как устроен бизнес
Артемия Лебедева
сооснователь Студии Лебедева.
ООО «Студия Арт. Лебедева»
Сегодня в копилке «Студии Лебедева» более 3300 выполненных заказов, а среди постоянных клиентов – Центральный банк РФ, «Газпром», «Лукойл», московская мэрия, крупнейшие банки и сотовые операторы. Совокупный оборот его бизнеса может превышать 1 млрд рублей в год. Лебедев отказался общаться с Inc. для этого материала, пояснив, что ему «нечего сказать прессе». Его примеру последовали сооснователи Студии Денис Шохин и Константин Моршнев, арт-директор Эркен Кагаров, а также директор Студии Андрей Дьяков. Тем не менее, Inc. выяснил, когда прошел (и прошел ли) «золотой век» Студии, для чего создан десяток юридических лиц и откуда ценник на дизайн сайта в 3 млн рублей.
Путь к вершине
Первую дизайн-студию — «А-Квадрат» — Лебедев организовал вдвоем с партнером в 1992 году. Артемий тогда учился на факультете журналистики МГУ, но на лекциях не появлялся и его отчислили. Через полгода, на сей раз самостоятельно, Лебедев учредил студию «Артографика», которая располагалась у него «в гостиной на диване». Единственным сотрудником был сам Артемий. На лекции в ГУ ВШЭ в 2001 году дизайнер вспоминал, что первых клиентов он привлек с помощью вымышленного портфолио с логотипами и фирменным стилем: «Поскольку в тот момент никаких клиентов у меня быть не могло, мне пришлось их придумать, - и я сделал огромное портфолио на 20 заказчиков, каждый из которых был выдуман с нуля».
В октябре 1995 года, через полтора года после появления домена .ru, Лебедев запустил сайт tema.ru, а в июле 1996-го — design.ru. Он основал новую студию — WebDesign, которая через три года стала «Студией Артемия Лебедева». Среди основателей WebDesign — Денис Шохин (сегодня отвечает за управление Студией) и программист Константин Моршнев (возглавляет техническую часть), а также будущий медиаменеджер Демьян Кудрявцев, который тогда разрабатывал сайты группы «Аквариум» и поэтического журнала «АЙ».
Дизайнер Андрей Логвин вспоминает, что в те годы Лебедев был «маленьким незаметным мальчиком», но не боялся сложных задач.
— Мне предложили создать один из первых новостных сайтов Рунета (сайт «Ситилайн», одного из первых интернет-провайдеров России – Inc.). Я отказался, потому что не понимал, что надо делать, а Тема взялся за работу, — вспоминает Логвин.
Постепенно число заказчиков Лебедева росло. С «Ситилайн» и агентством корпоративных коммуникаций NetSkate, для которого Лебедев сделал логотип и сайт, сотрудничал блогер Антон Носик, которого причисляют к «отцам Рунета».
— Не было так, что сначала дружба с нами, а потом что-то ему удалось, — вспоминает Носик. — Мы обращались к Лебедеву за дизайном не по дружбе. Наоборот, он стал другом, потому что мы любили его дизайн.
В 1997 году свежесозданная WebDesign договорилась с Центробанком о разработке его первого сайта. Лебедев вспоминает, что представителей финансового учреждения принимал прямо в гостиной на диване. Сколько получил дизайнер за первый сайт ЦБ, неизвестно, — Центральный банк оставил запрос Inc. без ответа. Однако уже тогда заказать проект у Лебедева было недешевое удовольствие: в 1998 году средний контракт на разработку дизайна сайта от Лебедева стоил $30–40 тыс., — примерно как 2,5 автомобиля ВАЗ-2110 по додефолтным ценам. Стоимость полной разработки сайта с привлечением пользователей составляла $60–100 тыс.
На первой волне успеха WebDesign, сменив название, стала «Студией Артемия Лебедева», а ее логотип в 1999 году появился на порталах, определивших судьбу российского Интернета: «Яндекс» (дизайн третьей версии поисковика), Лента.ру и Газета.ру. Стараниями основателя вокруг «Студии Лебедева» уже с конца 1990-х была атмосфера эксклюзивности и избранности, чему способствовала популярность сайта в Рунете: в мае 1999 года его посетил 1 млн уникальных пользователей.
— В моем восприятии Лебедев всегда был человек номер один в интернете, и его студия мне всегда казалась крутой. Для меня и моих друзей это был просто бог интернета, — рассказал Inc. основатель кафе «Циферблат» и проекта «Болотов Дача» Иван Митин, который в 2000-м году работал в Cтудии программистом.
Лебедев был заботливым работодателем: в студии было «модно, уютно и прогрессивно», сотрудников кормили за счет «Студии» в расположенном неподалеку ресторане «Мурена». Рабочий день начинался в 12 часов, но приходить можно было в любое время, некоторые предпочитали ночь. При этом, несмотря на творческую атмосферу, работа с заказчиками была выстроена четко и системно.
— Сейчас таким никого не удивишь, а в 90-е это было круто. Мне кажется, Тема с самого начала к этому шел, — вспоминает дизайнер Петр Банков.
Х***о или О*****о?
В июне 2000 года студию преобразовали в холдинг Art Lebedev Group (ALG), где работали более 130 человек. Та структура во многом сохранилась до сих пор: Лебедев отвечал за дизайн, Константин Моршнев — за техническую составляющую, Денис Шохин — за финансовую. В холдинг входил целый ряд компаний, вспоминает бывший начальник пресс-службы холдинга Николай Данилов: ООО «Студия Артемия Лебедева» делала сайты, студия TeleType брала заказы попроще и работала с дизайнерами на аутсорсе, «Артографика» занималась графическим дизайном, iman – трехмерными картинками. Кроме того, в холдинг входила компания RotaBanner, рекламное агентство ADEX и Учебный центр Артемия Лебедева.
Заказывать проекты у Лебедева было показателем статуса, вспоминает Илья Мерензон, основатель журнала Russia! Magazine, дизайн которого в 2005 году разрабатывала команда Лебедева.
— В тот момент лучшим пиаром было размещение проекта в разделе «Портфолио» на сайте Студии. То, что делал Лебедев, было классно и очень важно: это помогло нам получить первые рекламные контракты, — говорит Мерензон.
Работа Студии строилась по западным стандартам. Над каждым проектом трудилась отдельная команда, а презентации для клиентов поражали детальностью подготовки, вспоминает Мерензон. Студия и сейчас работает как бизнес-машина, уверяет Елена Васильева, бывший коммерческий директор компании-регистратора доменных имен Ru-Center, которая в 2014 году заказывала у Лебедева фирменный стиль доменов в зоне .москва. Результат так понравился, что Ru-Center купил сразу два макета: русско- и англоязычный.
(ALG) в 2000 году
— Студия присутствует в жизни заказчика ровно столько, сколько нужно. Документы, доски для решения вопросов, встречи – минимум затрат по времени, максимум проникновения в задачи, идеальная организация, идеальный документооборот, — перечисляет Васильева. Стоимость заказов она не раскрывает, ссылаясь на NDA (договор о неразглашении — Inc.).
Сегодня «Студия Лебедева» работает во всех сферах, где так или иначе требуется дизайн: шрифты, книги, навигационные знаки, городская среда, промышленные объекты и даже пищевая упаковка. Для подмосковной кондитерской фабрики «Озерский сувенир» студия в 2008 году создала фирменный стиль, сайт и обертку для конфет «Ореховичи» и «Фруктовичи». С новым дизайном фабрика быстро вошла в столичную розницу, хотя до этого пробиться на полки московских магазинов не могла.
В прошлом году «Студия Лебедева» разработала логотип, фирменный стиль и сайт для крем-меда «Демилье» от «Фабрики Медолюбов». Продукт появился в продаже в феврале 2017-го. По словам руководителя отдела продаж ООО «Демилье» Сергея Бородкина, с задачей Студия справилась «на все сто» — дизайн упаковки привлекает внимание любого, даже незаинтересованного человека.
— Лебедев — шоумен настолько, насколько это нужно для бизнеса. Профессионал и хороший организатор, – говорит совладелец крупной дизайнерской компании, пожелавший сохранить анонимность. — «Студия Лебедева» — фабрика, с администрированием и дисциплиной. Насколько я знаю, Лебедев не ездит на встречи с заказчиками, — приезжают к нему. С клиентами не церемонятся: тем, кто не нравится, указывают на дверь. Стиль рискованный, но у него это срабатывает: подтверждает «крутизну».
Заказчики Студии, не называя конкретных цифр, признают: расценки существенно выше рынка. Это надбавка не только за статус, но и за гарантию качества, считает генеральный директор издательств Byblos и Pretext Дмитрий Пасечник, с 2006 года оформляющий почти все обложки книг в «Студии Лебедева».
— С фрилансерами дешево, но много мучений. Неизвестно, что вам товарищ частный дизайнер выдаст. Здесь ты получаешь определенную гарантию, — говорит Пасечник.
Но есть и клиенты, считающие, что гарантий на самом деле нет. Евгений Чичваркин в 2010 году за 120 тыс. евро заказал Лебедеву создать интернет-магазин для своего лондонского стартапа по продаже вин Hedonism Wines. В феврале 2012 Студия разработала для этого проекта логотип и брендбук, которыми бизнесмен доволен и использует их до сих пор. Но разработка сайта затянулась: она продлилась более года и онлайн-версия не успела к открытию оффлайн-магазина в 2012 году. Менеджеры Студии, по словам бизнесмена, не отвечали на письма и звонки, и Чичваркин отказался принять выполненную с опозданием работу. Он хотел вернуть хотя бы часть аванса, но договориться не удалось.
— Прежде мы прекрасно сотрудничали, общались, и бдительность моя уснула: я должным образом не посмотрел договор. Считал, что в России принято верить на слово, — рассказал Чичваркин в разговоре с Inc.
В итоге он заказал сайт вместе с мобильным приложением британской студии Click Here Media вчетверо дешевле, за 29 тыс. фунтов. Хотя Артемий Лебедев во время дебатов с Алексеем Навальным в эфире «Дождя» говорил, что работа была выполнена и что Студия отработала деньги, конфликт положил конец и дружеским, и деловым отношениям предпринимателей.
— Их слоган «Долго. Дорого. О*****о». Только в нашем случае концепт был «х***о», а не «о*****о», — говорит Чичваркин.
Около дизайна
Помимо основного дизайнерского, у Артемия Лебедева есть другие бизнесы, прямо или косвенно связанные со Студией. Например, как подтвердили собеседники Inc., в Студии действует внутренняя биржа, где наименее интересные заказы продают на сторону. Это происходит так: клиенту направляется предварительное предложение с расценками и сроками работ (Студия берется за создание сайтов или шаблонов дизайна от определенной суммы и за определенный срок). Если клиента не устраивают входные параметры, он может сообщить бюджет, сроки и Студия выставит кейс на биржу. В пул подрядчиков входят компании, прошедшие конкурс и отобранные Лебедевым. «Среди крупных студий это распространенная практика: к нам тоже обращаются региональные студии, предлагая передавать им не интересные для нас заказы», — говорит сооснователь дизайн-бюро «Щука» Иван Величко.
Еще один дополнительный источник дохода Студии – Магазинус: онлайн и оффлайн-магазины собственных дизайнерских товаров и продуктов партнеров. Розничная сеть включает 5 собственных (3 в Москве, по одному в Санкт-Петербурге и Киеве) и 5 партнерских магазинов – в Петропавловске-Камчатском, Челябинске, Одессе, Харькове и Минске. Точки работают под разными названиями: «Лавка на Никитской», «Магазинус на ВДНХ» или вообще «Наноприлавок». Кроме того, в регионах товары продаются и в других магазинах. Партнерские магазины — по сути франшизная сеть, хотя и без формального лицензирования: Студия продает им товары оптом и со скидкой, предоставляет макеты торгового оборудования, материалы для обучения продавцов, шаблоны ценников и визиток, а взамен просит от партнеров «внимательного и ответственного
отношения к работе».
Кроме того, «Студия Лебедева» продает паттерны (образцы принтов для оформления интерьера или одежды) по 2999 руб. за штуку и шрифты, стоимость лицензии на которые начинается от 2999 руб. Юристы Студии отслеживают факты пиратского использования шрифтов. Так, в июне 2015 года они подали несколько исков к издательству «Эксмо» на 1,5 млн рублей за незаконное использование шрифта «Клементина» в оформлении книг Татьяны Устиновой. В феврале 2017 года стороны заключили мировое соглашение по книге Устиновой «Ковчег Марка», пояснили Inc. в юридическом отделе «Эксмо», и издательство заплатило Студии отступные в размере 30 тыс. рублей. По остальным книгам заключили лицензионное соглашение и выплатили Студии вознаграждение.
Доход приносит и торговля доменами, цены на которые доходят до сотен тысяч рублей. По легенде, домен vodka.ru, который Лебедев зарегистрировал в 1997 году, банк «Русский Стандарт» выкупил в 2006-м за $50 тыс.
Кроме того, у «Студии Лебедева» есть открывшаяся в 2009 году сеть «Кафетериус», куда входят 15 собственных и франшизных кофеен в России и одна в Латвии. Совладельцы московского «Кафетериуса» — бывшая сотрудница «Студии» Анастасия Мещерякова и Игорь Красилов, генеральный директор «Нефтегазимпекс» (компания поставляет оборудование «Лукойлу», «Газпрому» и «Газпромнефти»). По данным СПАРК, выручка ООО «Кафетериус» за 2015 год составила 33 млн рублей. При сети кафе также есть фабрика-кухня, которая доставляет еду в московские офисы, и школа бариста, обучение в которой стоит 40 тыс. рублей.
Занятие ресторанным бизнесом привело в 2010 году к скандалу между дизайнером и издательским домом «Афиша», после того как ресторанный обозреватель Евгения Куйда оставила разгромную рецензию на «Большое кафе» Лебедева в Банковском переулке в Москве. В рецензии (ее убрали с сайта «Афиши») она назвала работниц кафе «толстыми тетками», а ресторан - «столовой для заключенных». В ответ Лебедев разорвал отношения с ИД, отказавшись от их заказов (до этого Студия участвовала в ежегодном фестивале «Пикник Афиши», а иллюстрации от дизайнеров неоднократно печатались в журнале «Афиша»). Кафе проработало еще шесть лет и закрылось 5 августа 2016 года. О причинах Лебедев умалчивает, но накануне закрытия написал в ЖЖ: «Мы прошли через огонь, воду, медные трубы и Куйду. Настало время двигаться дальше».
Деньги Лебедеву приносит и блог — третий по популярности в кириллическом сегменте LiveJournal. Tema.livejournal.com ежедневно читают 16 тыс. пользователей, больше только у блогеров Варламова (25 тыс.) и Нефедова (18 тыс.). Стоимость рекламных постов в его ЖЖ доходит до 300 тыс. рублей, говорит сооснователь компании «Авторские медиа» Екатерина Патюлина. Это чуть меньше, чем у Ильи Варламова, чья ежемесячная аудитория блога доходит до 1,5 млн человек, а рекламный пост стоит от 350 до 410 тыс. рублей), но больше, чем у большинства топ-блогеров, чьи расценки — 150 тыс. рублей и ниже.
Кроме того, Лебедев продает спонсорство своих путешествий (дизайнер утверждает, что стал первым россиянином, побывавшим во всех странах мира и более чем в 280 городах России) и делает партнерские проекты — например, с поисковиком авиабилетов Aviasales, который в марте 2015 года запустил мобильное приложение «Тревел – Артемий Лебедев и его путевые заметки» (основатель Aviasales Константин Калинов отказался от комментариев).
Вероятно, миллиардер
«Студия Артемия Лебедева» научилась нравиться властным структурам, чем вызвала интерес Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального: он утверждает, что часть госконтрактов Студия получила непрозрачным путем, а значит, может быть замешана в коррупции. Лебедев на дебатах с Навальным в эфире «Дождя» обвинения отверг.
Госконтракты без тендеров
В январе этого года Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального подсчитал, что из 27 госконтрактов, заключенных с 2013 года на общую сумму более 140 млн рублей, более половины Студия получила непрозрачным путем. Часть конкурсов не объявлялась официально (например, на разработку логотипа городов Сатка, Ижевск или Ярославль), часть контрактов отсутствует в реестре на сайте госзакупок (например, контракты на разработку фирменного стиля Парка Горького или на оформление плоскостных парковок в Москве).
— Я не говорю, что все они коррупционные, но по ним нет никаких реальных данных, — заявил Навальный в эфире «Дождя».
Особенно горячий спор вызвал контракт на дизайн напольной навигации в московском метро на сумму 117 млн рублей зимой 2013-14 года – на сайте госзакупок он официально проходит как несостоявшийся (заявки обоих участников не были допущены до участия). Но студия, тем не менее, выполнила работу. Это дало Фонду борьбы с коррупцией повод предположить, что договор заключался в обход процедуры госзакупок.
Однако Лебедев ответил, что заключил контракт с частным подрядчиком, а потому не обязан отчитываться. По словам дизайнера, за два года студия проиграла тендеры на общую сумму более 408 млн рублей, в том числе тендер на разработку мобильных приложений для аэропорта Шереметьево, графического дизайна для «Роснефти», ребрендинга концерна «Алмаз-Антей» и т.д. То есть не имеет привилегий при госзакупках.
Один из первых госзаказов Студии — разработка фирменного стиля Парка Горького в 2012 году. Тогдашняя дирекция парка сама обратилась к Студии — сыграла на руку известность Лебедева.
— Почему мы обратились именно к Лебедеву? Потому что он был толковый и креативный парень. На тот момент, 5 лет назад, мы других-то дизайнеров в Москве и не знали, — рассказал Inc. бывший руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков (цену контракта он не вспомнил, но уверил, что все происходило в правовом поле).
Впоследствии Лебедев неоднократно сотрудничал с правительством Москвы, для которого Студия разработала дизайн схемы линий Московского метро, неофициальный логотип города, оформила ряд станций и поездов метрополитена, а также придумала плакаты в честь Года культуры в России-2014. Часть из этих проектов Артемий разработал и «внедрял» в правительство по собственной инициативе, вспоминает Алла Семенышева, советник Капкова в департаменте культуры Москвы в 2011–13 гг.
— Многие вещи Лебедев делает не потому, что у него есть заказчик, а потому что он считает это важным и нужным, — говорит Семенышева. – Помню, он принес в мэрию карту московского метро. Сергей Александрович [Капков] ему сказал, что мы не можем ее официально утвердить, это не в нашей компетенции. Лебедев пошел в Дептранс, а спустя некоторое время мы увидели эту схему в вагонах.
По словам источника Inc. в мэрии Москвы, Лебедев продолжает предлагать чиновникам проекты. В 2015 году Студия хотела сделать навигацию и арт-объекты в московских парках (контракт не заключили из-за высокой стоимости в несколько миллионов рублей), а сейчас представители Студии ведут переговоры о сотрудничестве со столичным департаментом культуры.
Лебедев неоднократно говорил, что некоторые работы, сделанные его Студией по госконтрактам (в том числе логотип московского метро), выполнены за 1 рубль. «Если кто-то покупает рекламу за миллионы, то я покупаю себе рекламу за рубль», — объяснил он в эфире телеканала «Дождь». Однако эта практика вышла боком. 27 февраля 2017 года Управление ФАС по Санкт-Петербургу постановило: городской Комитет по туризму нарушил закон, заключив без проведения открытых торгов договор на разработку туристического логотипа Петербурга с ООО «Студия Арт. Лебедева» по цене 1 рубль, и теперь власти города должны расторгнуть договор.
По результатам опроса Ассоциации брендинговых компаний России (АБКР), среди владельцев компаний из индустрии дизайна нашлось немало тех, кто готов был разработать логотип по такой цене, что подтверждает вывод о нарушении условий справедливой конкуренции, рассказала Inc. исполнительный директор АБКР Елена Радзионтковская.
Общая доля госзаказов, в том числе опосредованных, в бизнесе Лебедева в разные годы составляла не более 10–15%, оценивает бывший бизнес-партнер дизайнера Демьян Кудрявцев. По его словам, упреки в непрозрачности в адрес Лебедева несправедливы.
— Если какому-то подрядчику заказали делать большой проект для государства, а он какую-то часть этого проекта, например, дизайн, заказывает Лебедеву, это не является, с моей точки зрения, госзаказом, хотя это опосредованно работа на государство. Заказывает частная структура и она же принимает работу, — сказал Кудрявцев Inc.
При этом госзаказы нельзя считать лакомой частью бизнеса дизайн-студий, говорит сооснователь студии «Щука» Иван Величко. По его словам, некоторые заказы стоят дешево: например, цена контракта на разработку мобильного приложения для ВДНХ с навигацией в двух версиях для iOS и Android, который выполнил Лебедев, составляла всего 3,6 млн рублей. При этом участие в госконтрактах требует соблюдения сложной процедуры закупок, а также умения работать с чиновниками, говорит бывший исполнительный директор агентства Firma Андрей Савельев:
— Если вы работаете с государством, то это почти самые невыгодные условия на рынке. Если меня попросят выбрать между госзакупками на 10 млн рублей или взять 10 коммерческих клиентов по 1 млн рублей, я выберу второе. Надо понимать, что в госструктурах сидят не бренд-менеджеры, с которыми мы привыкли общаться, а чиновники, — и c этими чиновниками сложно договориться.
Какие компании входят в бизнес-империю Лебедева
По данным СПАРК за 2015 год, дизайнер числится совладельцем или гендиректором более 10 действующих предприятий, еще несколькими компаниями владеют его партнеры — программист Константин Моршнев и управляющий директор Денис Шохин.
Выручка компаний, входящих в структуру Студии Артемия Лебедева
Стоимость заказов «Студии Лебедева» оценить сложно. Согласно данным по госконтрактам, Студия разрабатывает логотипы городов по цене 350-400 тыс. рублей, — впрочем, отдельные заказы, например, логотип Сатки, сделала всего за несколько десятков тысяч рублей. Выполнение работ по сопровождению сайта аэропорта «Пулково» собеседники Inc. оценивают в 1,2 млн рублей. Однако стоимость госконтрактов часто бывает завышена или занижена по сравнению с рынком. Расценки на частные заказы в «Студии Артемия Лебедева» обычно в 3-4 раза выше, чем у студии, которая не входит в топ-10 лучших в России, соглашаются собеседники Inc.
— О деньгах говорить сложно, потому что нет «среднего» рынка: если сравнивать с ростовским фрилансером, услуги «Студии Лебедева», может быть, и в 1000 раз дороже. Все зависит от конкретных задач и запросов клиента, — объясняет Андрей Савельев из Firma. — Наша работа оплачивается по часам, и разработка логотипа в часах дизайнера, который ее рисует по готовой идее, достаточно низкая, зато стоимость оригинального проекта может обойтись в огромную сумму.
По данным исследования «Стоимость брендинговых услуг» АБКР, разработка концептуального дизайна упаковки, включая доработку, в среднем стоила в 2016 году 788 тыс. рублей, а структурный дизайн – разработка формы упаковки – около 490 тыс. рублей. Адаптация дизайна для различных форматов стоит около 60 тыс. рублей, для другой линейки — 260 тыс. рублей. Таким образом, общая стоимость дизайна, заказанного в крупной студии, составляет от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.
Если речь не идет о госзаказах, «Студия Лебедева» вряд ли берется за проекты ниже определенной суммы — например, за сайты, чья стоимость разработки ниже 3 млн рублей, считает Иван Величко из «Щуки»:
— Поскольку компания большая, им просто чтобы включить всю эту махину, нужно изначально иметь бюджет такой, чтобы он ее интересовал. Студия крупная, поэтому ей важна крупная добыча, это нормально.
Несмотря на громкое имя и коммерческий успех, Студия больше не задает стандарты на рынке дизайна, а Лебедева в профессиональной среде принято ругать и упрекать в плагиате, – для этого даже есть блог (вероятно, не один). Правда, признала плагиат Студия лишь единожды: в январе 2014 года обнаружилось, что разработанный за $20,000 логотип для рабочего пространства для бизнеса Workplace копирует фирменный стиль нью-йоркского кафе Moomah. Лебедев признал ошибку и немедленно уволил дизайнера.
нью-йорского кафе Moomah
Справа: дизайн рабочего пространства для бизнеса Workplace (студия Лебедева)
В большинстве случаев обвинения беспочвенны: например, использование красной звезды в логотипе Москвы или похожесть элементов айдентики Парка Горького на фирменный стиль нью-йоркских парков нельзя считать плагиатом, говорит дизайнер Андрей Логвин:
— Таких совпадений миллион, потому что работа очень сильно задает решение. Есть вещи очевидные, и естественно, что они приходят в голову людям из одной и той же сферы.
Что думают новые студии дизайна о Лебедеве
арт-директор и совладелец дизайн-бюро «Щука»
Мы очень уважаем «Студию Лебедева»: они всегда делают вещи, которые маленьким студиям сделать просто не под силу. По большому счету, некоторые инновации возможны только в больших конторах. То, что они озаботились промышленным дизайном, потом открыли кафе, теперь делают государственные проекты, — это выдающийся результат.
основатель студии The Bakery
С точки зрения дизайна работы Лебедева выглядят лет на 5-10 устаревшими. У них была очень сильная команда лет 10 назад, тогда и был золотой век Студии. Они и сейчас периодически делают успешные вещи, но это скорее единичные случаи. В основном же их работа неинтересная и посредственная. Отсутствие вкуса у крупного заказчика диктует свои правила, и по ним надо играть, — это проблема всех больших отечественных агентств. Сомнительно, что «Студия Лебедева» в погоне за качеством готова нести финансовые потери, — у них слишком большая ответственность перед штатом сотрудников.
бывший исполнительный директор агентства Firma
Тема — это бренд. Тема молодец. Лебедев такой дизайнер всея Руси: он первый, и в свое время это имело большой хайп. Сейчас, когда появилось много маленьких крутых студий, к «Студии Лебедева» обращаются не столько из-за моды, сколько потому, что это гарантированный результат. Если бы я был бренд-менеджером и выбирал подрядчика, то я бы мог выбрать Студию именно по такому принципу.
Артемию Лебедеву удалось построить настоящий средний бизнес, начинавшийся на коленке на диване квартиры. Сегодня Студию сложно скинуть с рыночного пьедестала: во-первых, благодаря тому, что Лебедев был первым в стране, кто занялся веб-дизайном и создал успешный бренд, считает Антон Носик; во-вторых, благодаря возведенному в культ профессионализму, добавляет Николай Данилов. По мнению Ильи Мерензона, даже если сейчас Студия угасает на фоне новых модных дизайн-бюро, статус «примадонны российского дизайна» еще долго будет приносить Лебедеву дивиденды.