Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

РАЗОБРАТЬСЯ 3 января

Самые громкие провалы года.

Недостаток soft skills, инертность рынка, несоблюдение правил и другие причины неудач российских стартапов

РАЗОБРАТЬСЯ 3 января

Самые громкие провалы года. Недостаток soft skills, инертность рынка, несоблюдение правил и другие причины неудач российских стартапов

Фото: Healthy Food

Наталья Владимирова

автор Inc.

Истории успеха вдохновляют, но учиться лучше на историях провалов и неудач, — ошибку выжившего никто не отменял. Inc. выбрал 5 самых громких историй российских стартапов, у которых в этом году что-то пошло не так, и проанализировал причины. Пока мы выбирали кандидатов для этого списка, заметили, что фаундеры в этом году стали откровеннее. Они учатся говорить о своих проблемах вслух, признавать ошибки, принимать их как уроки и двигаться дальше. Похоже, в России начала формироваться «культура провалов», и это очень положительный сдвиг.

Павел Дуров. Фото: AOP.Press/Corbis via Getty Images

Ton

По планам, блокчейн-платформа TON с криптовалютой Gram Павла и Николая Дуровых должна была заработать 31 октября 2019 года. Но в октябре Комиссия по ценным бумагам США (SEC) остановила ICO, поставив под сомнение легальность оборота криптовалюты Telegram. По мнению SEC, Дуровы не зарегистрировали продажу токенов инвесторам как сделку с ценными бумагами. И, соответственно, не рассказали инвесторам о финансовом состоянии компании и рисках, как того требует закон о ценных бумагах США от 1933 года. Компания Telegram потребовала от суда отклонить иск SEC, потому что ее продукт не является ценной бумагой.

Причина:

Недостаточная предусмотрительность при входе в «большую игру» на мировом рынке.

Потеряно:

На ICO было продано 2,9 млрд токенов на сумму $1,7 млрд (39 инвесторов из США вложили более половины этой суммы). В случае срыва сроков эти деньги должны были вернуться в кошельки инвесторов, но узнав о деле, они почти единогласно решили подождать до вынесения решения SEC. Пока запуск отложен до 30 апреля 2020 года. Как будет развиваться ситуация, пока неясно, потому что основное слушание по делу Telegram назначено на февраль 2020 года.

Фото: Unsplash

CarFix

Уберизация одного из самых диких российских рынков —рынка авторемонта — дается с трудом. Сервис по ремонту автомобилей по фиксированной цене CarFix запустился в 2016 году, а в начале 2019 года проект закрылся без объяснения причин, несмотря на 100 тыс. обслуженных клиентов. Именно такая цифра указана на сайте, который до сих пор обещает выпустить новый продукт и даже предлагает оставить e-mail, чтобы получить «интересный бонус во время перезапуска платформы».

Причина:

Фиксированная модель ценообразования не очень применима к авторемонту — большая часть поломок обнаруживается в процессе диагностики, а владельцам автосервисов, зачастую «ребятам из 90-х», сложно объяснить, почему они должны держать фиксированную стоимость и вообще подключаться к какой-то онлайн-платформе.

Потеряно:

На старте в CarFix инвестировал €1 млн основатель CarPrice и KupiVip Оскар Хартманн и $5 млн — Mail.ru Group и фонды Simile Venture Partners и Kima Ventures.

Фото: Healthy Food

Healthy Food

Репутационные риски — самые дорогие. Это подтвердила компания Healthy Food, чья еда оказалась не совсем «здоровой». Компания появилась в 2009 году с сети кафе здорового питания, в 2012 году компания расширила свое присутствие в Москве сетью вендинговых автоматов и планомерно развивалась. Но после неприятного инцидента в июле 2019 года, когда 97 офисных сотрудников в Москве отравились продуктами из вендинговых автоматов (у 60 нашли сальмонеллез), компании пришлось отказаться от приготовления собственной еды и стать «агрегатором ЗОЖ продуктов». По суду работа кафе и автоматов была остановлена, также был опечатан производственный цех, где инспекторы выявили множество нарушений.

Причина:

Несоблюдение требований пищевой безопасности.

Потеряно:

Роспотребнадзор оштрафовал компанию на 2 млн руб. В сентябре один из основателей компании Дмитрий Пронин сообщил на странице в Facebook, что пострадавшим выплачено 2,5 млн и 85% претензий урегулировано. И да — в процессе нашлись новые пострадавшие, некоторые, возможно, фейковые. Сюда же стоит отнести потери от приостановки деятельности, закрытия цеха и перезапуска бизнеса в новом формате, которые явно больше, чем сумма штрафов.

Фото: Eczobike

Eczobike

Стартап Eczobike разрабатывал оборудование для электрификации велосипедов с 2015 года. Компания получила 65 предзаказов с предоплатой и 1,1 тыс. заявок в лист ожидания. Но в серийное производство велосипеды запустить так и не удалось — требовалось еще минимум 20 млн руб. В 2017 году компания после акселератора ждала 15 млн руб. инвестиций от ФРИИ, но средства так и не выделили. По словам одного из основателей компании Дмитрий Богданчикова, потому, что производство оборудования — непрофильный проект для фонда.

Причина:

Нехватка средств. «Мы перестали искать инвестиции, разобрали все три прототипа экзобайка, перекрестились и положили их на полку в назидание потомкам. Стоит признать, мы не выпустим в обозримом будущем эти комплекты. Это дорого, технически сложно и долго», — написал у себя в Facebook Богданчиков.

Потеряно:

Около 10 млн руб. личных средств, грант от фонда Бортника, инвестиции от Фонда развития интернет-инициатив, заем от Moscow Seed Fund.

Фото: Unsplash

Ptichka

Ptichka — еще одна попытка уберизации, на этот раз курьерской работы. Таких проектов в мире множество, в России лидер рынка — «Достависта». Стартапу Ptichka, работающему в Москве и Санкт-Петербурге, пришлось что-то придумывать, чтобы отстроиться от конкурентов. Ptichka использовала старый, проверенный метод демпинга — снизила минимальную цену доставки до 170 руб. и комиссию на объявленную стоимость до 0,8%, а также убрала плоскую модель ценообразования и отказалась от телефонной службы поддержки. Поддержка осуществлялась только через Whatsapp или чат на сайте. Компания быстро выросла до игрока №2, но на третий год работы что-то пошло не так. Сейчас проект, по признанию фаундера Владимира Кобзева, «еще живой», но что делать с ним дальше, он не знает. Тем временем оставленная без присмотра Ptichka начинает терять репутацию — появляются неотработанные отрицательные отзывы, средняя оценка падает. Основные претензии — курьеры пропадают, отказываются от заказа в самый неподходящий момент, служба поддержки не отвечает.

Причина:

Недостаточные софт-скилл навыки и «системность» фаундера (по его собственному признанию в Facebook). Основатель компании повздорил с одним из инвесторов проекта (и, возможно, не только с ним). Этот же инвестор отметил легкомысленное отношение фаундера к деньгам и документальному оформлению договоренностей.

Потеряно:

1 млн руб. собственных денег и 7 млн руб. инвестиций.