Развлекательный и антистрессовый тренажер фиджет-спиннер (Fidget Spinner) всемирно популярен и приносит большие деньги. Forbes назвал его «обязательной офисной игрушкой 2017 года», а Wired — новым кубиком Рубика и тамагочи. Мобильные приложения, имитирующие спиннер, неизменно в топах по количеству загрузок. Вот как все начиналось и кто на этом зарабатывает.
Это маленький пропеллер — подшипник и несколько лопастей, — который держат двумя пальцами и раскручивают.
Игрушка может быть разного цвета и размера, из металла, пластика, бумаги — и стоить от одного до сотен долларов.
Считается, что спиннеры помогают сконцентрироваться и полезны для людей с аутизмом, тревожными расстройствами и рядом других заболеваний.
Фактическую долю спиннеров в многомиллиардном рынке индустрии игрушек оценить трудно. Большинство поставщиков — маленькие частные производители.
Среди тех, кто зарабатывает на популярной игрушке, — стартап MD Engineering из штата Вашингтон. Он производит и продает Torqbar — спиннеры премиум-класса из латуни, титана и нержавеющей стали, в медном, золотом или сером цвете.
Соучредитель стартапа Скотт Маккоскери утверждает, что разработал эту игрушку в 2015 году, — он понял, что коллег раздражает его манера щелкать ручкой на совещаниях. Вдохновленный карманными металлическими инструментами Питера Этвуда, Маккоскери придумал устройство, которое «не займет много места, но займет руки»: прикрепил подшипник в центре небольшой металлической пластины, чтобы она долго вращалась.
В сентябре 2015 года Маккоскери продавал свои спиннеры в группах на Facebook. Спрос его поразил, и он запустил на платформе GoFundMe кампанию по сбору средств на более мощное оборудование, чтобы нарастить производство. Но из нужных $15 тысяч собрал лишь $4 тысячи.
Тогда Маккоскери убедил системного инженера Пола Дехерреру (ныне он генеральный директор стартапа) заняться в компании продажами, маркетингом и PR — и популярность Torqbar выросла. «Меня самого угнетает деловая сторона проекта. Я просто хочу вернуться к инновациям», — говорит Маккоскери.
В декабре 2016 года продукт MD Engineering удостоился большой статьи в онлайн-версии журнала Forbes, где его окрестили «iPhone в мире настольных игрушек». В публикации сказано, что на eBay Torqbar уходит за $400 — вдвое выше розничной цены (обычные спиннеры редко стоят дороже $5-10).
«Менее чем за год мы добились выручки более чем в миллион долларов», — говорит Дехеррера. Сейчас компания торгует спиннерами на своем веб-сайте. Дешевая версия Torqbar недавно стала самой продаваемой игрушкой на Amazon.
8 284 продавцов предлагают спиннеры на Amazon
3 300 поставщиков спиннеров зарегистрировано на eBay и Alibaba
200 млн спиннеров поступило в продажу
На буме спиннеров заработали Купер Вайс и Аллан Маман — подростки из Армонка, штат Нью-Йорк. На создание собственного устройства их вдохновил Fidget Cube от Antsy Labs — его кампания на Kickstarter в августе 2016 года приобрела вирусную популярность. Меньше чем за день собрали целевые $15 тысяч, а к концу кампании — $6,4 млн. Отправка спиннера заказчикам была назначена на октябрь, неоднократно отодвигалась и наконец состоялась в январе 2017 года.
17-летний Маман устал ждать посылку от Antsy Labs и напечатал два спиннера на школьном 3D-принтере. Получилось неплохо, и Маман с одноклассником и другом Вайсом выпустили спиннеры под собственной маркой Fidget 360.
На первых порах друзья пользовались школьным принтером и продавали спиннеры другим ученикам, но это не нравилось руководству школы. Маман с Вайсом на первые заработки купили 3D-принтер и стали продавать спиннеры в интернете.
В октябре 2016 года друзья завели для Fidget 360 аккаунт в Instagram. Потратив $15 на продвижение, они за несколько дней выручили около $2 тысяч. Сейчас у Вайса и Мамана более 160 тысяч подписчиков в Instagram, пять сотрудников и собственное производство в Нью-Йорке.
«Мы первыми запустили массовое производство спиннеров и рекламу через соцсети», — утверждает Маман.
Спиннеры в России
Весной 2017 года два друга — Евгений Бычков и Александр Прощалыгин — запустили в Орле производство фиджет-спиннеров под маркой Zero Gravity. Для этого они переоборудовали под мастерскую одноэтажный частный дом и купили станки. Zero Gravity производит 5 моделей спиннеров (оптовая цена 160-200 рублей) и уже реализовали более 3 тысяч игрушек. Средняя розничная цена — 500 рублей.
Вайс и Маман надеются на рост продаж в начале учебного года и, возможно, на Рождество. Но, по их наблюдениям, повальный интерес к спиннерам угасает. «Еще в феврале мы зарабатывали $5-6 тысяч в день, а сейчас не более $1-2 тысяч», — говорит Маман.
Джон Кенигсекер из Euromonitor International согласен, что ажиотаж вокруг спиннеров спадает. «Я думаю, это увлечение продержится еще от года до полутора, достигнув пика в сезон зимних праздников 2017 года, — говорит он. — Ради доли на рынке производители снизят цены».
Пол Дехеррера из MD Engineering настроен более оптимистично. «Йо-йо и хула-хуп казались сиюминутным увлечением, — говорит он. — Но и сегодня в Walmart можно найти йо-йо. Мы хотим, чтобы с нашими спиннерами было так же».