Сила звука. Кто в России делает подкасты и сколько они зарабатывают

Подкасты в России — это совершенно дикий рынок. Новички иногда зарабатывают в разы больше опытных профессионалов; рекламодатели не понимают, как ими пользоваться и вообще нужны ли они, а подкастеры — во сколько оценивать рекламное место на своих площадках и как гармонично встраивать продвижение чужих продуктов в доверительный разговор со слушателями. Inc. разобрался, в чем сила подкастов, как на них заработать и почему происходящее сейчас на рынке может оказаться пузырем.


«Российский рынок подкастов — практически чистое поле с небольшим количеством энтузиастов. Это даже конкуренцией нельзя назвать, нас очень мало», говорит экс-глава отдела подкастов «Медузы», основатель студии подкастов «Либо/Либо» Лика Кремер.

Известно об этом поле мало — у участников рынка нет четкой статистики. Хостинговые сервисы предоставляют данные о количестве загрузок и попыток слушать онлайн, а не реальных прослушиваний, у iTunes — данные о количестве девайсов, с которых слушали эпизоды, и о глубине прослушиваний, при этом в стороне остаются пользователи Android — их считают отдельно для каждого приложения (Google Podcasts, CastBox, Player FM). Точно не известно ни общее количество русскоязычных подкастов, ни сколько человек их слушает. В Apple на вопрос Inc. о количестве российских подписчиков заявили, что «данные не раскрывают». Большинство опрошенных подкастеров говорят, что российская аудитория — это несколько сотен тыс. человек, меньше 1 млн. 


Перспективы рынка

В 2018 году американские компании потратили на рекламу в подкастах $479 млн (в 2017 году — почти $314 млн), говорится в докладе аудиторской компании PwC для Interactive Advertising Bureau (международная организация, объединяющая участников медийной индустрии). По прогнозу, в этом году показатель приблизится к отметке в $680 млн, а в 2021 — превысит $1 млрд.

Для сравнения, половина жителей США старше 12 лет, или 144 млн человек, хотя бы раз в жизни слушали подкасты, а 90 млн американцев слушали хотя бы один подкаст за последний месяц, показало исследование компании Edison Research в начале 2019 года.

«Я не считаю, что вокруг подкастов пустой хайп, — это хайп обоснованный. Я очень серьезно поехавший на этом человек, но я искренне считаю, что треть населения России должна хотя бы раз в месяц слушать подкасты. Но придем ли мы к этому сейчас или через пару лет, я не знаю», — говорит автор подкаста «Слушай, Алиса» и консультант «Яндекс.Музыки» Мика Голубовский.

Слушай, Алиса

Cобственный подкаст компании «Яндекс», посвященный большим данным.

Яндекс Музыка

Так или иначе, уже сейчас формат привлекает все большее число последователей: это как независимые подкастеры, так и крупные медиа, и все чаще — бренды.

Подкастами заинтересовались и крупные компании: партнерами и рекламодателями разных проектов уже становились, например, ЮниКредит, Альфа-Банк и МегаФон. А разделы с подкастами появились во ВКонтакте и Яндексе (Немузыка). Кроме того, на этом рынке случились первые инвестиции — компания LVL1 Group бизнесмена Льва Левиева вложилась в студию подкастов «Либо/Либо» (сумма не раскрывается, сам инвестор отказался комментировать эту тему).

«Либо/Либо» основали работавшие в «Медузе» Лика Кремер (придумала и возглавляла отдел подкастов) и Екатерина Кронгауз (автор подкастов «Как жить» и «Дело случая»), а также журналист Андрей Борзенко («Сноб», «Дождь», «Коммерсант Weekend», Проект1917). «По плану, мы должны зарабатывать с первого месяца. Во втором — столько же, сколько и в первом, а в третьем — в два раза больше. Я, посоветовавшись с друзьями, написала довольно жесткие условия, — это нас бодрит», — рассказывает Лика Кремер.

Способы монетизации в подкастах такие же, как и в других медиа, — реклама, партнерские проекты, краудфандинг и paywall (пока что в теории) — но со своими особенностями.


Подкасты в цифрах:


10–100

тыс. руб. — разброс цен в рекламных интеграциях в подкастах.


50–250

тыс. руб. за выпуск платят бренды прозводителям партнерских подкастов.


$200–$2 тыс.

перечисляют слушатели своим любимым подкастам в месяц.


>1 тыс.

руб. стоит час работы в звукозаписывающих студиях Москвы.


~1

млн человек —аудитория русскоязычных подкастов.

Фото: Universal Images Group via Getty Images

Слезть с табуретки (другая реклама)

В русскоязычных подкастах все чаще появляются рекламные интеграции, — причем даже в новых проектах с не самой большой аудиторией. Так, автор подкаста о поиске своего дела «Это Непросто» Ксения Шульц вышла с предложением к рекламодателям уже через пару месяцев после запуска, в ноябре 2018 года. «Я прикинула, какие бренды, компании делают интеграции с современными медиа, ютьюберами, поняла, что они более или менее готовы к чему-то новому, и написала им письма по электронке, — рассказывает Ксения. — К первым рекламодателям я пришла сама: три из пяти первых контактов конвертировались в интеграции, — дальше уже приходили ко мне, я работала с входящими».

Это Непросто

Подкаст Ксении Шульц о поиске своего дела. Гостями подкаста были Лика Кремер, Нелли Недре и Варя Веденеева.

Яндекс Музыка / Apple Podcasts / ВКонтакте

Стоимость размещения в «Это Непросто», по словам Ксении Шульц, зависит от размера рекламы и креатива. 20-30-секундная вставка стоит около 40 тыс. руб., вставка интервью с экспертом бренда, где также может упоминаться информация о продукте, — 70 тыс. руб. Рекламные интеграции в ее подкасте появляются довольно регулярно.


Анна Левант

директор по стратегии REDKEDS


Аудитория в подкастах еще долго не будет сравнима, например, с видео в интернете. Зато там очень качественная аудитория — люди, которые активнее всего потребляют контент, с активным образом жизни, хорошим доходом и так далее. В подкастах есть очень крутая возможность тематически таргетироваться и попадать в конкретный контекст. И, конечно, поскольку все это новое, экспериментальное, и сами авторы еще не почувствовали вкуса того, что такое быть инфлюенсерами, это еще и cost-эффективно.

Самый хороший показатель эффективности подкаста — сколько человек дослушали выпуск до конца. Подкасты — это длинная форма, и если идет какое-то спонсорство, можно интегрироваться несколько раз на протяжении выпуска: в начале, где скорее анонсируют бренд и где транслируется какое-то продуктовое сообщение, а потом в середине делается уже нативная информация на пару минут, где можно развернуто что-то креативное создать. И, если много людей дослушали подкаст до конца, получается, что они два раза очень продолжительно и глубоко, прямым контактом в мозг через наушники, послушали сообщение бренда.


Размещение рекламы в популярных подкастах «Медузы» «Два по цене одного» и «Как жить» стоило от 60 тыс. руб., рассказывал в 2018 году тогда еще издатель проекта Илья Красильщик. У подкастов было по 5-6 спонсоров. По словам гендиректора «Медузы» Галины Тимченко, самым прибыльным для издания оказался подкаст «Два по цене одного». Ведущие подкаста Илья Красильщик и Саша Поливанов больше не работают в «Медузе», а издание создает новый «экономический» подкаст с новыми ведущими и темами.

Подкаст о переменах «НОРМ», который выпускают журналистки Дарья Черкудинова и Настя Курганская, эпизоды которого собирают по 30-40 тыс. прослушиваний, почти два года существовал без рекламных интеграций. Но недавно авторы проекта объявили, что ищут менеджера по продажам рекламы (размещение в одном подкасте начинается c 30 тыс. руб.). «Мы начинали делать подкаст, вообще не думая о его монетизации, и первые полтора года он так и существовал, — говорит Настя Курганская. — Но сейчас бренды начали приходить сами (Bookmate, Skillbox, Kupivip, Nike)».

НОРМ

Подкаст журналисток Дарьи Черкудиновой и Насти Курганской о животрепещущих проблемах современного жителя мегаполиса. Среди тем подкаста — отношения с родителями, поиск друзей и ответственное потребление.

SoundCloud / Apple Podcasts / ВКонтакте

По ее словам, договориться с брендами бывает сложно — они пока не совсем понимают, что такое подкасты и как в них устроена реклама. «К нам приходило креативное агентство REDKEDS, которое хотело разместить рекламу йогуртов, — они предложили прислать нам записанную рекламу, которую нужно вставить в подкаст. Мы им объясняем: чуваки, это вообще не так работает, — рассказывает Курганская. — Это не будет работать, если это хотя бы не зачитает ведущий, к которому есть лояльность аудитории, и к голосу которого привыкли».

Об этом же говорит основатель студии подкастов «Либо/Либо» Лика Кремер: «У подкаста гораздо более личные взаимоотношения со слушателями, чем у радио. Подкаст не разговаривает со своей аудиторией с табуреточки сверху вниз, поэтому и реклама там не может быть такой крикливой и громкой, как на радио, — это гораздо более простое объявление с меньшим количеством децибел и пластмассы».

Директор по стратегии REDKEDS Анна Левант говорит, что креативное агентство не рекомендует клиентам делать обычные джинглы в подкастах. Для таких роликов есть свой формат — записанное другим голосом, не автором подкаста, рекламное сообщение в начале выпуска. «Это нормально и хорошо работает на американском рынке, реклама четко отделена от редакционного контента, — это то же самое, что баннер в статье. Может быть такое, что между подкастом и брендом мало точек соприкосновения. И если это происходит, любое нативное сообщение от автора будет притянуто за уши. Поэтому иногда проще сказать: такая-то компания спонсирует эту штуку, — говорит Анна. — Но мы такое не предлагали, поэтому не знаю, что они (авторы „НОРМ“ — прим. Inc.) так восприняли».

По ее словам, существует другая проблема с рекламой в подкастах: авторы, порой боятся интеграций, и не знают, как их качественно делать. «Например, в одном из подкастов мы много раз перезаписывали интеграцию. Там несколько людей разговаривают, и они в течение двухминутной интеграции каждые 10 секунд повторяли: „Ну, мы это говорим, не потому, что это реклама, — нам правда эти йогурты нравятся“. И мы понимаем, что такая интеграция для бренда пойдет во вред. И авторы подкаста делают это не специально, а потому что они испытывают некоторую неловкость, особенно, когда это их первая рекламная интеграция, — рассказывает Анна. — У подкастеров конфликт между тем, чтобы быть очень прозрачными и открытыми со своей аудиторией, и тем, чтобы честно отработать договоренности с брендом».

Пока компании действуют довольно осторожно и воспринимают подкасты как экспериментальный формат, отмечает сооснователь контент-агентства Ornament Надежда Кияткина. «Барьеры у всех примерно одни и те же — непонятно, как будет набираться аудитория, каким будет ее состав и охват, — объясняет Надежда. — Но мы верим в этот рынок, исследования показывают, что к рекламе внутри подкастов люди относятся очень лояльно. В отличие от других видов рекламы, ее не перематывают и не пропускают».


Лояльная аудитория

Исследование Nielsen для компании Midroll показало, что люди, услышавшие рекламу в подкастах, вспоминают бренд 4,4 раза лучше, чем те, кто увидел баннеры на других диджитал-платформах. А 61% опрошенных слушателей подкастов с большей вероятностью приобретают рекламируемый продукт. Российский рынок подкастов только формируется, и подсчетов здесь пока нет.

Фото: Unsplash

За деньги и по любви (лучше одновременно)

Создание подкастов для или совместно с компаниями — наиболее перспективное направление на этом рынке, говорят подкастеры. В России таких примеров уже довольно много, и, судя по всему, станет еще больше. Только за последние недели новые партнерские проекты анонсировали Илья Красильщик и Саша Поливанов — они вместе с «Альфа-банком» придумали подкаст «Деньги пришли» (о том, как правильно тратить деньги); Sports.ru и МегаФон сделали подкаст «Green Room» про спортивный маркетинг; «Медуза» вместе с брендом умной воды Smartwater запустили подкаст о мире будущего «Так и будет», а с фармацевтической компанией «Новартис» — подкаст «История болезни».

Так и будет

Подкаст «Медузы» и бренда воды Smartwater про будущее и про то, как мы будем жить завтра. Ведущий подкаста —журналист Даниил Дугаев.

Медуза

По словам гендиректора «Медузы» Галины Тимченко, сейчас в работе у издания 3 партнерских подкаста. Сколько стоят партнерские и рекламные проекты в «Медузе», Тимченко не говорит, отмечая, что «разброс цен слишком велик» и что «вариантов рекламных интеграций много — от простого джингла до спонсорства сезона». «Это новый рынок (особенно спонсорских проектов), и это чувствительная коммерческая информация, подавать сигнал рынку я не очень хочу. Могу лишь сказать, что все расценки находятся в рамках нашей обычной рекламной политики», — ответила она на вопрос Inc. В прайсе, размещенном на сайте, указано, что реклама в коротких форматах стоит от 100 тыс. руб., в расширенных — 230-300 тыс. руб.

Сумму контракта с «Альфа-банком» авторы подкаста «Деньги пришли» не раскрывают. На вопрос, близко ли это к «вилке» в 150-200 тыс. руб. за выпуск, Илья Красильщик ответил — «более-менее». По его словам, инициатором совместного проекта был «Альфа-банк». «Мы договорились сделать 17 выпусков подкаста. „Сделать“ — значит договориться со студией, записать, смонтировать, выпустить на всех платформах, — говорит Саша Поливанов. — Придумывание тем и спикеров тоже на нашей стороне. „Альфа-Банк“ — партнер подкаста, поэтому мы рассказываем ему, кого планируем позвать».

Деньги пришли

Подкаст «про то, на что уходит зарплата» от Ильи Красильщика и Саши Поливанова, авторов одного из самых популярных подкастов «Медузы» — «Два по цене одного». 

Apple Podcasts


Александр Оганджанян

президент коммуникационной группы TWIGA


У нас нет ощущения, что подкасты вдруг стали играть заметную роль и привлекать огромные рекламные бюджеты. Охват у них мизерный: мы же понимаем, что любой YouTube-канал гораздо мощнее как рекламный носитель, чем самый крутой подкаст. Вообще подкасты — вещь очень специфическая, приходить туда сами могут только большие любители. Очень нишевая история. Это доли процентов от рекламных бюджетов компаний.


На брендированных подкастах зарабатывает радио «Глаголев FM» (запущено в марте 2018 года). Главный редактор издания Евгений Бабушкин утверждает, что проект приносит прибыль: «Есть два способа заработка: продажа рекламы в существующих подкастах и создание брендированных подкастов под ключ».

Один из недавних клиентов «Глаголев FM» — группа компаний ПИК (занимается строительством). Для нее была придумана серия подкастов «Что такое дом?», где герои, например стюардесса или походник, рассказывают, как и где они живут. «По сути, это нативная реклама в аудио, — говорит Бабушкин. — Мы не размещаем просто рекламу, потому что это скучно. И у нас слишком лояльная аудитория, не хочется терять ее вот так». За производство брендированных подкастов «Глаголев FM» берет от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. за выпуск — стоимость зависит от сложности производства.

Что такое дом?

Подкаст «Глаголев FM» для строительной компании ПИК о том, как и где живут разные люди.

SoundCloud

Основатель студии «Либо/Либо» Лика Кремер называет рыночную «вилку» в пределах от 100 тыс. до 250 тыс. руб. Компания рассматривает создание партнерских проектов как один из главных способов монетизации. «Но мы решили, что не хотим быть продакшном, мы хотим делать от начала и до конца и только те проекты, которые нам интересны, — говорит Лика. — Благодаря инвестициям мы можем себе позволить более размеренно существовать». По словам Кремер, у «Либо/Либо» есть 3 критерия отбора проектов: деньги, репутация, охват. Студия берется за производство подкаста, если он соответствует минимум двум пунктам, — сейчас в работе 15 проектов, часть из них планируется запустить осенью. В частности, это подкаст «История русского секса», проект «На два дома» (о том, как живут дети после развода родителей) и проект с рабочим названием «Стартап» — это реалити-шоу об открытии студии «Либо/Либо» и о том, с какими трудностями сталкиваются люди, решившие запустить собственный бизнес.


Евгений Бабушкин

главный редактор радио «Глаголев FM»


Даже при отсутствии реального бума подкастов есть, по меньшей мере, пузырь подкастов. Сейчас мы вместе создадим в них потребность — все будут расталкивать друг друга локтями, делать много проектов, поэтому маленьким подкастерам, чтобы удержаться на плаву, придется улучшать качество. Главная моя претензия к ним — что все сделано на коленке: я даже не про качество звука, а про осмысление.


«Подкасты для компаний — это еще один канал контент-маркетинга и инструмент для комьюнити-менеджмента, это способ общаться со своей аудиторией и собирать ее вокруг себя, — говорит основатель студии «Подкастерская» Лев Пикалев.

Один из удачных примеров — подкаст «Заварили бизнес», который запустила компания-производитель кассовых аппаратов «Эвотор». Это аудиосериал, в котором девушка Саша пытается сначала открыть, а потом развивать собственную кофейню. «Наша задача — популяризировать предпринимательство и сделать так, чтобы потенциальная аудитория чаще соприкасалась с брендом, — объясняет продюсер подкаста Артур Белостоцкий. — Для этого мы везде указываем, что подкаст — проект „Эвотора“, и рекламируем в подкасте его издание о малом бизнесе „Жиза“». Один эпизод подкаста, по словам Белостоцкого, слушают около 10 тыс. раз, а все выпуски — примерно 45 тыс. в месяц.

Заварили бизнес

Подкаст компании «Эвотор», в котором Саша Волкова в онлайн-режиме рассказывает, как открывает свой первый бизнес — кофейню в Москве.

Apple Podcasts / Яндекс Музыка

Фото: Unsplash

Респект «патронам»

Некоторые российские подкасты — в частности, «Так вышло», «Это непросто», «Zavtracast», «Blitz and Chips» — финансируют слушатели. Для сбора средств используется американская краудфандинговая платформа Patreon (популярна среди блогеров, музыкантов, писателей и художников; взимает комиссию 5% с каждого пожертвования).

Blitz and Chips

Подкаст журналиста Григория Пророкова о поп-культуре в широком смысле.

SoundCloud / ВКонтакте / Apple Podcasts

Жертвователи, или, как их называют в данном случае, «патроны» (patrons — англ. «покровители»), могут оформить подписку на любимый подкаст. Как правило, авторы предлагают своим фанатам несколько вариантов платежа. Взамен «патроны» получают дополнительный контент, подарки, сувениры и другие бонусы. Подкастеры обычно обозначают цели, на которые они собирают средства.

Так, подкаст про игры, медиа и технологии — Zavtracast, — который выходит с декабря 2015 года, обещает нанять продюсера и сценариста. Проект зарегистрирован на Patreon около 3-х лет, сейчас у него более 300 «патронов». По словам одного из авторов подкаста Тимура Сейфельмлюкова, фанаты переводят им более $2 тыс. в месяц, — кроме того, в эпизодах есть реклама.

Zavtracast

Подкаст про игры, медиа и технологии (занимает первую строчку в категории «Игры» в iTunes).

ВКонтакте / Apple Podcasts

«В некоторые месяцы рекламодателей много и заработок от рекламы становится даже больше донатов, — говорит Тимур. — В целом, Zavtracast зарабатывает от 200 тыс. до 400 тыс. руб. в месяц. Эти средства уходят на поддержание технического оснащения подкаста, оплату работы нашего редактора-стажера, расходы на юридические формальности, а оставшиеся средства распределяются между тремя основными участниками проекта».

Еще один успешный пример с краудфандингом — подкаст журналиста Григория Пророкова Blitz and Chips (автор характеризует его как подкаст «про мир вокруг»). Сейчас у него больше 200 «патронов», которые перечисляют почти $600 в месяц (им предложены варианты платежа от $1 до $20 и больше).


Григорий Пророков

автор подкаста «Blitz and Chips»


На подкасты обращают внимание рекламодатели и издания, но люди пока особо их не слушают, — это классический рецепт пузыря.

Сейчас кризис в медиа, компании не понимают, как захватывать внимание людей, и бросаются на первую попавшуюся вещь, которая кажется стоящей (такое уже было с телеграм-каналами). Но это не значит, что я вообще не верю в подкасты. Они сработают, когда на рынке появится максимально общечеловеческий проект, который бы все поняли.


Екатерина Кронгауз и Андрей Бабицкий, авторы подкаста «Так вышло», посвященного этическим дилеммам современности, предлагают фанатам перечислить от $2 до $256 и больше. Сейчас (данные на август 2019 года) у проекта больше 40 «патронов», которые жертвуют около $200 в месяц.

Вскоре может появиться российский аналог Patreon: Mail.ru Group начала тестировать свой сервис для блогеров, журналистов, подкастеров, иллюстраторов и музыкантов — Boosty.

Так вышло

Подкаст Екатерины Кронгауз и Андрея Бабицкого об этических проблемах современного человека.

Яндекс МузыкаВКонтакте / Apple Podcasts


Paywall (которого нет)

Примеров, когда в подкастах используется подписная модель, в России немного. В начале года образовательный проект Arzamas запустил 3 подкаста: «Урубамба» (для детей, о жизни людей в разных странах), «От хора до хардкора» (о британской музыке) и «Зачем я это увидел» (об искусстве и выставках). Изначально все они были доступны только подписчикам приложения «Радио Arzamas» (149 руб. в месяц, 1090 руб. в год), но затем редакция решила выложить подкасты в открытый доступ. «В какой-то момент мы поняли, что начался бум, все делают подкасты, а мы свои прячем», — объясняет шеф-редактор проекта Arzamas Ирина Калитеевская. Сейчас, по ее словам, у «Радио Arzamas» 21 тыс. подписчиков.

От хора до хардкора

Подкаст проекта Arzamas, посвященный истории британской музыки. Сделан совместно с Посольством Великобритании и при поддержке Британского Совета.

Arzamas

За пейволлом находится контент Republic — подкасты в том числе. Издание проводило конкурс и по итогам выдало гранты (300 тыс. руб.) на создание нескольких подкастов. В частности, о русском севере, экологии и международной безопасности. Послушать их могут только подписчики Republic (стоимость подписки — 480 руб. в месяц, 4,8 тыс. руб. в год). Гендиректор издания Александр Винокуров отказался назвать количество прослушиваний эпизодов подкастов. «Не хочется давать повод для некорректных сравнений. Это подкасты под пейволлом, там будет меньше прослушиваний, чем у какого-нибудь бесплатного подкаста. Если не вы сделаете вывод, то вывод сделает кто-то другой, обидит наших грантополучателей, а мне хочется их поберечь», — говорит Винокуров и особо подчеркивает, что это «грантовая история», которая не имеет никакого отношения к монетизации и бизнесу. По его словам, когда «грантовая история» закончится, Republic разрешит авторам выложить их подкасты в открытый доступ.


Лика Кремер

экс-глава отдела подкастов «Медузы», основатель студии подкастов «Либо/Либо»


Сам вариант пейволла как способ монетизации подкастов существует, но на более развитых рынках. В России я в пейволл не верю. Я должен заплатить за что? За то, что можно рядом взять бесплатно? Чтобы пейволл работал, аудитория должны вырасти в несколько раз.


Фото: Unsplash

Записать, смонтировать

Один из примеров, как можно зарабатывать на производстве подкастов, — студия «Подкастерская». Ее чуть меньше года назад придумал и основал бывший продакт-менеджер Лев Пикалев, увлекшийся саунд-дизайном. Он начинал с производства джинглов для нескольких подкастов, а затем стал помогать с записью и монтажом. «Мы можем приехать со своим оборудованием и записать звук практически в любом помещении, — говорит Лев. — С сентября прошлого года мы произвели больше 100 выпусков». «Подкастерская» в разной степени помогает в производстве подкастов «Полка», «Заварили бизнес» и несколько проектов «Русской службы BBC». Размеры выручки и прибыли Пикалев не раскрывает, но говорит, что сейчас зарабатывает больше, чем в компании на позиции продакт-менеджера.

На производстве подкастов зарабатывает и Глаголев ФМ. Запись в студии радиостанции стоит 1 тыс. руб. в час, если это делать со звукорежиссером — 1,5 тыс. руб.

В марте в Москве открылось аудиокафе — бубнежная «Интроверт», где каждый желающий может записать подкаст или другой аудиопроект. Основатели «Интроверта» Андрей Уродов и Сергей Карпов говорили, что это некоммерческий проект, — студию они сделали для себя, а доступ для других открыли, чтобы покрыть аренду помещения. Месячный абонемент на 8 часов стоит там 5 тыс. руб., 1 час — 1 тыс. руб., со второго часа — 750 руб. Судя по открытому расписанию, в июле в студии «Интроверт» были зарезервированы около 80 часов.


Сколько стоит запустить подкаст?

Первые выпуски подкаста можно сделать с минимальными затратами. Для записи голоса используются встроенные в смартфоны диктофоны или компьютерные программы — GarageBand на Mac или Audacity на Windows (в них же можно самостоятельно смонтировать звук). Джинглы для подкастов можно сделать из композиций, имеющихся в открытом доступе. В таком, самом бюджетном варианте, платить придётся только за хостинг (от $15 в месяц в Simplecast).

Если бюджет позволяет, можно купить рекордер, например Zoom H1n (стоит чуть больше 7 тыс. руб.). Для записи нескольких человек подойдёт Zoom H4n, к которому подключаются микрофоны и который стоит около 18 тыс. руб. Можно воспользоваться записью в профессиональной студии и нанять звукорежиссера. Стоимость такой записи и услуг профессионала начинается от 1 тыс. руб. в час.