«Синергия» займется пропагандой бизнеса за 1 млрд рублей из бюджета. Предприниматели раскритиковали конкурс, подрядчика и его программу

«Синергия» займется пропагандой бизнеса за 1 млрд рублей из бюджета. Предприниматели раскритиковали конкурс, подрядчика и его программу
Фото: David Paul Morris/Bloomberg via Getty Images

Холдинг «Синергия» получит более 1 млрд рублей в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (МСП). Основная часть средств — почти 800 млн рублей — пойдет на продвижение предпринимательства по всем возможным каналам связи с населением. По задумке властей, к концу 2019 года результатом пропаганды должны стать 9 тыс. новых субъектов МСП, а 91,5 тыс. человек должны быть обучены основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и «иным навыкам предпринимательской деятельности». Inc. выяснил, что у представителей малого бизнеса есть сразу несколько претензий — к процедуре выбора подрядчика, к его репутации, задумкам, а также к самой идее пропагандировать предпринимательство за счёт налогоплательщиков.


Компании «Синергия» дали в общей сложности 1,1 млрд руб. на пропаганду предпринимательства, подготовку бизнес-тренеров и обучение региональных чиновников. Холдинг выиграл соответствующие конкурсы Минэкономразвития — ведомство подвело их итоги в середине июня. Извещения о проведении конкурсов появились на сайте министерства в середине мая. Сумма самого крупного контракта, на проведение информационной кампании по популяризации предпринимательства, — 798 млн рублей. Заявки подали 7 организаций. Первичный отбор конкурсной комиссии прошли «Синергия», коммуникационное агентство SPN Communications и коммуникационная группа АМС. Подготовка бизнес-тренеров обойдется бюджету в 83 млн руб. (в конкурсе участвовали РАНХиГС и «Международный институт менеджмента объединений предпринимателей»), обучение региональных чиновников — в 225 млн руб. (участвовала только «Синергия»). Вторым бенефициаром конкурсов стал аналитический центр НАФИ (с ним конкурировал ВЦИОМ), который получит более 27 млн руб. на создание комплекса показателей, необходимого для оценки эффективности кампании «Синергии». Эти работы предусмотрены нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», на который власти планируют потратить 481 млрд руб. (из них 416 млрд руб. — из федерального бюджета) до конца 2024 года.

«Синергия» собирается привлечь к продвижению предпринимательства представителей крупного бизнеса и популярных блогеров. О деталях информационной кампании, которые были раскрыты на презентации для журналистов в конце июня, сообщила BBC. Популяризация предпринимательства пройдет под брендом «Мой бизнес». Информационная кампания включает в себя рекламу на ТВ («Россия 1», «Первый канал», «Звезда», «Матч ТВ»), радио, в печатных СМИ и в интернете (блогеры, контекстная реклама в поисковиках, таргетированная реклама в соцсетях, email-рассылки, подкасты и YouTube-канал), специальную премию, предпринимательские форумы, мастер-классы, квесты в школах и флешмобы. В качестве амбассадоров кампании в «Синергии» видят основателя Splat Евгения Демина и совладельца «Технониколь» Игоря Рыбакова. Демин подтвердил Inc. предварительные консультации с «Синергией» по этому вопросу и добавил, что окончательное решение еще не принято. По словам представителя Рыбакова, миллиардер предоставил «Синергии» возможность использовать в кампании его онлайн-курс «Предприми Себя» (он отмечает, что на курс зарегистрировались 4,5 тыс. человек, еще около 100 тыс. человек «проявили активный интерес»).


Подходящими для популяризации бизнеса блогерами в «Синергии» считают Иду Галич, Курбана Омарова, автора книги «Меняю жир на силу воли» Ярослава Брина, а также автора книги «Как познакомиться с достойным мужчиной» Милу Левчук.


Целевой аудиторией кампании, согласно заданию Минэкономразвития, станут школьники, студенты, женщины, военнослужащие, уволенные в запас, лица старше 45 лет, безработные, инвалиды, а также выпускники и воспитанники детских домов. «Мы хотим донести до аудитории, что быть предпринимателем почетно и значимо, как космонавтом», — рассказывал исполнительный директор «Синергии» Вадим Лобов на презентации кампании. «Предпринимательство в стране должно стать национальной идеей, вокруг которой сплотятся действующие и будущие предприниматели и которую будут разделять ведомства и регионы», — объяснял замысел кампании замглавы Минэкономразвития Вадим Живулин.


Чем известен холдинг «Синергия»?

  • «Синергия» проводит масштабные форумы на темы бизнеса в «Олимпийском» с участием мировых звезд: бизнес-коуча Тони Роббинса, легенды бокса Майка Тайсона, режиссера Оливера Стоуна и других селебрити.
  • Издание «Проект» писало о связях владельца и исполнительного директора «Синергии» Вадима Лобова с командами бывшего и нынешнего кураторов внутренней политики Кремля Владислава Суркова и Сергея Киренко, а также с партией ЛДПР.
  • В «Синергии» стремятся дистанцироваться от ассоциации с инфобизнесом — в холдинге заявляют, что занимаются «серьезным непрерывным образованием».
  • По оценке The Bell, выручка «Синергии» в 2018 году составила около 3 млрд рублей.

Холдинг «Синергия» обладает неоднозначной репутацией. «Синергию» можно воспринимать как университет или самое большое в России event-агентство, но эта структура не занимается продвижением», — отмечает соосновательница PR-агентства Vinci Agency Мария Лапук. Она считает более подходящими подрядчиками для поставленных государством задач бизнес-школу «Сколково», связанные с бизнесом подразделения РАНХиГС, компанию «Михайлов и партнеры» и ряд больших PR-агентств. Основатель сервиса MeYou Степан Данилов считает важным условием для качественного продвижения бизнеса наличие базы предпринимателей и кейсов, с которыми можно работать. Среди подходящих институций он называет те же РАНХиГС и бизнес-школу «Сколково», а также добавляет ВШЭ. Впрочем, основатель креативного агентства Red Keds Виталий Быков считает странным, что деньги на продвижение предпринимательства отдают «не профильной компании, а образовательному учреждению». «Они занимаются образованием, они не рекламное агентство, и у них нет скидок на рекламные закупки», — говорит Быков. Он не понимает, как «Синергия» могла выиграть конкурс без поддержки сильного медийного партнера. Либо такой партнер у «Синергии» есть, либо «это какая-то аффилированная история с Минэкономразвития», заключает Быков. «Если бы выиграл кто-нибудь, кто умеет делать проекты по позиционированию и созданию потребности в чем-либо, — вообще бы такого вопроса не возникло», — говорит Лапук и отмечает, что скорее всего «всё подвязано» и работы по контракту «улетят много кому на рынке». В пресс-службе «Синергии» подтвердили это предположение и заявили Inc., что сейчас идет согласование детального плана-графика информационной кампании, а после подписания контракта компания начнет привлекать партнеров и подрядчиков.

Передача всех средств в одни руки — простое решение, но, возможно, не самое эффективное. «Разумнее было бы распределить бюджет по разным агентствам, общественным организациям и институтам развития, устроив не тендер, а открытый конкурс с призами в виде грантов и контрактов. Причем не с одним победителем, а с множеством, и не налагая драконовские меры по администрированию грантов», — считает основатель платформы Combot Федор Скуратов. Данилов отмечает, что, по условиям конкурса, «Синергия» обязана выполнить работы, а следовательно, и потратить выделенные средства до конца 2019 года: «То есть у них остался один осенний бизнес-сезон , чтобы сжечь этот миллиард. Я думаю, что это какая-то профанация или даже откатная, возможно, история. На это выделены деньги, их надо как-то оприходовать, и поэтому ищем срочно подрядчиков вроде «Синергии», которые банально могут сожрать такой объем». Конкуренция между подрядчиками позволила бы снизить вероятность коррупции в процессе освоения средств, а также повысить качество конечных услуг, считает Скуратов:


«Это, безусловно, сложнее, чем встать и по окрику сверху „освоить“ бюджет. И тут проблема не только в том, что небезупречной репутационно „Синергии“ дали миллиард на полгода с требованием все потратить, но и в том, что в попытке лихорадочно выполнить распоряжения президента и премьера чиновники устраивают откровенный цирк с нулевым выхлопом».


Предприниматели скептически относятся к планам «Синергии» задействовать в информационной кампании представителей крупного бизнеса и блогеров, не имеющих отношения к теме. «Мотивировать людей тем, что они тоже построят „Технониколь“, странно — таких кейсов в России по пальцам пересчитать», — говорит Мария Лапук. Другое дело — истории успеха основателей небольших кофеен или автомастерских. «Нужно показывать не Splat и „Технониколь“, а реальный бизнес, который можно пощупать. Потому что когда тебе показывают миллиардера из списка Forbes — это здорово, но не реалистично», — считает она. Также она называет «странной историей» идею обратиться к блогерам, которые «очень опосредованно относятся к предпринимателям». «Что можно сделать инфлюенсерам? Можно показать путь предпринимателя, поделиться историями успеха, вовлечь в местную предпринимательскою тусовку, пригласить на акселерацию, обучить финансовой грамотности и азам налогового администрирования например. А что будут делать инфлюенсеры? Правильно, отбирать лавры бизнес-молодости и разводить тониробинсоновщину», — написал в Facebook основатель группы компаний «Премиком» Александр Лихтман. Идеи «Синергии» использовать различные инструменты онлайн-маркетинга для продвижения предпринимательства могут просто не сработать, если подрядчик не найдет истории, в которые могут поверить люди, уверена Лапук. В целом же в России достаточно примеров, когда люди строили бизнес с нуля и у них всё получалось, убежден основатель сети ресторанов «Китайские новости» Станислав Лисиченко: «Вот об этом надо говорить — и делать их героями сегодняшнего дня, показывать их жизнь и работу».

Власти могли бы вложить миллиард напрямую в тех предпринимателей, которые уже сейчас активно освещают свой бизнес, считает Данилов. Он предлагает государству инвестировать в посев контента таких предпринимателей, предоставлять им субсидии или освобождать от налогов. Поскольку предпринимателей, которые публично рассказывают о своем бизнесе, уже достаточно много, возможно, властям даже не нужно прилагать усилий, чтобы учить их это делать, — достаточно просто стимулировать, говорит Данилов. В качестве возможного примера он приводит вариант освобождать от налогов бизнес с оборотом до 2 млн руб. в год взамен обязательства основателей рассказывать о себе публично.

Возможно, пропаганда предпринимательства — это вообще не та цель, на которую стоит тратить бюджетные средства. «Я не понимаю, зачем в это включается государство с учетом того, что есть достаточно много других проблем, которые должно решить именно государство. Мне кажется, что пропагандой предпринимательства занимаются сами предприниматели, которые говорят о своем опыте», — говорит Inc. соосновательница дизайн-бюро «Верстак» Мария Черных. Она считает, что активная пропаганда предпринимательства может быть ошибкой, потому что «предпринимательство — это не для каждого», и люди должны осознавать собственные риски перед тем, как запускать собственные проекты. «Не все стартапы доживают до полутора-двух лет, и это абсолютно нормально. При этом люди могут уходить с оклада из штата, терять свои места, свой опыт», — предупреждает она и добавляет, что в масштабах страны это может привести к росту безработицы. Основателя RunLab Илью Слепова настораживает намерение государства пропагандировать бизнес, потому что «хорошую картошку и так все купят, а вот картошку с гнильцой нужно активно пиарить и пропагандировать, чтобы ее купили». А основатель «Моторики» Илья Чех говорит Inc., что если государство создаст благоприятные условия для бизнеса, то никакая пропаганда предпринимательства не понадобится. В ряду таких условий он отмечает снижение административного давления на бизнес и риска заведения уголовных дел на предпринимателей, а также развитие венчурного рынка и налаживание отношений с иностранными партнерами, которое позволит отечественным стартаперам перестать сталкиваться с недоверием иностранных инвесторов из-за российских корней.


«Популяризация предпринимательства в нынешней ситуации напоминает сыр в мышеловке. Бизнес настолько беззащитен и неуважаем, настолько задушен проверками, налогами, поборами, штрафами, ненавидим и властью, и жителями страны, что проблема точно не в популяризации»,


— вторит ему основательница сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова. Эффективная популяризация предпринимательства, по мнению Татуловой, заключалась бы в запрете применения статьи 210 УК («Организация преступного сообщества или участия в нем») по отношению к бизнесу и привлечении дополнительных кадров, необходимых для упрощения устаревших требований надзорных органов.

В то же время общественное мнение о предпринимателях по-прежнему имеет «слегка негативный окрас», и с этим должно работать государство, считает основатель сети ресторанов «Китайские новости» Станислав Лисиченко. Негатив общества по отношению к бизнесу, по его мнению, берёт начало в девяностых годах, когда предпринимательством считалось «откусывание и отпиливание государственной собственности». «Нужно рассказывать о новом поколении предпринимателей и пояснять, что то, что было — это не то, что есть», — резюмирует в разговоре с Inc. Лисиченко. Основатель Red Keds Виталий Быков тоже «абсолютно точно» уверен, что государство должно заниматься пропагандой, потому что в России не хватает малого бизнеса, и сама тема предпринимательства мало кого интересует. К тому же россиянам не хватает финансовой грамотности и умения обращаться со своими деньгами — в том числе потому что «мы не платим за себя налоги, как американцы». Он связывает отставание страны в этих вопросах с наследием Советского союза. При этом Быков не хотел бы, чтобы бюджетные средства ушли на мотивационные мероприятия в духе «Синергии» с участием бизнес-гуру. Взамен он предлагает сфокусировать кампанию на том, что стать предпринимателем не сложно: «У многих молодых людей есть этот барьер [перед открытием собственного бизнеса]. Но предпринимательство — это не бином Ньютона и не rocket science. Любой человек может создать собственный бизнес». «Единственное что я могу сказать предпринимателям, которые сейчас пытаются выжить в стране: это опасная и сложная стезя, вы на ней никому не нужны, подумайте сто раз прежде чем идти в предпринимательство. Пока нашей стране это не нужно. Пока это просто слова», — парирует Анастасия Татулова.