Журнал
О проекте
О проекте
Inc. — журнал-икона американских предпринимателей.
Уже 37 лет он рассказывает, как запускать бизнес с нуля.
С 2016 года мы делаем это в России.
Связаться с нами лучше всего по электронной почте
Редакция
editorial@incrussia.ru
Рекламный отдел
ad@incrussia.ru
Адрес редакции
109263, город Москва, улица Шкулева, дом 9, корпус 1, офис II Вакансии
Разобраться

8 уроков от стартапов, которые провалились (не спешите делить доли и проверяйте гипотезы)

8 уроков от стартапов, которые провалились (не спешите делить доли и проверяйте гипотезы)
Иллюстрация: gettyimages.com
Более половины стартапов закрываются в первые четыре года существования. Основатели винят в неудачах инвесторов, инвесторы — гендиректоров, гендиректора — рыночную ситуацию. Но из любой неудачи можно вынести полезные уроки. Шефали Йоджендра, участница двух провальных стартапов из Кремниевой долины, рассказала о своем неудачном опыте, чтобы другие его не повторяли. Если вы хотите, чтобы ваш стартап просуществовал дольше четырех лет, вот что вам нужно знать.
  1. Инвестировать в стартап собственные деньги — необходимо, но недостаточно для успеха.

    Личные инвестиции учредителей — важный показатель, но не менее важно время и внимание, которое они посвящают бизнесу. Если стартап не является приоритетом для учредителя, успех возможен, лишь если он выйдет из игры.

    К сожалению, это распространенная ситуация: новая компания не приносит доход и создателям стартапов приходится зарабатывать на жизнь. Что важнее — стартап или работа за деньги? От этого зависит успех — и провал.

  2. Тесные личные отношения между создателями стартапа — это риск.

    Стартап № 1 развалился из-за слишком тесных отношений основательницы с соучредителем, который выкачивал деньги из компании. Сотрудники говорили об этом, но она не слушала. Все кончилось плохо.

    Но есть и исключения. Вспоминается очень успешный британский бренд смузи, который создали друзья. Основатели обладали всеми необходимыми навыками, дополняли друг друга и не позволяли личным отношениям влиять на бизнес.

  3. Важно проверять свои гипотезы  — от этого зависит, выживет стартап или пойдет ко дну.

    Общие сведения о рынке — это хорошо. Но чтобы завоевать незанятый целевой рынок, стартапу необходимо определиться с целями и способами их достижения, обладать нужными навыками или знать, как их получить. Рынок (особенно технологический) меняется очень быстро, поэтому стартапам важно идти к поставленным целям не теряя времени.

    Если учредители не выработали единое мнение и не спешат изменить бизнес-модель, чтоб добиться успеха, стартап едва ли выживет. Так случилось со стартапом № 2.

  4. Многие учредители спешат разделить доли в компании и не составляют четкий график инвестирования.

    Соучредитель, получивший большую долю в капитале, выкачивал деньги из бюджета компании и не вложил в стартап № 1 ни цента. Второй учредитель — основной инвестор компании — получил меньшую долю.

    Каждый учредитель вносит вклад в развитие стартапа. Обнаружилось, что соучредитель не способен выполнить свои обязательства. В данном случае основной инвестор мог предложить четкий график инвестирования. Но это не было сделано.

  5. Стартап и его создатели должны подходить друг другу. Это не менее важно (а может, и важнее), чем соответствие продукта потребностям рынка.

    В стартапе № 2 учредитель с наибольшей долей в капитале не интересовался продуктом, зато был крайне заинтересован в высоких прибылях. По моим наблюдениям, создателю (или создателям) неудачных стартапов недоставало интереса к своему делу. Важно, чтобы одержимость идеями не мешала признать: какие-то из них попросту не работают.

    Одержимость нужно трансформировать в востребованный продукт, за который ваша целевая аудитория заплатит деньги.

  6. Важно правильно выбрать место.

    Сегодня интернет доступен практически везде, и это совсем недорого. Многие стартапы предпочитают работать удаленно — в целях экономии.

    Стартап № 1 потратился на аренду красивого опен-спейса, что не улучшило результаты работы.

    В стартапе № 2 ежедневные совещания и управление проектами онлайн помогли команде двигаться в одном направлении. Первая команда не имела доступа к подобным инструментам. Вдобавок слишком долго исправляли серьезные ошибки: когда один учредитель не считает стартап приоритетом, а другой недостаточно заинтересован в продукте, это сказывается на мотивации всей команды.

  7. Провал — всегда результат ошибок, очевидных постфактум.

    Когда стало понятно, как изменить продукт под запросы рынка, выяснилось, что один из учредителей бесполезен для стартапа № 1: хотя и подписался на работу, ничего не делает.

    Поэтому требовалось изменить также систему управления. Но из-за своих тесных взаимоотношений два соучредителя не хотели передавать управление компанией в другие руки. И стартап быстро сдулся.

  8. Вы сильнее, чем думаете.

    Историями о провалившихся стартапах за пределами Кремниевой долины никого не вдохновишь. Но ведь никто не умер! А пока живы, мы можем учиться на ошибках, — это самый важный урок, который я вынесла.

    Женщина, учредившая первый стартап, после панических атак, депрессии, потери сбережений и вынужденного банкротства снова собралась с силами — спустя год. Благодаря помощи семьи и близких друзей сегодня она в строю.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.

Поделиться
Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России