Получать этот документ хлопотно и дорого: госпошлина составляет от 65 тысяч рублей в год (столько стоит лицензия для розничной продажи алкоголя). Производители водки и вовсе выкладывают по 9,5 млн рублей каждую пятилетку. Всё можно провернуть через юридические компании, но они тоже просят денег. Эта инструкция — для тех, кто хочет разобраться с бюрократами самостоятельно: героически и по-мужски. Даже если вы женщина.
(Подумайте о пиве, сидре, медовухе и прочем: эти напитки можно продавать в розницу — в магазинах и барах — без лицензии)
Вам предстоит:
понять, какая именно алколицензия вам нужна
сделать всё, чтобы компания соответствовала лицензионным требованиям
подготовить и подать пакет документов
вынести проверку Росалкогольрегулирования
получить лицензию (и отметить это дело)
Чтобы производить, продавать оптом или в розницу пиво и пивные напитки, медовуху, сидр и пуаре, лицензия не нужна. Тот, кто хочет заняться другими напитками крепче 0,5%, должен получить алкогольную лицензию. Лицензии бывают нескольких видов, и все (вместе с прайсом) перечислены в статье 333.33 Налогового кодекса. Разбираемся, как получить самые популярные виды документа. Тщательно соблюдайте все условия и не бойтесь перестараться: при отказе в лицензии госпошлина не возвращается — будет обидно.
Сколько стоит. 65 000 рублей в год.
Срок действия. Бизнесмен вправе выбрать любой период, но не больше пяти лет. Разница только в размере госпошлины: за год — 65 тыс. рублей, за два — 130 тыс. и так далее. Если есть деньги, лучше оплатить сразу 325 тыс. — меньше возни с документами и больше времени на настоящую работу.
Правовая форма бизнеса. Для торговли только пивом и подобными напитками сгодится ИП, но если вы решили играть серьезно, то понадобится юридическое лицо: зарегистрируйте ООО до подачи заявления на лицензию.
Уставный капитал —это не сбор. Деньги принадлежат организации, и после получения справки из банка их сразу можно пустить в дело — например, купить оборудование или оплатить аренду помещения. Помните лишь о том, что стоимость чистых активов организации (всего имущества, включая запасы товара на складах) в конце каждого финансового года, начиная со второго, должна быть не меньше уставного капитала. Финансовый год заканчивается 31 декабря.Для продажи алкоголя в Москве уставный капитал должен быть не менее 1 млн, а в Московской области — не менее 500 000 рублей.
Помещение магазина. Подходят только стационарные помещения — палатки и вендинг-машины отпадают. Арендуете вы квадратные метры или владеете ими, государству без разницы: можно и так, и так. В городе площадь магазина должна быть более 50 кв.м, в сельской местности — более 25 кв.м.
Расположение магазина. Точка должна находиться вдалеке от образовательных учреждений, включая детсады. А также — от медицинских и спортивных организаций, домов культуры, остановок общественного транспорта, автозаправок, рынков, вокзалов, аэропортов и военных объектов. Расстояние считается «от двери до двери» и обычно должно составлять 100 метров (причём в Москве меряют не по прямой, а по тротуарам или пешеходным дорожкам), однако в каждом регионе «трезвый радиус» устанавливают местные власти.
Почти то же самое, что розничная лицензия (даже цена вопроса та же), однако этот документ дает право торговать алкоголем круглосуточно — при условии, что клиент пьет на месте продажи. Правила те же, что и для «магазинной» лицензии, кроме двух нюансов. Уставный капитал должен быть от 10 000 рублей. Это раз. Два — общепиту разрешено находится в домах культуры и возле них. Концертный зал, кино и театр тоже относятся к понятию «ДК».
Сколько стоит. Минимальный размер пошлины — 65 тыс. рублей за лицензию на производство, хранение и поставки вина для фермерских хозяйств, ИП-сельхозпроизводителей вина, а также для тех, кто делает вино с защищенным географическим наименованием.
Самая дорогая пошлина — 9,5 млн рублей — за лицензию на производство, хранение и поставки этилового спирта и всех видов алкоголя, кроме вина.
Разрешение на производство вина всех видов (включая столовые и крепленые) обойдется в 800 тыс. рублей.
Лицензия на производство позволяет также хранить и поставлять оптом то, что вы произвели.
Срок действия — 5 лет.
Правовая форма бизнеса. Зарегистрируйте ООО, потому что ИП не имеет права производить алкоголь, даже самый легкий. Впрочем, есть одно исключение — для ИП, зарегистрированных в качестве сельхозпроизводителей. Эти парни могут делать и продавать вино собственного изготовления, но не более 5 000 декалитров в год.
Уставный капитал. Для производства напитков, содержащих более 15% этилового спирта, — не менее 10 млн рублей, водки — 80 млн рублей, остальных видов напитков — 10 тыс. рублей. ИП-сельхозпроизводителям вина уставный капитал не нужен (как и любым другим индивидуальным предпринимателям).
Производственное помещение должно соответствовать санитарным нормам и пройти проверку Роспотребнадзора. А еще обязателен отапливаемый склад с вентиляцией.
Сколько стоит. Если вы хотите закупать продукцию у производителей и оптом продавать ее магазинам и ресторанам, за лицензию придется заплатить 800 тыс. рублей. Официальное название оптовой лицензии: лицензия на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Срок действия — 5 лет.
Правовая форма бизнеса — организация: зарегистрируйте ООО.
Уставный капитал — 10 млн рублей.
Помещение. Площадь от 100 кв. м с обязательным складом от 50 кв.м.
Документы
Список документов для нужного вида лицензии (кроме розничной) запросите в местном офисе Росалкогольрегулирования. Розничные лицензии в каждом субъекте РФ выдают разные государственные органы, в Москве — городской Департамент торговли и услуг. Туда же надо подавать пакет документов (можно по почте в письме с описью вложения или через сайт Госуслуги). Пакет немаленький. Для примера рассмотрим, что требует Департамент торговли и услуг города Москвы от тех, кто собирается открывать магазин и продавать там алкоголь:
Пакет документов для получения «розничной» алколицензии
1. Заявление на выдачу алкогольной лицензии (можно заполнить и скачать на Госуслугах).
2. Устав ООО (заверить у нотариуса).
3. Решение (протокол) о назначении гендиректора, тоже заверенное нотариально.
4. Копия свидетельства ОГРН.
5. Копия свидетельства ИНН.
6. Копия договора об аренде помещения или выписка из ЕГРН о праве собственности.
7. Технический паспорт помещения. Бюро технической инвентаризации выдает его собственникам помещений. Если вы арендуете помещение, то попросите технический паспорт у собственника.
8. Поэтажный план и экспликация (описание помещений) — их тоже надо заказать в БТИ.
9. Выписка из ЕГРЮЛ (запросите в налоговой).
10. Справка из банка о размере оплаченного уставного капитала (для общепита не надо).
11. Квитанция об уплате государственной пошлины.
12. Нотариально заверенная копия листа записи из налоговой (только если вносились изменения — например, менялся юр. адрес компании или виды деятельности).
13. Если у организации есть обособленные подразделения — договор аренды или выписка из ЕГРН о собственности для каждого подразделения. Обособленные подразделения — все не относящиеся к вашему юр. адресу помещения, в которых созданы рабочие места вашей компании (например, склад или второй магазин).
14. Карточка регистрации кассового аппарата в налоговой.
15. Бухгалтерский баланс (отчетность) последнего отчетного периода — за последний год и только для уже работающего общепита.
16. Коды статистики (только для общепита). Можно сохранить и распечатать здесь.
17. Заключение Государственной противопожарной службы МЧС (для общепита). Его получают в региональном управлении МЧС после проверки помещений на противопожарную безопасность.
Проверка Росалкогольрегулирования
Если оснований для отказа в выдаче лицензий нет, Росалкогольрегулирование проведет выездную проверку в вашем офисе, магазине или на производстве. О «мероприятии» вас уведомят не менее чем за 24 часа по e-mail, который вы указали в заявлении.
Выдача лицензии
После получения документов чиновники 30 дней думают, выдавать лицензию или отказать. Если документы требуют более тщательной проверки, процесс может затянуться на два месяца. Лицензии выдают на руки любому представителю компании-заявителя по удостоверению личности и документу, подтверждающему его полномочия.
Если в выдаче отказали, не отчаивайтесь. Росалкогольрегулирование обязательно укажет в документе причины отказа. Останется устранить недостатки и повторно обратиться за лицензией. Причем не нужно будет готовить весь пакет документов заново, достаточно заявления и документов, подтверждающих, что причины отказа устранены. Одно плохо: пошлину придется платить снова.
Готово! Запускайте бизнес, подключайтесь к ЕГАИС и поставьте себе напоминание, чтобы не пропустить важное. Процедуру получения лицензии придется пройти снова за 60 дней до окончания срока действия документа или — самый край — в течение 30 дней после. А пока можно выдохнуть и пить жить спокойно.