Журнал
О проекте
О проекте
Inc. — журнал-икона американских предпринимателей.
Уже 37 лет он рассказывает, как запускать бизнес с нуля.
С 2016 года мы делаем это в России.
Связаться с нами лучше всего по электронной почте
Редакция
editorial@incrussia.ru
Рекламный отдел
ad@incrussia.ru
Адрес редакции
109263, город Москва, улица Шкулева, дом 9, корпус 1, офис II Вакансии

Объясняем на пальцах: Правительство хочет чипировать больше товаров. С чего начнут?

С 2016 года производителей меховых изделий, в том числе импортеров и торговых представителей, обязали чипировать товар радиочастотными RFID-метками (Radio Frequency IDentification). Минпромторг вдохновился и теперь хочет ввести маркировку лекарств, верхней одежды, обуви, ковров, древесины, сигарет, запчастей для автомобильной и авиационной промышленности. Так чиновники планируют бороться с контрафактом и серым импортом. Минсельхоз не отстает: ведомство заявило о желании чипировать молочную продукцию (производители молока против).

RFID-метки — устройства с микрочипом, на который записаны данные о продукте. Одна метка стоит от 15 до  22 рублей. Производители и импортеры товаров из меха обязаны промаркировать все изделия до 6 декабря 2016 года. Нарушителям грозит штраф до 300 000 рублей с конфискацией и уничтожением товара. Если непрочипированную партию оценят дороже миллиона рублей, могут возбудить уголовное дело.

Результатами чипирования пушнины в правительстве довольны. По информации замглавы Минпромторга Виктора Евтухова, легальный оборот пушного товара уже вырос на 850%. Арестовано более тысячи меховых изделий на общую сумму 40,1 млн рублей. «По количеству заявок на выдачу RFID-меток мы выявили масштабы черного рынка меховых изделий. До 90% — это нелегальный оборот», — заявил замминистра. Глава ФНС Михаил Мишустин в ноябре сообщил, что «в системе маркировки зарегистрировались около 8 000 участников, заказано и изготовлено более 6 млн меток на меховые изделия — в 16 раз больше официальных данных по обороту меховых изделий за 2015 год». Легализовались 20% участников рынка, отметил Мишустин.

Участники рынка жаловались на Гознак, который не успевал печатать RFID-метки, а также на бюрократические сложности. Чтобы приступить к маркировке, нужно завести электронную подпись, купить оборудование, зарегистрироваться в электронной системе, заключить договор с Гознаком. В результате некоторые компании свернули работу.

С 1 января следующего года стартует эксперимент по маркировке лекарств — бизнесмены опасаются, что это приведет к удорожанию продукции. Глава Минпромторга Денис Мантуров успокоил их тем, что для фармацевтических средств будут использовать не RFID-метки, а дешевые QR-коды. Когда маркировка лекарств станет обязательной — неизвестно, равно как и категория товаров, которая попадет под чипирование следующей. Отечественные производители (особенно те, кто подготовится к нововведениям заранее), вероятно, выиграют за счет снижения количества контрафакта и серого импорта.

Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России