Поправки в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещают иностранным юридическим и физическим лицам напрямую или косвенно владеть более 20% российских аудиовизуальных сервисов. Ограничения касаются тех площадок, аудитория которых в месяц превышает 100 тысяч зрителей в России. При этом они не распространяются на интернет-поисковики и сервисы, где аудиовизуальные произведения размещаются пользователями сети.
Онлайн-кинотеатры, чья аудитория более чем на 50% состоит из российских пользователей, также не подпадут под действие новых поправок.
Закон вступит в силу с 1 июля 2017 года. Согласно проекту, иностранное участие в аудиовизуальных сервисах с профессиональным контентом должно быть ограничено 20% к 1 июня 2017 года. Документ предусматривает создание и ведение Роскомнадзором реестра аудиовизуальных сервисов. Если Владелец в течение трех месяцев после включения в реестр обязан предоставить регулятору документы о соблюдении требований, иначе доступ к ресурсу будет ограничен.
Принятый законопроект также запрещает размещать рекламу политических партий и предвыборную агитацию.
Алексей Бырдин, генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео» и член Экспертного совета Фонда кино, рассказал Inc., что законопроект существенно трансформировался при участии Ассоциации. Так, появилась поправка о 50% российской аудитории сервисов, которая выводит площадки из-под ограничений иностранного владения.
«Российские онлайн-кинотеатры, хоть и выходят на рынок СНГ и других стран, в среднем имеют более половины аудитории в России. Другие ограничения и предписания, заложенные в закон, как, например, обязательство по возрастным маркировкам и соблюдению законодательства, не представляют проблемы, поскольку легальные сервисы были законопослушными и без этого», — сообщил Inc. Алексей Бырдин. По его словам, поправки позволят бороться с пиратскими сайтами, в частности, с учетом пунктов о ведении бизнеса через российское юрлицо и недопущении уголовнонаказуемых деяний.
«Глубинный замысел законотворчества — прямое подталкивание всех к более активной работе за границей», — прокомментировал законопроект на своей странице Facebook Дмитрий Навоша, генеральный директор издания Sports.ru. «Вот так и построим второй Израиль — мощную экспортно-ориентированную IT-индустрию: не могли по-хорошему (слишком упивались ростом российского рынка) — будет по-плохому»
Ранее Inc. рассказывал, что будет с рынком онлайн-кинотеатров после регулирования со стороны властей.