Журнал
О проекте
О проекте
Inc. — журнал-икона американских предпринимателей.
Уже 37 лет он рассказывает, как запускать бизнес с нуля.
С 2016 года мы делаем это в России.
Связаться с нами лучше всего по электронной почте
Редакция
editorial@incrussia.ru
Рекламный отдел
ad@incrussia.ru
Адрес редакции
109263, город Москва, улица Шкулева, дом 9, корпус 1, офис II Вакансии
Взлететь

«Гарантия Знаний»: Как 22-летний Артём Квасов развивает центры детского STEM-образования (с первоначальными вложениями 30 000 рублей)

«Гарантия Знаний»: Как 22-летний Артём Квасов развивает центры детского STEM-образования (с первоначальными вложениями 30 000 рублей)
Артем Квасов / Фото: Глеб Леонов/Inc
В центре «Гарантия Знаний» детей 5–17 лет обучают робототехнике, программированию и основам предпринимательства, а также подтягивают по школьным предметам. Первый центр Артём Квасов открыл три года назад в Ярославле, когда был студентом. Сейчас компания работает также в Москве, Туле и Симферополе — всего 20 подразделений.

В 19 лет Артём учился в НИЯУ МИФИ и подрабатывал репетитором по математике для школьников. Тогда к нему и пришла идея открыть образовательный центр, где детей учили бы инженерии и робототехнике. STEM-образование (Science, Technology, Engineering, Mathematics) в Ярославле было неразвито: курсы для школьников ограничивались уроками иностранных языков и подготовкой к госэкзаменам.

Квасов придумал бренд «Курсок» и разработал образовательные программы, которые планировал продавать в интернете. Проект был презентован на форуме «Селигер», и эксперты рекомендовали сменить название и развиваться офлайн. Так летом 2013 года в Ярославле появился центр «Гарантия Знаний» со стартовым капиталом 30 000 рублей. Треть ушла на аренду помещения, остальное — на рекламу и расходные материалы.

— Сперва я пошел по пути наименьшего сопротивления: хотел организовывать кружки в школах. Обзвонил все, что есть в Ярославле, и только одна согласилась нас принять, — вспоминает Артем.

Почти сразу из школы пришлось съехать: преподавателей центра отчитывали за каждую мелочь — даже за то, что ножницы на столе лежали «не той стороной». Тогда Квасов арендовал помещение в центре города. Оно обошлось в 10 000 рублей за полтора месяца.

В 2015 году Квасов открыл первый филиал «Гарантия Знаний» в Москве, а в 2016 году — сразу 16 новых учреждений: пять в Ярославле и 11 — в столице. Кроме того, в тестовом режиме работают еще два центра — в Туле и Симферополе.

Всего центр «Гарантия Знаний» посещают 900 детей, большинству из них — от 8 до 12 лет. Средняя продолжительность обучения на одном курсе — 8 месяцев.

Фото: Глеб Леонов/Inc

Продвижение

Первый учебный центр рекламировали с помощью объявлений в общественном транспорте:

— Зря: 10 000 рублей вылетели в трубу. Тогда мне казалось, что реклама в салонах автобусов — хорошая штука. Я расклеил там стикеры, но они не сработали.

Тогда Артем перешел на контекстную рекламу (она работает) и одновременно нашел лучший способ продвижения: лично ходил по школам на уроки и родительские собрания, где рассказывал об образовательных услугах и приглашал детей на бесплатные мастер-классы. Со временем заработало и сарафанное радио: новые ученики приходят по рекомендациям родителей тех детей, которые уже занимаются в центре «Гарантия Знаний».

Участие в стартап-конкурсах — еще один канал продвижения. В конце 2016 года проект получил звание «Социальный бизнес года» на конкурсе «Молодой предприниматель России».

— Тогда обо мне вышло много новостей, в день объявления результатов посещаемость сайта увеличилась в 4–5 раз, — делится Квасов. — Также на конкурсах можно получить профессиональное мнение и выслушать независимый взгляд со стороны.

В VII конкурсе «Молодой предприниматель России» участвовали около 2 000 бизнесменов из 54 регионов. На заочном региональном этапе участники рассказывали о своем бизнесе. Во второй тур, проводимый в Москве, в номинации «Социальный бизнес» прошли 50 человек. Они презентовали проекты потенциальным инвесторам и отвечали на их вопросы. Квасов выступал в числе последних — и победил.

Сотрудники

Артём старается брать в число учителей выпускников вузов, прежде всего МИФИ, МГТУ, МГУ, МФТИ и ЯрГУ. Средний возраст сотрудников — 25 лет: Квасов считает, что молодым людям легче находить подход к детям, чем опытным педагогам. Штат состоит из преподавателей, администраторов и маркетолога — всего около 40 человек.

Сотрудников ищут в соцсетях и через объявления, которые размещают в вузах. По словам предпринимателя, привлечь человека из престижного университета непросто, особенно в Москве: большинство молодых специалистов стараются найти работу в крупных организациях.

— У нас два тура отбора. Вначале кандидат проходит онлайн-тест, определяющий уровень знаний, а затем — очное собеседование. На нем кандидату предлагают тему, относящуюся к его предмету, и ему необходимо сымпровизировать и провести фрагмент урока на 5–7 минут. В этот момент остальные кандидаты играют «хороших» учеников, а менеджер, который проводит собеседование, исполняет роль «плохого» ученика, пытается сорвать урок. Важно, чтобы преподаватель не только обладал знаниями, но и умел находить подход к разным детям.

Квасов признается, что некоторых сотрудников смущает юный возраст работодателя, однако со временем они привыкают. Почти все первые педагоги продолжают трудиться в центре «Гарантия Знаний» и сегодня.

Фото: Глеб Леонов/Inc

Как устроены курсы

В центре «Гарантия Знаний», помимо инженерных кружков, учат иностранным языкам, готовят к ЕГЭ и ОГЭ. Однако самыми популярными курсами, как и в самом начале, остаются робототехника и программирование. Через полтора года, по мнению Артёма, возрастет спрос на химию и предпринимательство. Последняя дисциплина — новая, пока ее преподают только в двух центрах в Москве и в одном — в Ярославле.

— На этом курсе мы даем теоретическую базу и работаем над конкретными бизнес-проектами. Дети сами ищут идею — проблему, с решением которой они могут помочь потенциальным клиентам. Впоследствии ученики разрабатывают эту идею, проводят исследования рынка, составляют мини-проект и пытаются его реализовать.

Так, недавно одна группа создала мобильное приложение для водителей, которое ищет АЗС с выгодными ценами. Оно предлагает заправки с лучшими предложениями в зависимости от оставшегося объема топлива в баке. Приложение ребята выложили в Google Play, установили цену 30 рублей и набрали 100 пользователей.

Программа обучения робототехнике начинается с азов электроники и физики. Затем дети выбирают направление, в котором хотят развиваться, например «Управляемые машины». В конце сдают проект: робот-манипулятор или другое устройство.

— То есть сначала мы объясняем, как работают структурные элементы, а затем просим применить знания на практике. В ходе проектной деятельности дети гораздо лучше усваивают полезную информацию, — говорит Артём. — Эта система выработана опытным путем. Первые полгода мы смотрели, что больше нравится ученикам, и в зависимости от результатов корректировали подход.

Артем Квасов

Фото: Глеб Леонов/Inc

Деньги и будущее

Проект начал приносить стабильный доход спустя год: до этого Артём вкладывал в развитие бизнеса всё, что удавалось заработать. Сейчас один учебный центр приносит от 50 000 до 250 000 рублей чистой прибыли в зависимости от локации и времени года.

Впрочем, сезон у центра «Гарантия Знаний» — почти всегда: от летнего оттока учеников избавились за счет открытия дневных лагерей науки, которые работают в теплое время года с 6 до 17 часов.

— Перед каждой сменой нужно получать разрешение СЭС и образовательную лицензию. Других бюрократических вопросов нет, потому что лагеря не выездные, — рассказывает Квасов.

Спад посещаемости заметен только в новогодние каникулы.

Цены — выше средних по каждому городу на 200–300 рублей за каждый урок. Так, четыре занятия по робототехнике для учеников 1–4-х классов обойдутся в сумму 4 000–4 500 рублей в Москве и 2 300–2 700 — в Ярославле.

— Родители, бывает, сначала высказывают недовольство. Но потом видят, какой уровень образования мы даем их детям, и приходят к мнению, что мы не зря берем дороже, — комментирует Артём. 

Аренда — главная статья расходов центра «Гарантия Знаний». В то же время эти затраты того стоят: чем лучше локация, тем больше учеников. Выбирают помещения площадью от 70 м², с 2–3 кабинетами и ресепшеном.

Оборудование закупают сами: парты, стулья, ноутбуки и магнитно-маркерные доски. Расходные материалы — наборы-конструкторы по робототехнике (часть из них делают самостоятельно на лазере или на 3D-принтере) и реактивы для химических экспериментов.

В среднем на открытие одного учебного центра уходит 100 тысяч рублей в Москве и 70 тысяч рублей — в Ярославле.

Открывать новые филиалы Артём пока не планирует:

— У всех центров нашей сети есть стабильная прибыль, и ее можно увеличить. В ближайшие полтора года буду заниматься этим. Первым делом открою больше детских лагерей в Москве — их будет пять вместо двух, как сейчас. А еще запущу масштабную рекламную кампанию во всех городах.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.

Поделиться
Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России