из 200 человек, в начале 2000-х. За четыре года со стартовой позиции прошла путь от инженера до руководителя. В общей сложности я проработала в этой сфере около пяти лет, развивая сложные высоконагруженные системы, в том числе платформу видео-стриминга на федеральном уровне — российский аналог американского YouTube. Совсем молодой интерн среди первоклассных специалистов-мужчин значительно старше себя — мне было 20 лет, а моим коллегам около 30 и больше, — не самое легкое положение. Приходилось работать без отпусков, а иногда и выходных, чтобы подтянуть себя до профессионального уровня коллег, глубоко погружаться в технические вопросы реализации проекта, работу сотрудников, разбираться в деталях. Но я фокусировалась не на сложностях, а на большой цели — профессиональном росте в IT, участии в больших проектах на государственном уровне.

Оглядываясь назад могу сказать, что большую роль в моем профессиональном развитии сыграла заряженность на результат. Нужно понимать, что и зачем ты делаешь, какой цели в итоге хочешь достичь и, конечно, получать удовольствие от процесса. Если человеку не интересно то, что он делает, большого выхлопа ждать не стоит.

Не идти исключительно за деньгами

На пути к карьере мечты важно постоянно сверять часы: вдохновляет ли вас то, что вы сейчас делаете? Если однозначного ответа нет, возможно, стоит оглядеться и на начать искать новую цель.

После пяти лет в разработке я поняла, что устала — и физически, и морально. Но самое главное — мне перестало быть интересно. Если в самой разработке можно расти фактически бесконечно по любым траекториям, то в проджект-менеджменте в какой-то момент ты начинаешь делать одно и то же, просто на разных проектах. Я походила на интервью в другие компании, но и там не увидела возможностей для роста.

Тогда я решила пойти в смежную сферу. В то время на подъеме был digital-маркетинг. Мне нравилась часть про digital и не нравилась про маркетинг. Но, изучив тему глубже, я поняла, что это, в первую очередь, про технологии, подходы, сегментацию, аналитические репортинги и все то, что мне близко. Решение далось непросто. Я отказалась от разработки и высокой зарплаты, начала все с нуля в роли интерна и не пожалела. На новой работе я стала внедрять маркетинговые IT-инструменты в стратегиях развития таких передовых российских бизнесов, как Тинькофф-банк, который заложил модель онлайн-банкинга в России. В 2014 году в качестве руководителя отдела аналитики я присоединилась к глобальному офису Google, где работала с клиентами на развивающихся рынках. Кроме того, я отвечала за digital-трансформацию глобальных брендов Samsung, Volkswagen, IKEA и др. Если бы я не рискнула уйти из разработки, всего этого опыта просто не было бы.

Не бояться признаться себе в том, что вы чего-то не знаете

Не знать — это нормально. Я периодически ловлю себя на мысли, что, наверное, знаю меньше, чем нужно для эффективной работы и развития бизнеса. Но если мы сами в себя не верим, как тогда поверит инвестор или партнер? Согласно исследованию Rose Review, женщины на 81% меньше верят в то, что могут привлечь средства венчурных фондов. Но всегда стоит помнить важную вещь — на текущем этапе мы знаем ровно столько, сколько необходимо для развития проекта в данный момент.

Не стоит также сравнивать себя с другими и бояться обращаться за советом к коллегам-мужчинам, спрашивать разные точки зрения и у женщин, и у мужчин. Я никогда не боялась признаться себе, что я чего-то не знаю, и часто просила своих коллег объяснить мне вещи, которые я не понимала. Каждый раз, обсуждая какую-нибудь проблему с людьми с разным бэкграундом и подходом к жизни и бизнесу, я получала новое видение ситуации, какое бы мне даже в голову не пришло.

Эмпатия — не пустое слово

Это больше не «недостаток» женщин и «мягкотелых» мужчин, это признак лидеров нового поколения, помогающий строить карьеру в IT. Эмпатичные лидеры в тренде. Подход, при котором руководитель — внимательный наставник, мотивирующий, а не подгоняющий команду, стал важной частью культуры прогрессивных компаний. Таких, как Microsoft: «Умение сопереживать — это мышца, которую нужно уметь тренировать. Без эмпатии мы не сможем удовлетворить потребности наших клиентов», —уверен СЕО Microsoft Сатья Наделла.

Эмоциональный интеллект перестал быть прерогативой женщин и сейчас распространяется практически на все прорывные методики управления в корпорациях и стартапах, которые становятся единорогами.

Для эффективной работы важно сперва выстроить доверительные отношения с командой, а уже потом приступать к рабочим процессам. Если все сделано правильно, то все члены команды будут стараться не подводить друг друга и работать на одну цель. Не обязательно проводить для этого сложносочиненные тимбилдинги, гораздо эффективнее пообщаться лично с коллегами, послушать, что их волнует, и отнестись к этому с пониманием.

Эмпатия напрямую связана с ростом прибыли. В своей книге «Эмоциональный интеллект в бизнесе» писатель и психолог Дэниел Гоулман рассказал о взаимосвязи эмоционального интеллекта и объема продаж на примере American Express. После того как финансовые консультанты компании прошли программу повышения эмоциональной компетентности, объем продаж по сравнению с предыдущим годом вырос на 8–20%, значительно превысив аналогичный показатель групп консультантов, не занимавшихся подобной подготовкой.

Идет ли речь о росте продаж, сокращении издержек, привлечении лучших кадров или о чем-то еще, успеха в бизнесе добиваются те, кто нашел решение проблемы. И тут важен не пол лидера, а готовность найти болевую точку, разобрать ее и предложить решение, даже если раньше его не существовало на рынке.

Так, одним из главных качеств успешного СТО является умение привлекать в свою команду инженеров высокого уровня. Деньги больше не являются ключевым фактором принятия решения для специалистов, сейчас гораздо важнее, хотят ли люди с вами работать, верят ли в вас как в лидера. Именно поэтому успешные технические директора, особенно в американских компаниях, инвестируют в умение «заряжать» и выступать на публике. Все это становится особенно важно в эпоху удаленной работы, так как конкуренция за хороших технических специалистов достигла критического максимума.

Образ гика остался в прошлом. Сейчас СТО должен быть экстравертом, взаимодействовать с клиентами, понимать, какие вопросы им задавать и как трансформировать их ответы на язык инженеров. Это, пожалуй, главный барьер, который заставляет буксовать компании старой ментальности, в отличие от более продвинутых Google или Facebook.