Будь краток или умри: Почему важные идеи должны быть размером с твит

Будь краток или умри: Почему важные идеи должны быть размером с твит
Фото: istockphoto.com
«Если ты не можешь уместить свою идею на обратной стороне конверта, значит она никудышная», — сказал мне как-то Ричард Брэнсон. Основатель Virgin Group знает, о чем говорит. Большинство известных предпринимателей и венчурных капиталистов, с которыми я беседовал, уверены: чтобы выглядеть убедительным, нужно уметь передать свою главную идею в одном коротком предложении — очень коротком. Еще лучше, если она поместится в одном твите.

Недавно мне довелось пообщаться с Джеффом Ралстоном, создателем Yahoo Mail и партнером венчурного фонда Y Combinator (этот престижный бизнес-акселератор инвестировал на раннем этапе в более чем 1 460 стартапов, включая Airbnb, Dropbox, Reddit и Stripe). Ралстон говорит, что учит предпринимателей ужимать их идею до одного предложения. «Если история слишком сложная, она не цепляет, — утверждает он. — Чтобы завладеть чьим-то вниманием, у вас есть пять секунд. У каждого инвестора есть смартфон, и он начинает проверять сообщения. Вы быстро потеряете его внимание. Нужна зацепка. Лучшая зацепка для стартапа — очень быстро сформулировать важность того, что вы делаете».

Состояние президента Sequoia Capital Майкла Морица оценивается в $3,2 млрд (эти деньги ему принесли ранние инвестиции в Google, Yahoo и LinkedIn). Однажды он сказал мне, что успешные предприниматели делятся своим видением четко и сжато. В 1999 году основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж пришли в офис Sequoia и сказали: «Мы собираем информацию со всего мира и делаем ее доступной». Одно предложение — и инвесторам моментально все стало понятно.

По словам Морица, лучшее изложение сути бизнеса, которое он слышал, принадлежит Сэнди Лернер, соосновательнице Cisco Systems. В 1986 году на просьбу сформулировать цель ее компании (состоявшей тогда лишь из восьми сотрудников), она сказала: «Мы связываем сети». Эта простая фраза стала девизом компании на последующие четверть века.

И Мориц, и Ралстон признают, что такая простота дается нелегко. Чтобы кратко сформулировать  важную идею, нужно очень-очень хорошо понимать преимущества своей задумки, продукта или услуги.

Настоящим мастером в этом деле был Стив Джобс. Исходный замысел при создании компьютера Apple был простым: «компьютер в руках обычного человека». Эта фраза удовлетворяет трем требованиям:

Краткость — фразу можно вместить в твит.

Конкретность — Джобс вложил «компьютер в руки обычного человека».

Последовательность — глава Apple при каждом удобном случае использовал эту фразу и делал это постоянно. Он повторял ее в рекламе, интервью и во время презентаций.

Зачастую ваши клиенты хотят, чтобы им помогли понять, каким образом ваш продукт или услуга впишутся в их жизнь. Расскажите о своих преимуществах быстро и сжато. Стив Джобс всегда делал это одним предложением, не углубляясь в детали.

— Что такое iPod?

— Это тысяча песен в вашем кармане.

— Что такое MacBook Air?

— Это самый тонкий в мире ноутбук.

Одно короткое предложение может убедительно говорить о многом. Если ваша идея не влезает в твит, поработайте над ней — пока не влезет.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.