Хедхантер и руководитель консалтингового проекта «Антирабство» Алена Владимирская на примере конфликта в «Додо пицце» на своей странице в Facebook рассказала, в чем заключается проблема мотивационных схем российских стартапов.
Конфликт бывших сотрудников «Додо пиццы» с основателем компании Федором Овчинниковым по поводу продажи акций сторонним инвесторам для HR-специалиста говорит об одном — российские стартаперы копируют опционные модели у компаний из Кремниевой долины, не понимая экономики этой мотивации.
Алена Владимирская
хедхантер и руководитель консалтингового проекта «Антирабство»
«Банальная история о том, что в основе любой мотивации лежит экономика компании, почему-то не часто доходит до фаундера начальных стадий развития бизнеса. «Посмотрите, — радостно говорит он. — Долина мотивирует сотрудников акциями, долями, опционами. И они работают из-за этого долго и хорошо. Давайте и мы раздадим…»
В основе любой мотивации лежит экономика. Ни один приличный проект в Долине, где доля хоть что-то стоит не только в мозгу фаундера, но и в инвесторском мире, ни акции, ни долю, ни даже опцион так не раздает. Везде, как минимум, есть мораторий на срок продажи, стоимость и порядок продажи».
Стартапы в Кремниевой долине предпочитают раздавать своим сотрудникам акции, доли или опционы, потому что на некоторых этапах они обходятся компаниям дешевле, чем зарплата специалистам на уровне рынка. При этом компании нужно, чтобы ключевые сотрудники каждый день работали долго и вовлеченно.
Так, бывший главный HR в Google Ласно Бок понял, что молодым программистам нужны интересные проекты, дейтинг и комфорт. После этого компания построила на своей территории бесплатные рестораны, прачечные и начала организовывать вечеринки для сотрудников по пятницам. «В результате программист из конторы не уходит вообще. И не уходит самостоятельно. И переплачивать ему не надо», — рассказывает Владимирская. При этом в Google ежегодно избавляются от 20% работников, получивших самые плохие результаты работы.
При этом российские стартапы лишь повторяют форму. Например, один громкий стартап (который уже стал «нормальной по экономике компанией») начал каждую неделю проводить вечеринки национальной еды, проводить обязательные занятия английским, массаж и катание на пароходе по пятницам. Все это привело к конфликту с инвесторами и смене всего менеджмента стартапа.
Алена Владимирская
хедхантер и руководитель консалтингового проекта «Антирабство»
«В общем, фаундер современного российского стартапа ловится на то же самое, на что эти мотивационные пакеты ловят кандидатов, — на внешнюю сторону. Не копируя основное — вычисление до цента: как сделать так, чтобы у меня работали лучшие за минимальную стоимость.
В итоге. Беда с нашими мотивационными схемами стартапов. Это не схемы. Это каргокульт Долины. И пока фаундеры стартапов не включат голову, а в голове очень жесткую счетную машинку, так и будем мы изумленно смотреть на стартап-разборки в профильных СМИ».
Напомним, в августе бывший директор по продукту информационной системы «Додо пиццы» Андрей Мамон рассказал, что Федор Овчинников, основатель сети пиццерий, помешал ему и еще одному топ-менеджеру продать акции компании. Овчинников объяснил свои действия интересами компании и сотрудников.
В марте «Додо пицца» подала иск против Delivery Club: сеть пиццерий обвиняла сервис доставки еды в незаконном использовании брендового трафика.