Короткий контент спасет онлайн-кинотеатры от «голода»
В связи с уходом с российского рынка «мейджорского» контента онлайн-кинотеатры опасаются оттока аудитории. Как привлекать новых пользователей в условиях надвигающегося «контентного голода»? Ответом на этот вопрос является рост интереса к короткому контенту — веб-сериалам и короткометражным фильмам.
Эксперт Антон Калинкин, владелец фестиваля короткометражного кино «Короче» и международного веб-смотра WEBFEST BERLIN, также создавший первый в стране веб-фестиваль REALIST и Ассоциацию производителей веб-контента, поделился пятью идеями дальнейшего развития короткого контента.
1. Премьера каждый день
В ближайшее время платформам и каналам грозит «контентный голод» в связи с уходом иностранных партнёров, зарубежного продукта и потребностью в экономии бюджетов на собственное производство. В ситуации, когда главная задача уже не столько в увеличении количества пользователей, сколько в удержании имеющейся аудитории, короткий контент становится решением этой проблемы. Он даёт возможность предлагать пользователю каждый день премьеру нового сериала, альманаха или короткометражного фильма, а при необходимости увеличения количества релизов в конкретной категории даёт возможность быстро и в любом объёме производить новые тайтлы любого жанра. В этом плане большие сериалы менее подвижны, длительный срок производства не даёт возможности быстро реагировать на события и тренды.
Если говорить о классических сериалах, то 50 часов контента — это примерно 60 серий, бюджет которых составит, по самым скромным подсчётам, более миллиарда рублей. Сроки производства — 2-2,5 года. Для сравнения: на такой же объём веб-сериального контента общие затраты не превысят 400 млн, а на производство понадобится от года до полутора лет.
2. UGС — норма жизни
Короткий формат может стать основой принципиально нового языка общения стриминговых сервисов со своей аудиторией. И в первую очередь благодаря тому, что веб-сериалы существуют на грани между профессиональным и пользовательским контентом. Влияние UGC на профессиональный контент быстро растёт. Мы видим примеры продукта, выросшего из пользовательского контента: «Батя», «Внутри Лапенко», «Непосредственно Каха» и другие. Именно такой контент за счёт своей массовости и универсальности имеет высокий потенциал доступа к максимально широкой аудитории.
3. Готовность к переменам
Новые реалии, безусловно, повлияют на планы и дальнейшее развитие российских онлайн-кинотеатров. Кто-то будет вынужден закрыться, кого-то ждёт поглощение. Вероятно, на рынке в итоге останутся два-три больших игрока и мелкие независимые компании, как это уже произошло практически на всём мировом рынке. Многие сейчас будут искать новые формы монетизации, в которых ставка на подписную модель не будет определяющей. Изменения ждут и инструменты продвижения, прежде всего, в связи с ситуацией с соцсетями. Гибкость и быстрая реакция на изменения — это то, что заложено в ДНК веб-сериалов.
4. Единый производственный хаб
Для масштабирования модели необходим единый производственный хаб, который мы создаём, как замыкающее звено нашей экосистемы. По сути, это большая студия, внутри которой продюсерский, производственный и образовательный блоки. Мы консолидируем накопленный опыт, маркетинговые и производственные практики с целью разработки единой методологии работы в коротком формате и передачи её нашим «резидентам». В рамках хаба они смогут пройти полный путь от разработки собственного проекта до полноценного пилота и его презентации потенциальным заказчикам. Помимо этого мы создаём платформу, объединяющую все питчинги и конкурсы, связанные с короткими формами, что значительно упростит процедуру подачи, ускорит обмен материалами и в целом «уберизирует» работу с «малыми креативными группами».
Все понимают, что начинающие авторы в первую очередь находятся в поиске финансирования, но отсутствие опыта с одной стороны и недоступность прямых контактов с заказчиком с другой не дают им быстро найти деньги на проект. Для них мы создаём необходимые стартовые условия и становимся партнёром, обеспечивающим юридическую, технологическую и административную поддержку, а для клиентов мы становимся гарантом качества финального продукта. В такой формуле мы уже сейчас готовы производить более 50 часов контента в год, порядка 70 тайтлов. При этом количество проектов на стадии «заявки» и требующих девелопмента может быть более 100, что позволит на следующий год увеличить объём производства в два раза.
5. Фестивали — точка притяжения
Самое сложное на рынке, где много небольших участников, — это коммуникация и построенная на конкуренции селекция. Нужно чётко понимать, что с чем и как сравнивать, какой уровень качества считается приемлемым. В этом смысле фестиваль — это идеальное решение. Продакшены сами заинтересованы в продвижении своих проектов на фестивальной арене, так как именно фестивальный показ зачастую становится точкой рождения проекта, его первого контакта со зрителем.
Наш фестиваль веб-сериалов REALIST объединяет более 1000 креативных групп по стране, на фестиваль короткометражного кино «Короче» мы получаем около 3000 заявок ежегодно. Мы в контакте с более чем 4000 независимых групп, заинтересованных в производстве короткого контента, а также обладаем большой базой студентов-креаторов по всей стране.