Журнал
О проекте
О проекте
Inc. — журнал-икона американских предпринимателей.
Уже 37 лет он рассказывает, как запускать бизнес с нуля.
С 2016 года мы делаем это в России.
Связаться с нами лучше всего по электронной почте
Редакция
editorial@incrussia.ru
Рекламный отдел
ad@incrussia.ru
Адрес редакции
109263, город Москва, улица Шкулева, дом 9, корпус 1, офис II Вакансии
Взлететь

SHʼU: как работник автозавода придумал бренд андеграундной одежды (и теперь живет между Питером и Гуанчжоу)

SHʼU: как работник автозавода придумал бренд андеграундной одежды (и теперь живет между Питером и Гуанчжоу)
Фото: Альбина Шаймуратова/Inc.
Андрей Кравцов переехал из Екатеринбурга в Санкт-Петербург, чтобы заниматься музыкой. Но в итоге устроился рабочим на завод, купил швейную машинку и в свободное время придумывал идеальный плащ. Сегодня одежда его бренда SH’U продается в десятках магазинов от Москвы до Владивостока, а выручка компании перевалила за 50 миллионов рублей. Кравцов рассказал Inc., как получил первые заказы на модную одежду от заводчан, как построил успешную компанию без бизнес-плана и почему важно знать правило пяти минут в работе с китайскими фабриками.

От музыки — к швейной машинке

Андрей Кравцов мечтал стать рок-музыкантом. В 19 лет ради этой мечты он перебрался в одну из рок-столиц страны — Питер. Кравцов предполагал зарабатывать на жизнь музыкой, но в Питере его никто не знал. Надо было на что-то жить… Пришлось быстро менять планы. Андрей вспомнил знакомого из Екатеринбурга, который шил для друзей куртки, брюки и другую одежду.

— Я подумал, как здорово: можно ни от кого не зависеть, делать все самому, без сложностей в коллективе! — вспоминает Кравцов.

Он решил научиться шить. Купил самую маленькую швейную машинку — японскую Janome — и стал придумывать одежду. Чтобы научиться хорошо шить, понадобилось два с половиной года. Все это время Кравцов находил себе подработку, а впоследствии устроился на завод Hyundai — собирал автомобили. На заработанные деньги он покупал ткани и новое оборудование. Именно на заводе у начинающего дизайнера появились первые заказы: поначалу он шил брюки.

— Это гигантский завод с жесткой системой работы, все по звонку. Там я понял, что даже обычные работяги хотят выглядеть не так, как все, — от них я и получал заказы. Сначала их было немного, но эти клиенты — самые ценные, они первыми поверили в меня, — рассказывает Кравцов.

Все больше людей носили сшитую им одежду, и Андрей задумался, не уволиться ли с завода, чтобы всерьез заняться собственным делом. Однажды зимой он возвращался с ночной смены и размышлял, что было бы неплохо пошить к весне плащ —  яркий, непромокаемый, удобный. Кравцов принялся за работу, но его не покидала мысль о запуске своей марки одежды —  SHʼU («шью» — Inc.). Первого апреля 2012 года он продал первый собственноручно сшитый плащ.

Фото: Альбина Шаймуратова/Inc.

Сначала Кравцов делал все интуитивно, методом проб и ошибок. Например, он не знал, какие ткани лучше подходят для плащей.

— Я накупил непромокаемые ткани, но не мембранные, а с влагостойким покрытием, что, конечно, непрофессионально. Люди жаловались, что вещи не дышат. Но все равно поддерживали меня и покупали плащи, хотя они были не очень хорошие, — вспоминает Кравцов.

Он уволился с завода, получил выходное пособие и последнюю зарплату — 50 тысяч рублей. На эти деньги закупил ткани четырех цветов: желтого, черного, голубого, оранжевого, —  и за два месяца отшил партию непромокаемых «дышащих» плащей — более 100 штук. Кравцов продавал их по 3 тысячи рублей, материалы обходились в 250.  Еще 50 плащей пошила местная фабрика — дизайнер не успевал справляться с заказами. Продвижением Кравцов не занимался, клиенты находили его через сарафанное радио. Вскоре продукцией заинтересовались магазины. Дело пошло.

В Китай с 1000 долларов в кармане

Полгода спустя Кравцов с парой десятков плащей поехал в Москву, на известную handmade-ярмарку «Ламбада-маркет». Там и на нескольких других маркетах он выручил за свои плащи 70 тысяч рублей и на них разработал свою первую зимнюю куртку. Но главное, в столице он увидел новые возможности для своего бизнеса.

— Я понял, что выстраивание бизнеса из Петербурга должно идти через Москву, — там много денег, — говорит Кравцов.

SHʼU в цифрах

50 тысяч рублей
первые вложения в бизнес Андрея Кравцова

58 миллионов рублей
оборот компании в 2016 году

250 рублей
стоимость материалов на изготовление первого плаща

3 тысячи рублей
за такую цену был продан первый плащ

≈ 10 человек
количество сотрудников компании

плащ версии 2.0
сделан из нейлона, мембрана (5000/8000), с проклеенными швами и водонепроницаемыми молниями

Сыграло свою роль и музыкальное прошлое Андрея. На связь с ним вышел друг, Михаил Ендза из екатеринбургской группы «Обе две»: его вдохновила одежда SHʼU. Кравцов передал ему несколько плащей, и музыканты в них сфотографировались. Потом одежду бренда стали носить участники группы Sunsay, Евгений Федоров и другие артисты. 

— Это работает. Я никогда никого не просил выкладывать в соцсетях наши плащи и куртки, а просто дарил. Это честно, классно, и все этому искренне рады. SHʼU не вкладывает деньги в контекстную рекламу, — говорит Кравцов.

Бизнес рос, появлялись новые модели одежды и новые покупатели. Постепенно пришло и осознание одной из главных проблем российской швейной индустрии: на отечественных фабриках нет нужных тканей, либо они очень дорогие. Похожие трудности с фурнитурой — молниями и кнопками.

К тому же, заказов стало так много, что фабрика, с которой сотрудничал Кравцов, не успевала их выполнять. Часть работы пришлось передать другим производствам.

— Это ужасная волокита. Чтобы заниматься производством в России, кто-то должен прокачать эту область на государственном уровне, — негодует Кравцов. 

Фото: Альбина Шаймуратова/Inc.

Дизайнер решил отшивать одежду в Китае, в Гуанчжоу, — там сосредоточена текстильная промышленность. За два месяца до поездки в Поднебесную он нанял двух человек, которые должны были отвечать за логистику и бухгалтерию.

В сентябре 2014 года Кравцов вылетел из Петербурга в Китай. С собой у него было одно лекало плаща и 1000 долларов. «Уезжай отсюда! Здесь ты сгоришь, у тебя нет денег и ничего нет», — так его в Гуанчжоу встретила фиксер (связной между заказчиками и представителями фабрик). Но задумка все же удалась: дизайнер нашел нужную фабрику и заказал на ней партию плащей.

В Китае Кравцову пришлось освоить новое для него правило бизнеса — правило пяти минут.

— За пять минут надо понять адекватность человека. Я четко ставлю фиксеру задачу, он так же четко говорит с китайцами, и если в течение пяти минут понимания нет, ищем другую фабрику. Если понимание есть, мы делаем первый заказ, первый сэмпл. И когда они его приносят на следующий день, это поначалу шокирует, — делится дизайнер.

В России, по словам Кравцова, первый, «черновой вариант обычно приходится ждать долго. В Китае иначе: все процессы отлажены и все делается быстро.

— Можно, например, заказать уникальные молнии, и их изготовят дней за 10. Можно выбрать любой цвет ткани. Все сделают как пожелаешь. Там твои идеи могут быстро стать реальностью, в России — нет, — говорит создатель SHʼU.

Разместив первый заказ на китайской фабрике, Кравцов остался в Китае на следующие четыре месяца.

По соседству с Lacoste

В 2014 году Кравцов увеличил команду до девяти человек: один отвечает за глобальное развитие, остальные — продавцы и логисты. Часть из них занимается доставкой из Китая, другая — по России. У бренда шоу-румы в Москве и Петербурге.

Команда SHʼU участвует в трейд-шоу. Крупная европейская выставка в Берлине обошлась Кравцову в 5 тысяч евро. В двух огромных ангарах были представлены все мировые бренды. Напротив петербургских андеграундных плащей стояли Vans и Lacoste.

— Примерно 25 магазинов хотели бы с нами работать. Но коллекции для них нужно делать заранее, на год вперед. Мы к этому не готовы. Зато получили опыт и теперь понимаем, как выходить на европейский рынок, — говорит Кравцов.

Фото: Альбина Шаймуратова/Inc.

Впрочем, для российского рынка теперь тоже приходится шить на год вперед. Минувшей зимой команда SHʼU не успевала выполнять заказы на куртки. Накануне сезона пошили 4,5 тысячи штук, но всю партию раскупили в ноябре. Чтобы избежать подобных ошибок, коллекцию на зиму 17»-18» делают уже сейчас.

— Нам к июлю нужно сделать 10 тысяч зимних курток, спрос огромный. Причем мы в андеграунде, нашей одежды нет в торговых центрах, у нас всего два магазинчика и сайт! Это перспективный бизнес, — воодушевлен Кравцов.

SHʼU торгует не только в розницу, но и с оптовиками из Тюмени, Киева, Владивостока и других городов. Кроме плащей и зимних курток, продают джинсы, рюкзаки, обувь и футболки.

По словам Кравцова, в прибыль его бизнес вышел с продажи первого плаща, а объемы продаж с каждым годом удваиваются. В 2016 году оборот компании составил 58 миллионов рублей.

Выйти на европейские рынки SHʼU планирует не раньше чем через год. Для этого Кравцов намерен дополнительно нанять персонал и выстроить работу с западными компаниями.

— Это уже другой уровень. Нам нужно крепко стоять на ногах. Пока же мы развиваемся в России, потому что здесь нам все понятно. Но я хочу, чтобы SHʼU стал мировым брендом. Чтобы наши вещи носили в Нью-Йорке, Лондоне, Токио… На это может уйти вся жизнь, — размышляет Кравцов.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.

Поделиться
Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России